В ресторане на Куршской косе к нам подошла молодая девушка-официантка:
- Здравствуйте! Меня зовут Катя! Сегодня я буду вас обслуживать и надеюсь, вам понравится в нашем ресторане.
Нам на самом деле понравилось в этом заведении в поселке Рыбачий на берегу залива. И нет, это был не раскрученный рыбный ресторан чуть дальше по улице, к которому каждые 15 минут подвозят туристические автобусы и в котором не протолкнуться от гостей.
Девушка Катя на самом деле старалась и мы, конечно, оставили ей чаевые, как это сейчас модно - через мобильное приложение. В приложении у Кати стоял девиз «Коплю на Айфон». Искренне надеюсь, что в то лето ей удалось собрать денег на свою мечту, она очень старалась.
Хлеб официанта непрост. Но в наше время у него все-таки имеется хоть и небольшой, но обязательный оклад, хоть мы все и понимаем, что значительная часть зарплаты складывается из чаевых.
До революции же, в тот самом Серебряном веке, когда так сладко хрустели французские булки, жизнь официанта получалась совсем не сладкой.
Откройте «Человек из ресторана» Ивана Шмелева, там прекрасно описано, каково было тогда работать в ресторане или трактире.
Для начала стоит отметить самый принципиальный момент: до революции зарплаты у официанта не имелось в принципе. Что клиенты изволят дать «на чай», вот с этого и кормись.
Более того, поступая на службу в приличное заведение, кандидат в официанты или половые, если речь идёт о трактире, оставлял залог.
Из оставленного залога у него потом могли вычесть и вычитали деньги, например, за разбитую посуду. Даже в том случае, если эту посуду разбил не официант, а гость. Ты же его обслуживал? Обслуживал. Так чего не следил, чтобы он тарелками не кидался?! А стал бы следить и не давать тарелками кидаться, то обиженный купчина не дал бы чаевых, а то и нажаловался бы начальству, что его обслужили из рук вон плохо. И вообще бы выгнали. Вот и крутись, как хочешь.
Да! За испорченную скатерть тоже платил официант из своего кармана. И за то, что клиент не расплатился по счету. А ты куда смотрел?! А почему отпустил без оплаты?! Ах он одет прилично и карточку свою оставил, мол, завтра обязательно расплатится. Ну вот он с тобой и расплатится, а пока ты с заведением из своего залога расплатись. Не получил сразу расчет - значит твои проблемы.
В общем, получение чаевых, причем больших, для официантов было прямым вопросом выживания. Стоит ли удивляться тому, что клиентов дурили как могли или старались чуть ли не в лепешку расшибиться, чтобы угодить. Или совмещали и то, и другое сразу.
А для борьбы с суровым начальством среди официантов заводили общества взаимопомощи и артели, в которые они вносили некоторую установленную денежку, а «общество» взамен помогало тем, кто заболел или кого хозяин несправедливо выгнал со службы. В том же «Человеке из ресторана» главный герой очень удивлялся тому, как такое общество-профсоюз в результате помогло ему пережить сложные месяцы, когда в жизни героя все покатилось под откос.
Так что хлеб дореволюционного официанта зарабатывался совсем непросто. Работа с людьми вообще дело непростое, всем угодить сложно. А нужно, потому что «как потопаешь, так и полопаешь».