Найти в Дзене
🎬💥Кинодом

Роскошные платья Дианы из "Собаки на сене" - как их создавали

Недавно я в своей статье сравнивала нашу и испанскую экранизации пьесы Лопе де Вега "Собака на сене", и коснулась вопроса костюмов - они в нашей версии выглядят куда богаче и правдивей, нежели в версии испанцев. Я решила исследовать этот вопрос - уж очень было интересно, как в СССР смогли создать такое роскошество в эпоху тотального дефицита. Думаю, что и вам это будет интересно.

Костюмы для фильма создавались под руководством Татьяны Евгеньевны Острогорской - известного советского художника по костюмам. Она руководила процессом разработки и пошива костюмов для таких фильмов как "Д'Артаньян и три мушкетера", "Тартюф", "Дон Сезан Де Базан", "Зеленая карета", "Актриса", "Благочестивая Марта" и еще с десяток других.

Татьяна Евгеньевна Острогорская. Источник: Википедия
Татьяна Евгеньевна Острогорская. Источник: Википедия

Итак, вернемся к "Собаке на сене". Главная героиня картины Диана, графиня де Бельфлор появляется на экране в шести одеяниях. Впервые мы ее видим в некоем подобии халата, пошитом из серебристо-зеленоватой парчи с характерными длинными до пола рукавами с разрезами, надетым поверх белой сорочки - на Руси такое одеяние называли однорядкой. Причем у этого халата имеется и довольно длинный шлейф.

Маргарита Терехова в парчовой однорядке
Маргарита Терехова в парчовой однорядке

Кстати говоря, в сцене, где графиня допрашивает прислугу при смене кадра заметно, что на Тереховой то и дело меняются сорочки - у одной широкая кружевная кайма на груди без белых бусин, у другой кайма узкая и с бусинами (см. галерею):

Ее следующий выход состоялся уже в парадном платье - со стоячим кружевным воротником, квадратным декольте, с декорированием золотистым рисунком и каймой, но главное - с роскошной золотошитой вставкой на груди.

-5

В фильме это платье кажется черным, что в целом вполне соответствует статусу вдовствующей графини, я, собственно, так и думала - графиня носит черное, потому что вдова. Но на самом деле оно довольно яркого синего цвета:

Синее бархатное платье Дианы в музее Ленфильма
Синее бархатное платье Дианы в музее Ленфильма

Если присмотреться, то на тех кадрах, где Терехова стоит на солнце, платье заметно отдает синевой. По воспоминаниям начальника цеха подготовки съемок "Ленфильма" Елизаветы Пахомовой, синий бархат нашли у антикваров, а ту самую золошитую вставку сделали из головного убора католического монаха. Однако последний факт лично у меня вызывает сомнения. Во-первых, у католических монахов подобных головных уборов нет. Тиары полагаются только епископам. А тиара не настолько велика, чтобы из нее можно было соорудить вставку подобного размера. И самое главное - рисунок на ней удивительно похож на рисунки косынок "золотая головка", который носили в Псковской губернии. Сравните - де факто это один и тот же узор с незначительными отличиями:

Вставка на платье Дианы и псковская "золотая головка"
Вставка на платье Дианы и псковская "золотая головка"

А если присмотреться внимательно, то на вставке можно увидеть места соединения деталей, которые точно совпадают с очертаниями рисунка на косынке:

-8

Так что я уверена в том, что костюмеры использовали именно псковскую косынку для создания этой детали. Кстати, называлась такая вставка стомак от английского "стомач" - живот. Вообще эта деталь была отдельной - в те времена еще не умели кроить цельные лифы, застежек "молний" не было, и платья были сборными: отдельно надевалась юбка, отдельно - лиф, к нему булавками крепился стомак, а поверх всего этого надевалось что-то типа распашного халата, оставляющего переднюю часть юбки и стомак открытыми. Этот "халат" тоже крепился булавками.

Еще одно роскошное платье Дианы - красное с золотым стомаком, с разрезными рукавами с золотыми нижними рукавами. Обращает на себя внимание роскошный стоячий кружевной воротник. Его смастерили из самой обычной кружевной тесьмы, которая продавалась в магазинах "Ткани", и укрепляли кароном-сеткой и клеем.

-9

А это - то самое знаменитое черное платье с "жемчугом".

-10

Здесь оплечное декольте, что не соответствовало эпохе - в ту пору в моде были глухие горловины и воротники раф - дискообразные гофрированные воротники, в которых утопала голова.

Михаил Боярский на пробах на роль маркиза Рикардо. Его костюм с воротником раф. Фото - ЦГАЛИ СПб
Михаил Боярский на пробах на роль маркиза Рикардо. Его костюм с воротником раф. Фото - ЦГАЛИ СПб

Но создатели костюмов решили "оголить" Диану, чтобы показать красивые плечи актрисы и ее шею, и тем самым привлечь зрителя. Им это удалось. И усиливала эффект нитка крупного "жемчуга", крепившаяся к спинке платья.

Еще одно парчовое платье Дианы. В глаза бросается его явное сходство с первым костюмом-однорядкой, скорей всего, была использована та же выкройка, только в нее внесли изменения: укоротили рукава и подол, добавили вертикальные полосы по переду, сделали отрезной лиф и широкую юбку, заложенную в складки:

-12

И последнее платье - свадебное. Оно белое, хотя на самом деле впервые белое свадебное платье было явлено миру 10 февраля 1840, когда королева Виктория решила разрушить шаблоны и надеть белое на собственную свадьбу. До этого знатные дамы Европы для похода к алтарю надевали просто что-то очень нарядное.

-13

На белом платье видна широка кружевная пелерина (берта) и удлиненная баска (кружевная накидка поверх юбки). Это платье удачно гармонирует с такими же белым свадебным нарядом Теодоро, они смотрятся как "фэмили лук".

Кстати говоря, все эти платья (за исключением свадебного) и остальные костюмы в дальнейшем неоднократно появлялись в других фильмах: "Благочестивая Марта", "Дон Сезар де Базан", "Ослиная шкура", "Д'Артаньян и три мушкетера", "Сирано де Бержерак", "Старая, старая сказка", "Мушкетеры двадцать лет спустя". Так что киноодежда может жить собственной и довольно насыщенной жизнью, а нам остается только восхищаться изобретательностью костюмеров.

Конечно, костюмы в фильме не историчны и некоторые специалисты укоряют его в том, что костюмы не соответствуют народности - например, в одном из эпизодов Диана появляется в мантилье (как и Марсела в одном из эпизодов), но мантилья - национальный испанский головной убор, а действие пьесы разворачивается в Италии. Но на самом деле на рубеже 16 и 17 веков Неаполь входил в состав Испании, так что Диана вполне могла носить мантилью, да и сама она вполне могла быть испанкой, а не итальянкой.