Найти в Дзене
Дизайн с Алексом Маком

Такие родные, тёплые и душевные пейзажи художника Ивана Похитонова. Забытый художник, картинами которого восхищался сам Третьяков.

Картинами этого живописца, который не получил профессионального художественного образования, восхищался знаменитый художник Репин. Его творчество восхищало и мецената Павла Третьякова. Этого прекрасного художника звали Иван Павлович Похитонов.

В деревне. Художник Иван Похитонов.
В деревне. Художник Иван Похитонов.

Картины Похитонова сегодня хранятся в музеях по всему миру и в частных коллекциях в разных странах и далеко не все из них известны специалистам. Трудно поверить, но он очень долго шёл живописи, хотя с самого детства отлично рисовал. Он должен был стать военным, ведь родился он в семье артиллерийского офицера в Херсонской губернии.

Он обучался в Екатеринославском частном пансионе Гумберта. После его окончания он продолжил обучение в Полтавском кадетском корпусе. Учеба в военной школе не нравилась Ивану, и он перешёл в Николаевскую гимназию. Его тянуло к природе. В1868 году он стал студентом Петровско-Разумовской земледельческой и лесной академии в Москве. Это была одна из самых ярких школ «эпохи реформ». Академия учила совершенствованию отечественного земледелия, животноводства и лесоводства перенимая лучший опыт стран Европы.
Жатва. Художник Иван Похитонов.
Жатва. Художник Иван Похитонов.

В академии была большая студенческая библиотека, включавшая в себя многие нелегальные издания, которые привлекали внимание студентов, мечтавших о скором процветании родины. В 1869 года в одном из дальних уголков Петровско-Разумовского парка произошло описанное Достоевским в романе Бесы убийство студента Иванова. Начались репрессии против членов кружков академии. И хотя Похитонов не был причастен к революционным течениям, он был отчислен из академии и отослан в родную Матреновку под надзор полиции.

Труженик в поле . Дерево, масло. 17,8 х 26,7 см. Художник Иван Похитонов.
Труженик в поле . Дерево, масло. 17,8 х 26,7 см. Художник Иван Похитонов.

В 1870 году Иван Похитонов поступил на естественный факультет одесского Новороссийского университета. Среди преподавателей там был ещё совсем молодой будущий великий русский ученый Илья Мечников. Их долгие годы связывала дружба и общие интересы. Материальные проблемы заставили Ивана бросить учебу. Он устроился на службу контролером в контору Одесского банка, а затем вернулся домой в связи с болезнью отца и стал управлять семейным имением.

Охотники. Художник Иван Похитонов.
Охотники. Художник Иван Похитонов.

В 1876 году Похитонов посетил в Одессе пятую выставку передвижников. На него неизгладимое впечатление произвели картины Ивана Крамского, Алексея Саврасова, Михаила Клодта, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи. На выставке он познакомился с талантливым и успешным живописцем Афанасием Размарицыным, который уже в зрелом возрасте начал писать картины, оставив работу в конторе. Эта встреча стала решающей. Похитонов решил стать художником. Для этого он поехал в Италию, а затем - в Париж.

Охота в лесу. 1879 год. Художник Иван Похитонов.
Охота в лесу. 1879 год. Художник Иван Похитонов.
Он стал много писать. Но конкуренция была невероятной. Его картины продавались, но денег не хватало. Он искал места для подработки. Но тогда это было сделать совсем непросто из-за сильных русофобских течений в связи с началом русско-турецкой войны. Но ему помогали обосновавшиеся ранее соотечественники. Это были очень крупные сообщества деятелей искусства и культуры, куда входили представители различных стран. В этой среде и нашел Похитонов самую сердечную дружескую поддержку. На одном из вечеров познакомился со ставшей в 1879 году его женой — жизнерадостной и энергичной студенткой медицинского факультета.

В начале 1880-х годов Похитонов, снимавший тогда скромную квартиру с мастерской на полюбившемся художникам холме Монмартр, пробовал силы в разных жанрах живописи. Это были пейзажи, натюрморты, изображения охотничьих собак, жанровые и батальные сцены. Но особенно хорошо художнику удавались "миньоны" .

Вид на Буживаль. Художник Иван Похитонов
Вид на Буживаль. Художник Иван Похитонов

Это были произведения миниатюрной живописи, требовавшие ювелирной отделки и тонкости, невероятно популярные во Франции в то время.

Весна. Художник Иван Похитонов.
Весна. Художник Иван Похитонов.

Хорошо художнику удавалась и пейзажная живопись в стиле лучших работ Камиля Коро, Жана Франсуа Милле, Шарля Добиньи. С их их работами Похитонов имел возможность подробно ознакомиться в 1878 году, когда в Париже в рамках Всемирной выставки демонстрировалась большая итоговая экспозиция произведений французских художников. На живопись Похитонова оказал влияние и зарождавшийся импрессионизм. Это видно по близко перекликающимся картинам с полотнами Камиля Писсарро, Моне и Альфреда Сислея...

Девушка с зонтом на солнце. Художник Иван Похитонов.
Девушка с зонтом на солнце. Художник Иван Похитонов.
На закате. Художник Иван Похитонов.
На закате. Художник Иван Похитонов.

Удивительно, как различные влияния в живописи того времени органично усваивались Похитоновым на основе своего собственного художественного дара. К нему пришла подлинная слава.

Жатва. Дерево, масло. 17,5х25 см. Художник Иван Похитонов. Одесская государственная картинная галерея.
Жатва. Дерево, масло. 17,5х25 см. Художник Иван Похитонов. Одесская государственная картинная галерея.
Рыбаки близ Льежа. Дерево, масло, 15,4 х 24.5 Частное собрание. Художник Иван Похитонов.
Рыбаки близ Льежа. Дерево, масло, 15,4 х 24.5 Частное собрание. Художник Иван Похитонов.

Имя Похитонова стало известным всему художественному Парижу. Он писал пейзажи, созданные с величайшей любовью, как и действующие в нем персонажи. Они были написаны с абсолютным совершенством. Мастерство Похитонова не могло не произвести впечатления.

Охотники. Художник Иван Похитонов.
Охотники. Художник Иван Похитонов.

Чтобы он ни писал, далевой вид на французскую столицу, осенний туман в полях, старинные деревни или обычную кошку мы явственно и сегодня ощущаем прохладу пасмурного дня, особенности фактуры каменных и кирпичных стен, прозрачность ветвей облетевших деревьев или мягкость и теплоту пушистой кошки на этих невероятно красивых полотнах...

Кот. 1878. Масло, дерево, бумага. 19×24.8 см. Частная коллекция. Художник Иван Похитонов.
Кот. 1878. Масло, дерево, бумага. 19×24.8 см. Частная коллекция. Художник Иван Похитонов.

Ему была присуща некая феноменальная зоркость, превышающая способности обычного человека и развитая страстью к охоте и наблюдению природы (неслучайно он учился на естественном факультете). Незаурядной была и твердость руки художника, его способность точно передавать мельчайшие формы и детали изображаемого. Но главным в его работах всегда оставалось не самоценная виртуозность мастерства, но желание и умение вместить в «лилипутское» (по выражению одного из критиков) поле работ емкое живописно-поэтическое содержание.

Косцы. Художник Иван Похитонов.
Косцы. Художник Иван Похитонов.

Успех был невероятным. Меньше, чем за месяц русский художник получил около двадцати предложений о сотрудничестве от лучших французских галерей. Но он выбрал Жоржа Пти — крупнейшего деятеля художественной жизни Парижа, организатора выставок импрессионистов, самого успешного продавца картин во Франции.

Так всего за несколько лет произошло беспрецедентное превращение неприкаянного русского дилетанта из провинции в модного живописца, достигшего художественного Олимпа Франции и России того времени.

Тру-Луэт.  1895 Дерево, масло. 13.8 х 17.2. Художник Иван Похитонов
Тру-Луэт. 1895 Дерево, масло. 13.8 х 17.2. Художник Иван Похитонов

Однажды художника посетил Василий Поленов, который спросил отчего тот все в Париже, да в Париже. Художник ответил, что у него и у жены слабые лёгкие и зимой им в России жить попросту нельзя...

Пригород Парижа. Художник Иван Похитонов.
Пригород Парижа. Художник Иван Похитонов.

Жизнь Похитонова с семьёй в Париже отличалась скромностью. Он охотно общался больше не с французами, а с находившимися в Париже земляками.

На закате. Художник Иван Похитонов.
На закате. Художник Иван Похитонов.
Туман. Художник Иван Похитонов.
Туман. Художник Иван Похитонов.

В конце 1880 — начале 1890-х годов, поэзия пейзажных образов художника осложняется драматизмом, чувством тревоги, одиночества, душевной смуты. Вероятно это связано с личными переживаниями художника. В 1889 году произошел его разрыв с женой. Она не очень разделяла поэтически-художественные стремления супруга, была дамой практичной и амбициозной с резким характером. После разрыва с мужем она достигла больших успехов, став специалистом по женской красоте. Её статьи активно публиковались в журнале Дамский мир, а труд доктора медицины Матильды Похитоновой "Красота и гигиена" был переведен на несколько языков и многократно переиздавался во Франции.

После проводов. 1890-е Дерево, масло. 19,4 х 28,6. Собрание О.Л. Маргания, Москва. Художник Иван Похитонов.
После проводов. 1890-е Дерево, масло. 19,4 х 28,6. Собрание О.Л. Маргания, Москва. Художник Иван Похитонов.
Весна. Пейзаж с двумя фигурами. Художник Иван Похитонов.
Весна. Пейзаж с двумя фигурами. Художник Иван Похитонов.

Похитонов связал свою судьбу с младшей сестрой Матильды Евгенией, оказавшейся ему гораздо более душевно близкой и до конца дней бывшей ему настоящим другом. С середины 1891 года он словно обрел второе дыхание. Он был счастлив. Его картины того периода обладают невероятной жизнеутверждающей силой.

Весна. Художник Иван Похитонов.
Весна. Художник Иван Похитонов.
Везувий. Художник Иван Похитонов.
Везувий. Художник Иван Похитонов.
Художник Репин Илья Ефимович Портрет художника Ивана Павловича Похитонова 1882
Холст, масло. 64,5 × 53,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник Репин Илья Ефимович Портрет художника Ивана Павловича Похитонова 1882 Холст, масло. 64,5 × 53,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художник много путешествовал и работал на юге Франции, в Биаррице, а затем — в Италии, на Сицилии, в местечке Торро дель Греко, расположенном на берегу Неаполитанского залива у подножия Везувия. Много времени он проводил и в Бельгии, посвящая теперь большинство произведений изображению полюбившихся ему предместий и окрестностей Льежа, живописных берегов Мааса и городку Ла Панн, одном из живописнейших морских курортов.

Берег моря. Художник Иван Похитонов.
Берег моря. Художник Иван Похитонов.
Ла Панн. Пляж. 1895. Масло, дерево. Третьяковская галерея. Художник Иван Похитонов
Ла Панн. Пляж. 1895. Масло, дерево. Третьяковская галерея. Художник Иван Похитонов

Его работы стали еще более композиционно выверенными, лаконичными, приобретали особую музыкальность. Но сюжеты его произведений, как всегда, оставались очень простыми и понятными каждому зрителю.

Берег моря. Ла-Панн. 1890-е, Дерево, масло. 17х26.3. Художник Иван Похитонов.
Берег моря. Ла-Панн. 1890-е, Дерево, масло. 17х26.3. Художник Иван Похитонов.
Пляжная сцена в Ла-Панне. Художник Иван Похитонов.
Пляжная сцена в Ла-Панне. Художник Иван Похитонов.

Жизнь на побережье обращает взгляды художника к морю. Так в творчестве художника в 1890-е годы появились прекрасные морские пейзажи. Эти полотна невероятно точно воссоздают ощущение морского простора, солёного ветра, тончайшие градации вечно меняющихся красок неба над морем, завораживающие ритмы набегающих на берег волн. Этими картинами можно любоваться бесконечно.

Художник на берегу моря. 1900 год. Художник Иван Похитонов.
Художник на берегу моря. 1900 год. Художник Иван Похитонов.
Блеск снега. Подлесок. 1889 год. Художник Иван Похитонов.
Блеск снега. Подлесок. 1889 год. Художник Иван Похитонов.

Художник невероятно красиво писал зиму. Так живо представить белый снег мало кто мог. О снеге в работах Похитонова прекрасно написал Эмиль Витмер: «...если Святой Франциск говорил с птицами, то Похитонов говорил со снегом. Он привез из России с ее долгими зимами концепцию благотворного снега — не савана смерти, а оберегающего жизнь покрова, праздничного украшения, преображающего самые обыкновенные предметы, сообщающего им обаяние девственной чистоты и свежести...."

На закате. Художник Иван Похитонов.
На закате. Художник Иван Похитонов.

Холодные и пугающие европейцев проявления зимы благодаря дару Похитонова становились волнующими, сказочными.... Зимняя пора даже в Бельгии напоминала художнику родную природу.

Куры. Художник Иван Похитонов.
Куры. Художник Иван Похитонов.

Работы Похитонова в это время приобрели ряд музеев и многие коллекционеры. В октябре 1904 года Академия художеств в Петербурге удостоила его звания своего действительного члена — правда, почему-то академиком.

Птицы в лесу. Сумерки. Художник Иван Похитонов.
Птицы в лесу. Сумерки. Художник Иван Похитонов.

Художник часто работал в России. Он дружил с Львом Толстым. Однажды Похитонов провел в Ясной Поляне около двух недель, гулял, купался вместе с Львом Николаевичем в реке, подолгу говорил с ним. И чаще всего эти разговоры были о мучительных проблемах России того времени.


Л.Н.Толстой. Фотография с дарственной надписью И.П. Похитонову. 1905 год.
Л.Н.Толстой. Фотография с дарственной надписью И.П. Похитонову. 1905 год.
Въезд в Ясную Поляну (Толстой верхом). 1906. Дерево, масло. Художник Иван Похитонов
Въезд в Ясную Поляну (Толстой верхом). 1906. Дерево, масло. Художник Иван Похитонов
Портрет Л. Н. Толстого на террасе. 1905 Дерево, масло. 12 x 10 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Портрет Л. Н. Толстого на террасе. 1905 Дерево, масло. 12 x 10 см Государственный Русский музей, С.-Петербург

Он постоянно пытался остаться в России. Но в 1905 году жестокость и наглость правления в России произвели на художника удручающее впечатление. Он поспешно уехал из страны. Но его опять тянуло на Родину. Он предчувствовал надвигающуюся на Европу катастрофу (приближалась Первая мировая война) и в конце 1913 — начале 1914 года художник вновь вернулся в Россию. Здесь его и застало начало военных действий. В России, в то время напоминавшей вулкан накануне извержения, никому не было дела до живописи...

Поле пшеницы. 1910-е. Масло, дерево. 14.5×18.5 см. Художник Иван Похитонов. Частная коллекция.
Поле пшеницы. 1910-е. Масло, дерево. 14.5×18.5 см. Художник Иван Похитонов. Частная коллекция.
Лунная аллея в Жупиле. 1911. Дерево, масло, 7,5 х 10, Художник Иван Похитонов. Частная коллекция
Лунная аллея в Жупиле. 1911. Дерево, масло, 7,5 х 10, Художник Иван Похитонов. Частная коллекция

Наступил 1917 год. В период революции он уехал из Петербурга на Украину, а затем на Кубань. Он жил в Екатеринодаре и станице Горячий Ключ, известном курортном месте, славившемся целебным источником, ведь здоровьем пожилой художник уже не отличался. В 1919 году Похитонов уехал в Бельгию, где воссоединился с родными и вернулся к относительно спокойной творческой жизни.


И.П. Похитонов в своей мастерской. Изображение в зеркале. Брюссель. Фото. 1923
И.П. Похитонов в своей мастерской. Изображение в зеркале. Брюссель. Фото. 1923
Равнина Брессу под снегом.  Дерево, масло. 9.6х17. Художник Иван Похитонов
Равнина Брессу под снегом. Дерево, масло. 9.6х17. Художник Иван Похитонов
Сумерки. Художник Иван Похитонов
Сумерки. Художник Иван Похитонов

Художник все чаще писал, не выходя из мастерской. В этих картинах на века сохранилось ощущение прощания художника со столь любимым им миром. В этом же году сердце художника остановилось навсегда. Он умер двенадцатого декабря 1923 года в возрасте семидесяти двух лет, оставив миру свои невероятные картины.

Берег моря. Художник Иван Похитонов.
Берег моря. Художник Иван Похитонов.

Вот такая большая публикация получилась сегодня. Я надеюсь, Вы получили удовольствие от этой статьи и от просмотра прекрасных картин художника Ивана Похитонова. Не забывайте ставить лайки, подписываться, писать комментарии - это важно для меня. Настало время прощаться с Вами, дорогие читатели. Но нас ждет еще очень много интересного... До новых встреч. Ваш Алекс.