"Мы писали, мы писали, наши пальчики устали..." Эти слова из всем известной ритмической гимнастики. Её учителя начальных классов проводят, когда видят, что ученики потеряли концентрацию внимания, стали отвлекаться и вертеться на местах, устали после сосредоточенного выполнения задания, например, письма в тетрадях.
А почему дети устают от письма?
Причин несколько: это и физическое напряжение всего тела, и в первую очередь кисти руки, недостаточно развитая мелкая моторика, а, возможно, привычка неправильно держать ручку при письме.
- Поэтому очень важно сразу научить ребёнка правильно держать ручку. Учить этому нужно не в школе и не перед школой, а в раннем возрасте! В 2 года, а то и чуть раньше малыш, зажимая в руке карандаш, радует взрослых своими творениями. Именно сейчас нужно мягко поправлять и правильно вкладывать карандаш в ручку ребёнка.
- Нужно развивать мелкую моторику: давать детям рвать бумагу, мять игрушки, трогать различные предметы, застёгивать пуговицы, нанизывать бусины на нитку, лепить из пластилина. Этой теме посвящено большое количество материала на канале "Капуча".
А если у ребенка выработается привычка неверно захватывать пишущий предмет, то он и за столом будет сидеть неправильно, как бы "нависая" над ним. Это приводит к нарушению кровообращения в шейном отделе, а значит, мозг не «питается». Из-за этого ребёнок быстро устаёт, у него болят руки и голова, портится осанка и зрение.
Вот несколько способов, как можно проверить правильность захвата ручки:
- указательный палец может легко подниматься, а ручка не падает;
- во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца;
- расстояние от кончика стержня до указательного пальца около 2 см (у левшей — 3-4 см, иначе ребёнок будет закрывать левой рукой написанное).
Некрасивый почерк и "писательская" мозоль - это тоже следствие неправильного захвата ручки.
Чтобы не допустить подобных проблем, можно предложить ребёнку выполнять следующие упражнения:
- написание графических диктантов с разным нажимом на карандаш;
- рисовать маленьким кусочком мелка, чтобы ребёнок смог держать его лишь подушечками трёх пальцев (большим, указательным, средним);
- собрать рассыпанную на столе фасоль.
"...Мы немножко отдохнём и опять писать начнём!" и учёба будет в радость, а значит, и прочными навыки и умения.
Удачи вашим детям в наступившем учебном году!
Автор: Наталья Гасс