И снова о нашем прекрасном шифере. Почему его не рекламируют у нас так, как рекламируют металлочерепицу, ондулин и мягкую кровлю? Да потому что самый лучший в мире кровельный материал в рекламе не нуждается.
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! Я НЕ СОБИРАЮСЬ НИКОГО УЧИТЬ, КАК СТРОИТЬ ЧАСТНЫЙ ДОМ. Я ПРОСТО ПЫТАЮСЬ НАПРАВИТЬ МЫШЛЕНИЕ БУДУЩИХ ЗАГОРОДНЫХ ДОМОВЛАДЕЛЬЦЕВ В НУЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ. МОЖЕТЕ МНЕ НЕ ВЕРИТЬ, НО ПЕРЕПРОВЕРИТЬ ВСЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ БОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВЫ ПРОСТО ОБЯЗАНЫ. ДЛЯ ТОГО Я И НУЖЕН, А ТО МНОГИЕ ЗАСТРОЙЩИКИ ВООБЩЕ НЕ ДОГАДЫВАЮТСЯ О ПРОБЛЕМАХ, КОТОРЫЕ Я ОСВЕЩАЮ.
Я уже много писал про шифер – раз так 36 или 37. Но наши люди, которые хотят переехать из города в деревню на постоянное место проживания, привыкли думать по-городскому, а не по-деревенскому. То есть они думают, что надо обязательно жить рекламой, а не собственной головой.
Ну, а реклама – дело такое, суровое, как некоторые сильные вещества, на которые хоть раз присел, то больше с них не слезешь. И даже самый последний дурак знает весь вред этих веществ, но без них уже и жить не может. А реклама – это такое же вредное вещество, причем гораздо более действенное, потому что на него не действуют государственные запреты, и потому ее можно узоуращать (слово изменено по цензурным соображениям) как хочешь. А у наших рекламщиков строительных материалов фантазия очень изуоращенная, часто похлеще, чем у китайцев.
В общем и целом, возвращаемся к нашему любимому асбестоцементному шиферу и рассмотрим самое главное его преимущество перед самыми «популярными» сегодня, то есть самыми рекламируемыми вариантами – металлочерепицей, ондулином и мягкой кровлей. Я об этом преимуществе почему-то не писал в ранних своих научно-строительных трудах, так вот – пишу сейчас.
Итак, начнем с того, что наши строительные рекламщики сегодня шифер не рекламируют – очень невыгодно. Зачем рекламировать хороший материал, когда и плохих пруд пруди, а на плохом материале, как правило, можно заработать больше, чем на хорошем. Так, сегодня выгоднее продавать всякую металлическую черепицу, мягкую кровлю, ондулин, а то и еще что-нибудь похлеще. Причем заработать на них можно гораздо больше, и причина тут очень простая.
Вот, например, практически никто из городских застройщиков (будущих домовладельцев) на селе не знает, чем на самом деле отличается обычный асбестоцементный шифер от перечисленных выше материалов. Нет, они знают, что «шифер уже не тот», что он «тяжелый», «хрупкий», «обрастает мхом», и «вообще некрасивый».
Правда это, или глуппости?
Ну, что-то правда, а что-то глуппости. То, что шифер тяжелее, чем тонкий стальной лист – это аксимома, и спорить с ней никто не станет. Но с таким же успехом, например, можно узнать, что кирпич тяжелее газоблока, но если кому-то предложить эти материалы в одну цену, то газоблок останется на складе, а кирпич будет оперативно вывезен. Поэтому параметр тяжести пока что не учитываем.
Шифер – материал хрупкий, но почему-то у нас на деревне металлическую кровлю можно найти только днем с огнем одну на сто тридцать пять квадратных километров, а шифером покрыто всё подряд – и дома, и сараи, и курятники, и даже почтовые ящики. И многие шиферные кровли уже мхом поросли от старости, но почему-то дыры в них не обнаруживаются хоть сто лет в обед.
Ну ладно, насчет моха я пошутил, на самом деле этим паразитным растением покрываются любые крыши – и стальные, и битумные, и ондулиновые. Надо просто хорошо крышу покрасить, и никакого моха на ней вы не увидите хоть сто лет в обед. Кстати, покраской шифера снимается и претензия к его некрасивости. Так что этот вопрос с повестки дня тоже снимаем.
Что там еще? «Шифер уже не тот»? Кто придумал эту глуппость? Шифер – это шифер, на его качестве производителю сэкономить просто невозможно, как невозможно сэкономить на производстве соленых огурцов. Если огурцы будут невкусными, то их никто не станет покупать. Поэтому современный производитель не может выпускать «не тот шифер» даже сегодня – любой потомственный деревенский житель прекрасно умеет различать качество шифера, и его не надурить дешевой рекламой.
А вот житель городской в сортах шифера не разбирается, и чтобы скрыть свою немощность в этом вопросе, он и придумывает всякие теоремы типа «шифер уже не тот». А что такое теорема? Теорема – это недоказанная аксимома, а так как начинающий сельский застройщик в математике разбирается так же слабо, как и в строительстве, то для него что аксимома, что теорема – один херен. «Шифер уже не тот», и всё тут.
Ну ладно, оставим математику, перейдем к физике строительных процэссов. Самое главное, чего не знает наш начинающий загородный застройщик о шифере – это то, что шифер как кот, который гуляет сам по себе. Чтобы шиферная крыша прекрасно функционировала, ее не надо закутывать миллиардами всяких пленок и использовать при ее устройстве тонны всяких подкладок. То есть, когда покупаешь шифер, тебе как максимум могут вдовесок впарить только краску, и всё.
А вот кровля из металлочерепицы имеет практически двойную цену, потому что под ней постоянно образуется конденсат, который обязательно надо куда-то выводить, отсюда и необходимость приобретения целой кучи всяких недешевых гаджетов, начиная с гидроизоляции и всяких скотчей, и заканчивая повышенным количеством теплоизоляционных и звукоизоляционных материалов.
Говорят, что под ондулином и мягкой кровлей конденсат не собирается, как под металлочерепицей? Ну, конечно же не собирается, но если под этими материалами не устроить такой же дорогостоящий гидроизоляционный пирог, то крыша будет течь похлеще чем металлическая. Причины бывают самые разные, но одна из них – быстрый износ материала, который начинается не с годами, а уже в первую же зиму, когда морозы начинают рвать кровлю. И процесс этот протекает лавинообразно год от года, а то и месяц от месяца.
С шиферной кровлей таких метаморфоз не случается. Асбестоцементный шифер не боится никаких морозов хоть сто лет в обед, если по нему не прыгать в кирзовых сапогах с утра до вечера, то никаких трещин на нем не образуется. Конденсат под такой кровлей не собирается, к тому же средняя толщина шифера в 1 см обеспечивает прекрасную звукоизоляцию подкровельного пространства, и выполняет работу немалой части самого лучшего утеплителя. Таким образом, применив шифер, можно сэкономить огромные деньги не только на гидроизоляции, но и на утеплении.
Вот как раз этого наши новоявленные будущие загородные домовладельцы и не знают, и даже знать не хотят. У них в голове прочно засели термины «шифер уже не тот», «некрасивый», «бьется легко», да еще и опасный, потому что асбест, как известно, очень тоокссиччный (слово изменено по цензурным соображениям). Впрочем, про абсолютную безвредность отечественного асбестоцементного шифера не знают только дураки, я уже об этом писал, и дальше заострять на этом внимание не собираюсь. Хотя могу, если возникнет потребность.
А почему, спрашивается, наши новоявленные будущие загородные домовладельцы не знают обо всех достоинствах шифера?
Да потому что такой прекрасный материал, как шифер, сегодня совершенно не рекламируется. Почему не рекламируется? Это тоже загадка для тех, кто учится читать только по рекламным проспектам металлочерепицы и ондулина. И дело не в том, что шифера сегодня производится очень мало – его производится даже больше, чем в раньшие времена из-за повышения темпов современного загородного домостроительства. Но вот не каждому магазину выгодно этот материал продавать, да и современные кровельщики с шифером возиться не хотят.
Дело тут в единственном, по сути, недостатке шифера, отмеченном выше – его весе. Шифер стоит дешевле, чем металлочерепица, а транспортировка его – дороже. Вот продавец и возит с завода тонкий стальной лист, который по кубометрам и легче, и стоит гораздо больше. А так как рекламой занимаются в основном продавцы, а не производители, то и рекламный эффект металлочерепица получает гораздо более высокий.
Точно также дело обстоит и с ондулином, и с битумной черепицей. Реклама – двигатель торговли, и тут шифер проигрывает. А то, что он выигрывает в долговечности и в прочих качествах – эта информация до современного потребителя, наученного жить только по рекламе, просто не доходит.
В заключение хочу представить следующие цифры, взятые из рекламных проспектов.
1). МЕТАЛЛОЧЕРЕПИЦА.
«Срок службы металлочерепицы до 50 лет. Но если листы не оцинкованные, то при монтаже велика вероятность их деформации. В таких местах защитное покрытие может полностью разрушиться, и материал прослужит намного меньше. В этом случае лучше не экономить и отдать предпочтение оцинкованной металлочерепице».
Вы поняли, да? Чтобы срок службы металлочерепицы был ДО 50 лет, обязательно нужно РАСКОШЕЛИТЬСЯ. Но термин «ДО 50» лет подразумевает и 5 лет, и даже 2 года. Если раскошелишься на оцинкованный вариант, то может прослужит и подольше.
2). ОНДУЛИН.
«Срок службы ондулина варьируется от 40 до 50 лет, как заявляет об этом производитель».
Но это, наверное, срок хранения ондулина, потому что никак не может быть ондулин долговечнее металлочерепицы. Или может? Посмотрим другой рекламный сайт.
«Производители материала дают гарантию на ондулин в 15 лет. Но как показывает практика, этот материал сможет «отработать» и все 40-50 лет. Такой срок службы довольно внушителен, но так ли это на самом деле? Тут многое зависит от вас самих».
Фраза «многое зависит от вас самих» сообразительного потребителя наверняка должна насторожить. И на самом деле, для того, чтобы срок службы ондулина на крыше хотя бы гипотетически мог приблизиться к 40-50 годам, нужно опять-таки раскошелиться – на материал самого высокого (немецко-американского) качества и на профессиональных кровельщиков, работа которых обойдется дороже, чем стоит сама крыша.
3). БИТУМНАЯ ЧЕРЕПИЦА.
«Битумная черепица, изготовленная на основе стеклоткани, с покрытием из гранулированного битума стоит недешево. Длительность эксплуатации может варьироваться в зависимости от марки и производителя. Битумосодержащие или рулонные виды - от 10 до 15 лет, а мягкая черепица - до 30 лет».
Да, битум уже не тот. Но тут нам попадается интересная фраза – «стоит недешево», а «недешево» - это такой синоним популярной русской фразы «как музейная редкость». Но дополнительно раскошелиться опять-таки придется, причем весьма так нехило – любой музей позавидует.
«На преждевременный износ битумной черепицы влияют такие факторы, как…» (опустим). «…Чтобы соблюсти гарантийный срок эксплуатации битумной черепицы, требуется обустройство правильной вентиляции внутренней части кровли… оборудование вытяжек и специальных отверстий… правильная высокопрофессиональная укладка материала»… и т. д. и т. п.
Поняли? Снова надо раскошелиться, причем неслабо, ибо «высокопрофессиональная укладка», да еще и всякое сложное «обустройство» влетит в копеечку. И при этом никак вы выше 30 лет эксплуатации не перепрыгните, хотя сообразительный потребитель прекрасно понимает, что утверждения отечественной рекламы надо делить минимум на три, а то и на десять.
4). ШИФЕР.
«Несмотря на период активного промышленного создания и применения асбестоцементного шиферного материала больше, чем 100 лет, с точностью узнать и подтвердить эксплуатационный срок шифера волнового типа уполномоченным госслужбам и организациям так и не удалось. Ни один из документов, представляющих основные стандарты, которые определяют требования к листам шифера, его габаритам и параметрам, к методу устройства кровли из шиферных листов, не регламентирует эксплуатационный срок шифера, и более того, нет никаких указаний или формулировок про то, что кровля из шифера является одноразовой. Есть определенные указания на методы и качества приема, перевозки шифера, но при этом нет ничего, что можно было бы применять для того, чтобы определить срок эксплуатации».
Это такая информация к размышлению. Прилагаемая ниже фотография красноречивее приведенного выше текста.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРО СТРОЙКУ:
Как защитить саманные и землебитные стены строящегося дома от дождя и сырости?
Какая крыша лучше – двухскатная или односкатная?