Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг составляют заметную часть бюджета граждан. Для расчета расходов на жилищно-коммунальные услуги требуется знание норм как федерального, так и регионального законодательства. Основополагающие нормы, касающиеся определения размера жилищных выплат содержатся в статьях 156–157 ЖК РФ. Начисление платежей по коммунальным услугам осуществляется исходя из количества потребленных жителями квартиры ресурсов. Если определить объем предоставленных услуг невозможно (в квартире не установлены приборы учета), то расчет осуществляется с применением нормативов по каждому виду услуг.
Нормативы могут устанавливаться:
- На квадратный метр общей площади жилого помещения;
- На каждого проживающего в квартире человека.
- Итоговая сумма платежа определяется путем умножения тарифа на:
- Объем потребленных за расчетный период ресурсов по счетчику;
- Норматив и на общую площадь квартиры (отопление);
- Норматив и на количество жильцов (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение)
Если многоквартирный дом оборудован общедомовым счетчиком, то расчет суммы за коммунальную услугу вычисляется следующим способом: общий объем потребленных всеми жильцами услуг умножается на тариф и на площадь конкретной квартиры, поделенную на общую площадь всех помещений МКД.
Следует учитывать, что статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ на собственников жилья, подключенного к системе централизованного снабжения ресурсами, возложена обязанность при наличии технической возможности оборудовать свое жилье приборами учета. В противном случае законодательно запланировано поэтапное применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления ресурсов. Нередко возникают ситуации, когда собственник обнаруживает в квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) какие-либо неточности или ошибки, повлекшие искажение суммы, подлежащей оплате. Ошибки в квитанции по оплате коммунальных платежей могут возникать в результате технических ошибок и в результате умышленных действий управляющей организации.
Как проверить начисления ЖКХ?
Во избежание необоснованных переплат нужно тщательно проверять информацию, содержащуюся в платежных документах:
- Соответствие фактическим сведений о количестве проживающих и площади жилой недвижимости;
- Обоснованность изменений нормативов потребления и тарифов на услуги;
- Внесение новых пунктов в платежку;
- Начисление платы за непредоставленные услуги.
- Каждый плательщик может сегодня проверить задолженность по ЖКХ, уточнить начисляемые суммы и также быть в курсе изменения тарифов.
Куда обратиться, если неправильно начисляют коммунальные платежи?
При возникновении сомнений в правильности начислений платы за коммунальные и жилищные услуги гражданин вправе обратиться за разъяснениями в управляющую компанию, которая, в свою очередь, обязана на основании ст. 10 ЖК РФ обеспечить беспрепятственный доступ к информации обо всех расчетах. Стандарты раскрытия данной информации установлены постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №731. Сведения предоставляются неограниченному кругу лиц на основании письменных и электронных запросов. Срок рассмотрения запроса составляет 10 дней. В заявлении необходимо изложить суть вопроса и потребовать провести проверку правильности начислений, также следует указать:
-Наименование управляющей организации;
-Фамилия, имя и отчество потребителя услуг;
-Адрес, на который необходимо направить ответ.
Если ответ по существу от управляющей компании не получен или результат рассмотрения обращения не удовлетворяет заявителя, можно подать жалобу в контролирующие органы. Жилищным законодательством предусмотрена обязанность снижения платы за ЖКУ при некачественном предоставлении услуг или предоставлении таких услуг с перерывами.
Если изменение размера выплат не было произведено, необходимо зафиксировать факт предоставления некачественных услуг в специальном акте и составить заявление о перерасчете платы за коммунальные услуги.