Найти тему

Советские секретные проекты: Первые реактивные бомбардировщики. Часть IV

Картинка из свободных источников. Самолет 77 (Ту-12)
Картинка из свободных источников. Самолет 77 (Ту-12)

Туполевский "Самолет 77"

Это была модернизация более старого поршневого типа, весьма успешного Ту-2 с двигателем военного времени двигателями ASh-82FN. Сам Ту-2 использовался в качестве испытательного стенда, на котором можно было оценить эффективность реактивных двигателей в полете, агрегаты размещались в отсеке, установленном под носовой частью фюзеляжа, и все бывшие немецкие, бывшие британские и собственные советские двигатели были испытаны на этом самолете. Первый официальный запрос Туполеву на разработку реактивного бомбардировщика был получен 9-го апреля 1946 года, и начались конструкторские работы по двум проектам, "Самолет 72" и "Самолет 73". "Самолет 72" был модифицированной версией прототипа поршневого бомбардировщика Ту-8, но он не продвинулся очень далеко, потому что к началу 1947 года стало ясно, что "Самолет 73" был лучшей конструкцией. В течение 1947 года бюро активно работало над "Самолетом 73", поскольку прототип должен был подняться в воздух к середине года, чтобы быть готовым к участию в традиционном ежегодном воздушном параде в Тушино. Однако в конечном счете первоначальный макет пришлось переработать.

Летные испытания начались 26 июля 1947 года, и в августе самолет был продемонстрирован на Тушинском авиасалоне. После внесения ряда модификаций официальные государственные испытания этого типа были завершены в феврале 1948 года. По сравнению с Ту-2, Ту-12 показал гораздо более высокую максимальную скорость и улучшенную скороподъемность и служебный потолок, но его взлетно-посадочные характеристики были не столь хороши. Чтобы достичь той же дальности полета, что и Ту-2, реактивный бомбардировщик должен был перевозить гораздо больший объем топлива, что давало больший взлетный вес; таким образом, значительное увеличение скорости полета было оплачено большим снижением взлетно-посадочных характеристик. Кроме того, отсутствие герметичных кабин с отоплением и вентиляцией значительно снижало эффективность полетов Ту-12 на большой высоте (все последующие реактивные бомбардировщики Туполева обладали этой особенностью). Наконец, из-за повышенного давления воздуха в полете выяснилось, что практически невозможно использовать защиту спины и живота.

Небольшая партия Ту-12 с двигателями РД-45 отечественного производства была укомплектована заводом № 23 и использовалась для обучения экипажей, хотя один экземпляр был модифицирован в летный стенд Ту-12ЛЛ для оценки прямоточных реактивных двигателей, в этой роли он использовался до начала 2000-х годов.

Опыт, накопленный конструкторским бюро Туполева при разработке, изготовлении и испытаниях Ту-12, позволил ОКБ разработать более совершенные преемники Ту-12.