Как вы думаете, что может быть общего между знаменитым греческим учёным Архимедом и не менее знаменитым, ну, по крайней мере, в мою молодость, комиссаром Каттани? Заинтриговал?
Одна из 20 областей современной Италии носит название крупнейшего острова Средиземного моря, поскольку целиком и полностью располагается на нём и прилегающих к нему островках. Ко всему прочему Сицилия находится практически в самом центре Средиземноморья, что сделало её желанной добычей для каждого, кто хотел бы контролировать этот регион, а её историю даже по итальянским меркам необычайно богатой и насыщенной.
В далёкую античность остров заселили греки. Крупнейшим греческим полисом в ту пору считался город Сиракузы, известный целой коллекцией разнокалиберных тиранов, но, прежде всего, как родина великого учёного Архимеда. Со временем Сицилии стала ареной непримиримой борьбы между двумя могущественными средиземноморскими государствами - Римом и Карфагеном. Победа досталась римлянам. После поражения Ганнибала Сицилия на шесть столетий превратилась в римскую провинцию, исправно снабжавшую столицу империи продовольствием. Впрочем, она по-прежнему находилась в центре исторических событий. Именно сюда стремились перебраться повстанцы Спартака. Да и сам остров несколько раз оказывался в руках местных восставших рабов.
После падения Рима Сицилия пошла по рукам. Из Африки сюда припёрлись самые настоящие вандалы, причём в прямом и переносном смысле. Навстречу им из Италии двигались мрачные готы Теодориха Великого. Но в итоге варваров с острова выставили культурные византийцы. В 535 году они сделали Сицилию своей главной базой для последующего завоевания Апеннинского полуострова. Таким образом, византийский полководец Велизарий положил начало доброй традиции, просуществовавшей 14 веков вплоть до операции "Хаски" Харольда Александера в годы Второй Мировой войны.
В IX веке византийцев вытеснили арабы, которые на протяжении 70 лет регулярно вторгались на остров, пока не заполнили его целиком, основав тут Сицилийский эмират, просуществовавший почти столетие. Кстати, они оказались одними из немногих, кто так и не покусился на материковую часть Италии. Ну а в XI веке на Сицилию занесло... викингов. К тому времени этих морских бродяг, сеявших страх по всей Европе, называли норманны. Предки Роберта Хитро*опого, которого у нас почему-то на французский манер зовут Роберт Гвискар, когда-то перебрались из Скандинавии в Нормандию. Ну а сам он решил попытать счастье на просторах Средиземного моря.
Норманны лихо заняли мусульманскую Сицилию, после чего, нимало не стесняясь, переправились через Мессинский пролив и погнали византийцев. Папа Григорий VII, изначально приветствовавший прибытие единоверцев, в гневе отлучил Роберта от церкви, но это почему-то не помогло. Когда же на наглого викинга не подействовало и повторное отлучение, понтифик признал факт существования Сицилийского королевства и попросил у бравых норманнов помощи против германского императора Генриха IV.
Увы, век господства викингов на Сицилии продлился, как и положено веку, чуть больше столетия. В 1194 году остров вошёл в состав Священной Римской империи германской нации, однако Сицилийское королевство не было ликвидировано и существовало как одно из владений императора. После того как Гогенштауфены лишились императорской короны, они сумели сохранить королевскую корону Сицилии, что сильно не понравилось очередному папе. И тогда Урбан IV решил передать власть над островом младшему брату французского короля Людовика IX Святого, анжуйскому графу Карлу.
Утвердившись на Сицилии, честолюбивый Карл размечтался об огромной империи в центре Средиземного моря, для чего присоединил к своим владениям Неаполь, Албанию и даже объявил себя королём Иерусалима. Однако свободолюбивым сицилийцам посреди мрачного Средневековья приспичило поиграть в демократию. Импичмент своему королю они решили объявить ни позже, ни раньше, а аккурат в светлый праздник Пасхи 29 марта 1282 года, и в честь Воскресенья Христа отправили к Нему на встречу масштабную делегацию примерно в 4 тысячи перебитых по всему острову французов. Европейские историки, не чуждые чёрному юмору, нарекли это кровавое событие вполне благообразно - Сицилийская вечерня.
Понимая, что Карл не смирится с потерей острова, сицилийцы передали его под власть короля Арагона Педро III. Затянувшуюся на 20 лет войну французы проиграли. Потомки Карла Анжуйского, как это ни странно, двинулись дальше на восток, и прославили себя в качестве правителей Венгрии и Польши. Ну а Сицилия оказалась под власть арагонских королей. Пока их соседи кастильцы двигались на юг, в ходе Реконкисты очищая Испанию от мусульман, арагонцы тянули свои загребущие ручонки на восток, присоединяя один за другим средиземноморские острова.
Педро III отдал Сицилию одному из своих младших сыновей, и формально она оставалась самостоятельным королевством, пока король Мартин I Гуманный не объединил под своей личной властью все завоевания Арагона. Как одно из владений арагонской короны Сицилию унаследовал Карл V Габсбург, а незадолго до смерти передал её своему старшему сыну - королю Испании Филиппу II. После того, как испанская линия Габсбургов пресеклась, Сицилия на время получила независимость и своего собственного короля - герцога Савойи Виктора Амадея II, первого итальянца на своём престоле. Однако тот вскоре обменял её на другой остров - Сардинию.
Сицилия досталась императору Карлу VI Габсбургу, но в 1734 году будущий испанский король Карл III Бурбон отобрал её вместе с другими итальянскими землями, принадлежавшими ранее испанцам. Перед смертью Карл III завещал испанский престол старшему сыну, а Сицилию и Неаполитанское королевство среднему, Фердинанду. 8 декабря 1816 года Фердинанд объединил два своих королевства в одно - Королевство обеих Сицилий, просуществовавшее всего полвека.
Сицилийцы довольно быстро разочаровались в Бурбонах и в целом сочувственно отнеслись к высадившейся на острове "тысячи" Джузеппе Гарибальди. Отчаянное сопротивление оказала разве что крепость Гаэта. Восхищённый мужеством сицилийской "королевы воинов" Марии Софии, лично вдохновлявшей гарнизон Гаэты на борьбу, император Александр II первой из женщин наградил её орденом Святого Георгия. Однако интегрироваться в новую единую Италию сицилийцы тоже не горели желанием. Бывшее Королевство обеих Сицилий заполыхало восстаниями, началась партизанская война. Итальянский флот расстреливал Палермо. Генерал Рафаэле Кадорна сжигал деревни, устраивал массовые казни.
Вероятно, именно в ту эпоху Сицилия и обзавелась своей главной визитной карточкой. Не потому ли мафия бессмертна, что она носила ярко выраженный националистический характер. Ведь согласно одной из легенд само это слово расшифровывается как Morte Alla Francia, Italia Anela (Сдохни Франция, вздохни Италия) и восходят якобы аж к самой Сицилийской вечерни 1282 года. Именно сицилийские эмигранты стали первыми американскими гангстерами. Правительство Бенито Муссолини не собиралось ни с кем делить свою власть. Фашисты объявили мафии войну не на жизнь, а на смерть. Не удивительно, что сицилийские мафиози охотно сотрудничали с высадившимися на острове американо-британскими войсками Александера. Появилась даже легенда, что и сама операция "Хаски" была спланирована мафией.
На Сицилии телесериал "Спрут" об отважном комиссаре Каттани не любят. Считается, что он дискредитирует жителей этой области в глазах иностранцев. Ведь мафия - далеко не единственная достопримечательность этого острова. Ну а Италия почитает как национальных героев судей Джованни Фальконе и Паоло Борселлино, павших от рук мафии.