3,1K подписчиков

Действительно ли со сказочными принцами что-то не так?

293 прочитали

Последние годы с бесконечной повесткой феминизма и толерантности, классические сказки претерпевают кучу критики и непонимания, как же к ним относиться в современном мире?

Соответствует ли современным реалиям спасение принцессы? Почему принцесса такая беспомощная? Почему она не самостоятельная? Почему она неизбежно связана с принцем?

Сейчас по сети ходит куча видео с темой «Что не так с диснеевскими принцами?».
Да и не только с принцами, вспомнить только
"Она - это все. Он - просто Кен".

Фотопроект "Падшие принцессы" Дины Гольдштейн
Фотопроект "Падшие принцессы" Дины Гольдштейн

Принцев рисуют какими-то абьюзерами, токсичными сталкерами, высокомерными засланцами из космоса и все в таком духе.
Хотя базовый посыл классических сказок ничего такого не подразумевал.

И масла в огонь подлила «звезда» будущего ремейка «Белоснежка» Рейчел Зеглер.

Кадр из интервью Рейчел Зеглер
Кадр из интервью Рейчел Зеглер

Мало того, что она высказалась о том, что ее пугает классическая Белоснежка, так еще и сообщила, что современную Белоснежку принц спасать не будет, она хочет не любви, а стать лидером. И вообще принц какой-то жуткий, почему он так зациклен на Белоснежке, зачем он ее преследует.
Одним словом маньяк.

Принцы Дисней
Принцы Дисней

Что ж.
Действительно, кажется, что парень, который целует незнакомую спящую девушку, это как-то странно и ненормально, но давайте на чистоту.

Суть-то вообще не в том, что девушка живет с незнакомыми гномами в пещере, не в том, что королева одержима красотой и травит ее яблоком, и не в том, что поцелуй может оживить человека.
Суть в том, что помимо юмора,
люди перестали понимать метафоры и аллегории.

В десятилетие, где шутить нельзя в страхе кого-то обидеть, люди стали воспринимать все буквально.
Никакой фантазии и анализа.

В то время как сказки всегда были входом в детскую психологию, чтобы объяснять, почему происходит так, а не иначе.
Другой вопрос, что порой сами родители не особо понимают, а о чем собственно сказка.

И здесь стоит разобраться.

И раз уж мы говорим о Белоснежке, то возьмем за пример ее типаж в сказках и эпосе.

Сказки как архетипы

Все сказки делятся на архитипические сюжеты. Эти архетипы отлично описаны в книгах психолога Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Так, например, Белоснежка, Спящая красавица, Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, Руслан и Людмила, да даже Фиона в Шреке, которая обладает боевыми навыками - все они входят в архетип «Ожидающая пробуждения и спасения».

Суть этих сказок не в том, чтобы инфантильно ждать, когда мужчина придет и скрасит безрадостную жизнь женщины.

Некоторые современные женщины вообще не могут переносить одиночество и считают, что только с мужчиной они могут быть счастливы, и ждут, когда придет хоть какой-то мужчина и разрулит ее проблемы.

Но здесь важный момент, что проблемы чаще всего происходят из-за того, что женщина не проходит внутренние уроки, с ней происходят ситуации, в которых она должна чему-то научиться, это внутренняя работа.

Мужчина не спасет женщину от ее внутренних демонов, скорее наоборот, если она упорно не проходит уроки, мужчина будет создавать еще больше ситуаций для ее дискомфорта, но никак не будет спасать ее.

Мужчина может создать внешнюю безопасность, быть партнером в семейных отношениях, но во внутреннем мире женщина спасает себя сама.

Собственно, в сказках сон принцессы играет очень важную роль.

Это не пассивное ожидание спасения.
Это аллегория на то, что женщина защищает себя от внешнего мира, от недостойных мужчин, от соблазнов и искушений во время своей работы над своим внутренним миром.

Именно такое состояние поможет не кидаться на первого встречного, а дожидаться достойного мужчину, который в свое время проходит свои трудности и препятствия на пути к ней.

То есть сон в контексте этого архетипа сказок - это активная работа.

Не та, где необходимо открыть 10 бизнесов, а работа над собой, саморазвитие, которые вполне могут быть в процессе открытия бизнеса.
То есть женский бизнес в какой-то степени - это форма внутренней работы первично, а заработок вторично.

Духовная работа занимает порой длительное время, а потому и сон принцессы глубокий.

В этом сне она учится быть не такой доверчивой и наивной, учится не угождать всем и каждому, учится быть более смиренной, чтобы в конечном счете встретить своего мужчину, уготованного судьбой.

И если со сном все становится понятно, то вопрос поцелуя остается открытым.
Но и его трактовка - это метафора.

Трактовка поцелуя принца

Поскольку мы всегда видим, что именно поцелуй пробуждает принцессу, мы можем догадаться, что пробуждение происходит ментальное.

Кадр из мультфильма Белоснежка и семь гномов (1937)
Кадр из мультфильма Белоснежка и семь гномов (1937)

Это соприкосновение мужской и женской энергий, поцелуй - это символ духовного союза.
Есть традиция целовать образы святых, то есть это приобщение к святости. Таким образом, женщина, работающая духовно становится для мужчины возможностью приобщиться к ее внутренней чистоте, это становится трансформацией для него.

Также поцелуй - это результат действий принца на пути преодолений к принцессе. Он достиг своей цели через препятствия.
Он проявил свою активность, смог реализовать собственный потенциал, а для этого в отношениях женщина остается внешне пассивной, хотя внутренне наоборот.

Ей нужно приобрести мудрость, чтобы определить своего судьбоносного мужчину, а не вступать самой в битву с драконом, усаживая тем самым мужчину с коня на диван.

Таким образом, поцелуй - это ничто иное как выход мужчины и женщины на новый уровень. Это символ любви.
А любви много не бывает, вопреки высказываниям Зеглер, не лидерство создает успех, а наличие любви.