Производитель классического «мужского» кино Майкл Манн осуществил свою давнюю мечту — снять байопик о конструкторе знаменитых гоночных автомобилей Энцо Феррари. Первая за 8 лет работа культового режиссера получила на Венецианском фестивале смешанные отзывы. Полина Резникова с острова Лидо рассказывает, какой всё же получилась драма с Адамом Драйвером, где настоящей звездой оказывается Пенелопа Крус.
Самый ужасный год в жизни Феррари — 1957-й. Не так давно Энцо (Адам Драйвер) потерял сына, страдавшего мышечной дистрофией. Отношения с женой, а по совместительству и его бизнес-партнером Лаурой (Пенелопа Крус) не подлежат восстановлению после трагедии. Они не могут развестись, но супруга готова прощать ему измены, если муж будет успевать к завтраку. Одно опоздание — и Лаура не побоится вытащить пистолет. Однако женщина не подозревает, что в загородном домике Феррари прячет от ее глаз не только любовницу, но и второго сына.
Бизнесу не лучше. Пока другие «участвуют в гонках, чтобы продавать машины», Энцо «продает машины, чтобы участвовать в гонках». Такая философия логично приводит к банкротству компании. Решением может стать увеличение продаж машин после победы в гонке «Тысяча миль».
Манн задумал снять байопик об Энцо Феррари еще 20 лет назад. Тогда перевоплотиться в итальянского конструктора должен был Кристиан Бейл, который в ожидании роли успел сняться в другой гоночной работе — «Ford против Ferrari» Джеймса Мэнголда. Затем место отошло к Хью Джекману, а в итоге свалилось на уже типичного итальянца Адама Драйвера. В «Феррари» он играет так, словно забежал на съемки с соседней площадки «Дома Gucci». Изменений, помимо грима, никаких нет.
Изменений обычно нет и у Манна, все его фильмы сотканы по одному лекалу: мужской коллектив, суровые разборки и одержимость своим делом. В «Феррари» режиссер впервые уходит от огромного тестостеронового мира к маленькой личной драме. До этого ему еще ни разу не удавалось создать хоть один внятный женский образ: возлюбленные главных героев были лишь серыми фигурками на их фоне. Здесь же Пенелопа Крус смотрится интереснее и мужчин, и гонок. Ее Лаура — сильная и умная женщина, успевающая вместе с горем принести в картину столь необходимый юмор. Благодаря ей и небольшой линии Патрика Демпси в «Феррари» есть движение.
В параллельном монтаже Энцо с советским секундомером в руке сравнивают с Богом, а гонки — с религией. Его одержимость ставит под угрозу жизни и психическое здоровье окружающих. Люди умирают, люди страдают. Чуда не происходит. Сюжет продолжает плестись к финишной прямой, слово в слово пересказывая статью из Википедии об Энцо Феррари.
Главным же разочарованием фильма про гонки являются... сами гонки. Совершенно не динамичный процесс смотрится и звучит так, словно делался на скорую руку. Быстрее бы отвезти фильм в Италию и сорвать на родине Феррари шквал аплодисментов, но шквала не было. Лишь известная трагедия на трассе, снятая в рапиде, заставляет зрителей на минуту потянуться к экрану. Объяснений и хоть капли эмоциональной реакции на произошедшее не следует. Феррари продолжает чествовать победителей и спать с любовницей. Драйвер продолжает работать на «Оскар», а не на искусство.
Текст: Полина Резникова
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.