Россия - страна дорог. Не было бы дорого - не было бы и России. Важнейшей задачей любой власти на огромных пространствах нашей страны было создание и поддержание системы дорожных коммуникаций.
Это понимали ещё монгольские ханы: при Батые были учреждены по всем дорогам станции, где путники могли сменить лошадей, починить экипаж, отдохнуть. По монгольски они назывались "ямы", отсюда в русском языке слово "ямщик".
Впоследствии Иван Грозный, Алексей Михайлович, Петр Великий, Анна Иоановна и Екатерина II издавали указы о ямской и дорожной повинности, о почтовой службе.
В начале XIX века по все европейской России действовала сеть почтовых трактов, по которым через определенные расстояния располагались станции - ямские дворы, на которых содержались казённые лошади, ночевали ямщики, останавливались проезжающие.
Должность начальника станции - станционного смотрителя - была хоть и не слишком почетной, но всё-таки , как тогда говорили, офицерской. Смотрителю присваивался "классный чин" - коллежский регистратор, который соответствовал воинскому чину прапорщика. По меркам какой-нибудь деревеньки, приютившейся при почтовом тракте, это была завидная должность и вполне приличный чин.
К исходу XIX столетия в России насчитывалось около четырех тысяч почтовых станций. До нашего времени в Ленинградской области сохранились здания почтовых станций на старом Ямбургском тракте (Таллинское шоссе) в Кипене, Каськове, Чирковицах, Ополье, Ивангороде, на Московском тракте в Померанье. Эти станции были построены с 1807-1811 годах по типовому проекту архитектора Луиджи Руска. По назначению они уже давно не используются. Единственная почтовая станция, где и сейчас звенит ямской колокольчик пушкинской поры, встречает проезжающих на шоссе Петербург - Луга, бывшем Псковском тракте, в деревне Выра.
Сохранившиеся станционные здания, построены, правда, после смерти Пушкина, в 1837-1841 годах, но на месте ранее существовавших.
Псковским трактом не раз проезжал Пушкин, а значит, почти наверняка останавливался на этой станции. Героя повести "станционный смотритель" зовут Самсон Вырин. Естественно предположить, что знакомство со смотрителем почтовой станции в Выре послужило толчком к написанию повести.
Благодаря Пушкину и его горестному персонажу станция превратилась в уникальный и единственный в своем роде музей литературного героя.
Все станционное хозяйство и его быт живы до деталей: конюшни, сараи, дрова в поленницах....
А войдя в главное станционное здание, мы попадаем как бы внутрь повести Пушкина.
Вот сени; отсюда вход на "чистую половину", в комнату "для господ проезжающих". Там комната Дуни, а тут смотрительская, где кажется, что вот-вот увидишь живого Самсона Вырина.
Да и Пушкин скоро сюда приедет: вот зазвенит на дороге колокольчик....