Найти тему
Никита Непряхин

А вы умеете выстраивать линию аргументации?

Оглавление

Что представляет собой наша повседневная аргументация, будь то спор или просто убеждение в своей правоте? Зачастую, это хаотичный набор доводов! Бесструктурное изложение аргументов не всегда производит должный эффект. Их необходимо выстраивать в четкой последовательности.

Кадр из фильма "Темный рыцарь"
Кадр из фильма "Темный рыцарь"

Как подготовить линию аргументации? Вот простой, но проверенный алгоритм ⤵️

ШАГ 1️⃣: определяем аудиторию

Предположите, какими будут слушатели: условно доброжелательными (проверенные люди, которые воспримут информацию позитивно) или недоброжелательными (они могут не поддержать тезисы, которые вы будете доказывать).

Если вы не знаете, перед кем будете выступать, или не можете даже предположить реакцию аудитории, то считайте ее недоброжелательной.

ШАГ 2️⃣: находим самый сильный и самый слабый аргумент

Тут все просто. Наиболее доказанный, универсальный, выигрышный и объективный аргумент будет самым сильным, а сомнительный, контекстуальный — самым слабым.

ШАГ 3️⃣: начинаем с правильного аргумента

С недоброжелательной аудиторией стройте линию аргументации с самого сильного аргумента, а слабый оставьте на конец речи. А с доброжелательной наоборот — начните с самого слабого. Это обусловлено «эффектом края» (когда лучше всего запоминается услышанное или увиденное в начале и в конце) и психологией восприятия информации.

ШАГ 4️⃣: ставим сильные аргументы в начале и в конце

Если аудитория заранее неизвестна, ставьте сильные аргументы в начале и в конце своей речи. Аудитория запомнит именно их — самые мощные, выверенные и объективные из всей линии аргументации.

Сколько должно быть аргументов, для того чтобы позиция выступающего была выигрышной? Практика показывает, что для подтверждения своей правоты хватает 3-5 сильных аргументов. Если их меньше, то вам будет сложно доказать свою позицию. Если больше, то аудитория может в них запутаться. Помните: сила аргументов не в числе, а в весомости.

Статья написана Никитой Непряхиным на основе его книги «Убеждай и побеждай. Секреты эффективной аргументации», издательство «Альпина Паблишер».