Найти тему
Светлана Горячева

О том, как сбываются мечты

В мастерской.
В мастерской.

Если судить по названию, можно подумать, что автор собирается претендовать на освободившиеся с некоторых пор места тех волшебниц из интернета, которые занедорого продавали страждущим секреты исполнения желаний.

Но нет, это по-прежнему канал про живопись и немного про разную странную недвижимость. Просто расскажу на собственном примере, какими порой удивительными способами исполняются наши мечты. И речь опять пойдёт исключительно о двух предметах - изобразительном искусстве и весьма небанальных локациях - как в Питере, так и в Тольятти.

С самого раннего осмысленного возраста у меня было две заветные мечты.

С первой - стать художником - всё оказалось довольно просто. Достаточно было отбросить сомнения и двигаться в нужном направлении по тем дорогам, которые иногда открывались. В моём советском детстве казалось, что подобные притязания слишком большая наглость, скромнее надо быть и не высовываться. Как-то даже в голову не приходило, что можно попроситься в художественную школу. Вместо этого два или три года играла в музыкальном кружке на аккордеоне, который подарили бабушка с дедушкой. Бабушка, простая деревенская женщина, рассуждала примерно так: подобный навык - всегда верный кусок хлеба, в детском садике можно играть, или на свадьбах) Но музыканта из меня не вышло)

Дома я рисовала, конечно, плюс на каникулах активно осваивала материалы и книжки из мастерской дедушки, художника-любителя.

Но родственники всё равно удивились, когда после школы я собралась поступать на местный худграф. Я там, наверное, одна такая была, не из художки - даже постановку натюрморта на формате А2 рисовала первый раз в жизни. Но по конкурсу прошла)

А дальше вообще всё происходило как-то само собой. Нужно было только работать. Но если тебе интересно, то все усилия в радость.

С другой мечтой оказалось сложнее. Её даже внятно сформулировать не так просто. Но именно на этом пути происходили разные удивительные совпадения. Какие-то высшие силы явно откликались на запрос - но сам запрос выкристаллизовывался трудно и медленно, вероятно, запутывая тем самым дорогое Мироздание.

Это была смутная грёза о каком-то особенном месте. Даже так, о Месте. Душе требовалось какое-то пространство, где можно быть собой, заниматься любимым делом в окружении друзей и единомышленников.

О чём-то подобном грезил Ван Гог, когда пытался организовать коммуну художников в Арле. Но у него, как известно, всё закончилось отрезанным ухом. Мечты иногда жестоки, да.

С другой стороны, мечты появляются, когда реальность не слишком отвечает душевным потребностям. А реальность на заре моей юности представлялась совсем бесприютным и довольно пугающим местом. И не только потому, что автор была трепетным гуманитарием в суровом пролетарском городе, болезненно переживающим эпоху перемен. Со школьным детством автору вообще как-то фатально не повезло - может быть, под настроение, и расскажу тут подробнее. Насколько недружный был коллектив, могу показать на одном примере - на конкурс "Что? Где? Когда?" в старшей школе от нашего класса пришли только я и ещё один мальчик. Мы выиграли тогда вдвоём - против нескольких полноценных команд, без единого человека в группе поддержки. И после этого не общались)

В общем, когда падала станция "Мир", мне приснилась, что она рухнула прямо на нашу школу - и это был довольно-таки обнадёживающий сон)

Обстановка на улице в те времена тоже не располагала к приятному времяпровождению. Оставалось только смотреть в окошко и слушать Цоя)

Интерес к творчеству и биографии Виктора Робертовича подарил автору один из примеров, каким может быть то место, к которому стремится душа.

Про знаменитую "Камчатку" и про то, как жизнь привела меня прямо туда, я писала пару лет назад:

Питерская "Камчатка" как мечта и реальность
Светлана Горячева6 июня 2021

Но тогда Питер был ещё далеко, в окне ярко горели разноцветные огни родного города и, казалось, что там, за другими окнами, тоже есть какие-то ответы на твои вопросы и скрываются возможности, о которых ты даже не подозреваешь. И если с окнами квартир, магазинов и видеосалонов всё было примерно ясно, то высокий ряд окошек на крыше одной из многоэтажек как-то интриговал. Их яркое лимонное свечение притягивало взгляд и будило воображение. Не помню, кто первый в семье озвучил мысль: "вот бы там мастерскую" - но такие слова определённо прозвучали.

Вот так много лет спустя выглядит вид из родительского окна. Красная стрелочка показывает те самые окна - но надо учесть, что камера преувеличивает перспективу, в реальности всё кажется ближе.
Вот так много лет спустя выглядит вид из родительского окна. Красная стрелочка показывает те самые окна - но надо учесть, что камера преувеличивает перспективу, в реальности всё кажется ближе.

То есть пофантазировали на тему - что бы там могло быть внутри и как бы неплохо там было бы рисовать за этими огромными окнами на самом верху - и на время забыли.

А дорогое Мироздание не забыло.

Позже, когда я закончила институт и осталась работать на кафедре, а мой муж вступил в Союз художников России, и вообще прошло достаточно много времени, - наш коллега и замечательный художник Сергей Кириллович Дергун решил переехать в Петербург - и предложил нам с мужем занять его мастерскую.

Отгадайте, где располагалась его мастерская?

Причём, в девяностые это помещение занимал какой-то частный бизнес, там работал швейный цех или небольшая швейная фабрика - я до сих пор иногда нахожу по углам иголки. Яркий лимонный свет давали люминесцентные лампы, которые тоже сохранились. После помещение оказалось заброшенным и мэрия отдала его под мастерскую художникам. А Сергей Кириллович настоял на том, чтобы оно досталось именно нам. Ничего себе цепочка совпадений?

Из мансарды есть выход на крышу, с которой видно весь город, горы и Волгу. Так что у нас есть крыша) Своя собственная)
Из мансарды есть выход на крышу, с которой видно весь город, горы и Волгу. Так что у нас есть крыша) Своя собственная)

Надо сказать, устроена мастерская довольно своеобразно: к ней относится часть технического этажа, на которую можно спуститься по пожарной лестнице между балконами) Минус в том, что "удобства" находятся как раз этажом ниже) Конечно, настоящий художник на такие пустяки не будет обращать особого внимания. А вот заниматься с учениками на первый взгляд не очень удобно. Поэтому для частных уроков мы со временем купили студию в новом доме, про неё была заметка вот здесь:

А мастерскую стали потихоньку осваивать.

В процессе ремонта.
В процессе ремонта.
Это я там рисовала своих студенток - замечательные интересные девушки, однако наполнить мастерскую творческой молодёжью тогда почему-то не получилось. Предстояло ещё продумать формат общения.
Это я там рисовала своих студенток - замечательные интересные девушки, однако наполнить мастерскую творческой молодёжью тогда почему-то не получилось. Предстояло ещё продумать формат общения.

И всё бы ничего - но с рождением второго ребёнка я стала рисовать в основном дома, а муж оказался очень загружен по работе. То есть он, как настоящий коллекционер, приобретал и складывал там разные старинные вещи, писал и хранил картины, принимал гостей - но вот поддерживать порядок сил и времени почти не оставалось.

Вот, кстати, его картина, которая висит за моей спиной на заглавной фотке - чем больше на неё смотрю, тем больше мне нравится. Даже жалко будет отдавать, когда кто-нибудь купит.
Вот, кстати, его картина, которая висит за моей спиной на заглавной фотке - чем больше на неё смотрю, тем больше мне нравится. Даже жалко будет отдавать, когда кто-нибудь купит.
А это он ставил натюрморт для картины.
А это он ставил натюрморт для картины.

А потом началась эпопея с питерской коммуналкой, про которую я писала в этой подборке:

Нора в Питере | Светлана Горячева | Дзен

И в какой-то момент стало понятно, что для наилучшего завершения эпопеи студию надо будет продать - и перенести занятия в мастерскую.

Но когда я снова переступила её порог, то испытала истинный шок. За несколько лет мастерская превратилась в настоящую мужскую берлогу, до потолка заполненную дорогими сердцу мужа старинными вещами вперемешку с упаковочными коробками, рамами и холстами, строительными и рисовальными материалами, костюмами и предметами для постановок - и много чем ещё.

Знаете, как авторы Библии описывают крайнюю степень запустения? Руины, в которых поселились страусы. Вот разве что страусов не было - однако их роль прекрасно исполнили голуби, оккупировавшие балкон. Просто выпала створка, и некому было починить. Дорогой муж вместо этого умилялся вылуплявшимся в гнёздах голубятам и фотографировал, как они растут. Не обижать же птичек, в самом деле?

Вот я сейчас рассказываю про чудеса - но почему-то в моей жизни чудеса регулярно сводятся к тому, что приходится разгребать какое-нибудь... ну, скажем, добро, за какими-нибудь возвышенными натурами. Добра птички оставили огромное количество. К моменту уборки очередной выводок уже улетел, так что ни один голубок не пострадал. Но они ещё долго возвращались и укоризненно заглядывали в закрытое окно. Наверное, и думали про меня что-нибудь плохое.

Теперь мастерская выглядит так:

Со временем станет ещё лучше)
Со временем станет ещё лучше)
Вид из окна.
Вид из окна.

Потихоньку осваиваем новую площадку:

Боялась, что будет не очень комфортно - но, к моему удивлению, народ говорит, что тут даже лучше, чем в студии)
Боялась, что будет не очень комфортно - но, к моему удивлению, народ говорит, что тут даже лучше, чем в студии)
Главный плюс просторного помещения - можно пригласить модель и работать с натуры.
Главный плюс просторного помещения - можно пригласить модель и работать с натуры.
Модели тоже обычно довольны)
Модели тоже обычно довольны)

И вот что интересно - как-то за несколько лет бесконечных ремонтов работы с учениками возник этот круг единомышленников, с которыми интересно заниматься общим делом. Ко мне приходят умные, неординарные и просто удивительные люди - это учителя, художники, фотографы, матери семейств и бабушки. Есть среди нас хозяйка галереи, инженер-проектировщик, тату-мастер, есть дамы, которые приезжают даже из других стран и спешат порисовать в нашей компании. Сложился такой дружеский клуб по интересам со своей особой атмосферой, разговорами и чаепитиями. Часто замечаю, что и сама узнаю много нового и полезного из этих разговоров - в конце концов, обмениваться опытом для художника куда полезнее, чем вариться в собственном соку.

Ещё вот молодёжь наберём, для баланса - будет совсем хорошо.

В общем, с мечтами получается примерно как с Новым Годом: сначала ты веришь в Деда Мороза, потом не веришь в Деда Мороза - а потом вдруг ты сам Дед Мороз.