Когда Дмитрий Медведев посоветовал педагогам, которым не хватает денег, идти в бизнес - многие смеялись. Только не я. В сущности, предложение было совершенно справедливым - однако для того, чтобы ему последовать, требовался склад ума, отличный от того, которым обладают большинство учителей - в том числе, и в области изобразительного искусства.
К худу или к добру - жизнь очень рано показала мне, что работать в бюджетной сфере без каких-либо дополнительных финансовых опор - это путь к нищете и разочарованности. После защиты диплома с отличием в тольяттинском филиале самарского государственного педагогического университета мне предложили остаться работать на кафедре ИЗО - и это было почётное предложение) Только получив первую зарплату, я поняла, в чём подвох. Нагрузку сразу дали самую серьёзную - 1, 7 ставки, дипломное руководство. И на руки в конце месяца вышло неполных триста рублей - это были девяностые, что поделать. Для сравнения - кофточка на рынке стоила пятьсот - такая, в которой не очень позорно придти на работу.
В этот день мне стало понятно, что я обязательно буду продавать свои картины. Это решение аукается до сих пор: все мои знакомые - серьёзные художники, у меня одной откровенно коммерческая живопись, но мне нисколько не стыдно. Всё равно это хорошая живопись)
Кому интересно, картины можно посмотреть тут:
https://artnow.ru/hudozhnik-Goryacheva-Svetlana-zhivopis-kartiny-3-2574.html
А работа в университете в те времена была такой разновидностью благотворительности. Но если в семье благотворительностью занимаются двое, проблема дополнительного заработка становится особенно острой)
Шло время, постепенно наша кафедра расцветала, а потом благополучно загнулась - государство решило, что не очень заинтересовано в педагогическом образовании. В общем-то жаль - тольяттинский худграф был одним из лучших региональных худграфов. Мои студенты на олимпиадах по рисунку обставляли даже студентов Герценовки. А были и другие замечательные педагоги) Большинство из них ушли в недавно открытый Поволжский православный институт, чтобы начать там всё заново. Но мы пошли другим путём)
По акции застройщика студия в двадцать четыре метра продавалась за 999 тысяч рублей. Почти 380 тысяч мы смогли оплатить семейным капиталом, потом сняли со вкладов все сбережения, немного одолжили у мамы и взяли в Сбербанке потребительский кредит на 150 тысяч рублей. Долги отдали за год.
Квартира сдавалась с отделкой "под чистовую" - то есть представляла собой голую бетонную коробку. И ремонт надо было делать быстро и очень бюджетно, поэтому максимум работ приходилось делать своими силами. Удалось уложиться тысяч в семьдесят, как ни сказочно это звучит. Занималась этим в основном я, поскольку муж был официально трудоустроен и очень занят. Штукатурить, стелить линолеум и клеить обои мне очень помог отец. Да и поднять самой большинство материалов на пятнадцатый этаж без лифта мне было бы нелегко. Знаете ведь эту чудесную традицию - запускать лифт в новых домах после того, как сделают ремонт большинство жильцов - чтобы не испортили оборудование.
Тогда в Тольятти ещё не закрылась "Касторама", поэтому сантехнику и материалы я выбирала и заказывала там - конечно же, самые бюджетные. Чтобы поставить железную дверь, отнесла в скупку свою цепочку с подвеской - всё равно с тех пор, как ушла из университета, украшения особо некуда было надеть)
Стены в ванной покрасила по штукатурке белой акриловой краской. Так же покрасила высокое кирпичное ограждение балкона, от которого в комнате было темно. Из сантехники ограничились раковиной и унитазом, ванну решили не покупать, в ней не было необходимости. Пришлось потратиться на натяжные потолки - родные были настолько корявыми, что иначе никак. Разве что на плинтуса махнули рукой - сначала отложили на потом, а потом привыкли и так)
Ещё для студии необходимы стулья, табуретки (чтобы положить краски, кисти и палитры), пара стеллажей для драпировок и натурного фонда и обязательно чайник! Ничто так не вдохновляет настоящего художника, как выпить чаю в перерыве.
Как ни странно, найти учеников оказалось несложно - когда ты пятнадцать лет преподаёшь рисунок и живопись, образуется круг знакомых, где обязательно отыщется десяток желающих, а за ними подтянутся остальные. Очень помогают социальные сети. Постепенно стало понятно, что мужу лучше работается с абитуриентами, а в мои группы попадают либо педагоги, повышающие свою квалификацию, либо художники-любители, для которых живопись это хобби. У нас небольшие группы, четыре-пять человек, и, в отличие от художественных школ, мы можем позволить себе индивидуальный подход с учётом потребностей человека. И ещё у нас складывается особая клубная, дружеская атмосфера, которую невозможно представить в другом месте.
Основная тема моих занятий - цветочный натюрморт. Писать цветы я учу лучше всех) Часто это происходит в режиме мастер-класса, показываю, как пишется тот или иной элемент, помогаю закончить трудные места. Это энергозатратная, но эффективная методика, которая приводит к отличным результатам. Пишем масляными красками, осваиваем секреты многослойной техники живописи.
Обычно мы начинаем работу с натуры, а потом продолжаем по фото.
Надо сказать, для постановок очень кстати пришлась коллекция мужа - он собирает всяческий винтаж и антиквариат, поэтому таких красивых постановок, как у нас, не увидеть ни в одной художественной школе.
Что можно сказать в заключение? Не сказать, что студия -это способ разбогатеть. Мне она приносит 20-30 тысяч в месяц, мужу, наверное, примерно столько же - в зависимости от сезона. Напомню, что это провинция. Но ведь и не было задачи поставить всё чисто на коммерческие рельсы, выжать максимальную выгоду. Всё-таки, из учителей так себе бизнесмены) Зато я работаю с людьми, которые мне приятны, и столько, сколько мне не в тягость. Они тоже приходят за хорошими эмоциями и новыми знаниями - и уносят картины, которые не стыдно повесить на стену или подарить маме. У одной нашей девушки недавно купила букетик сирени дама из-за границы) Жизнь кипит - вот это, наверное, и есть самый главный результат)