Найти в Дзене
Светлана Горячева

Художественная студия с нуля: мой опыт в картинках и цифрах

Отсутствие начальства и благодарные ученики - мечта любого преподавателя.
Отсутствие начальства и благодарные ученики - мечта любого преподавателя.

Когда Дмитрий Медведев посоветовал педагогам, которым не хватает денег, идти в бизнес - многие смеялись. Только не я. В сущности, предложение было совершенно справедливым - однако для того, чтобы ему последовать, требовался склад ума, отличный от того, которым обладают большинство учителей - в том числе, и в области изобразительного искусства.

К худу или к добру - жизнь очень рано показала мне, что работать в бюджетной сфере без каких-либо дополнительных финансовых опор - это путь к нищете и разочарованности. После защиты диплома с отличием в тольяттинском филиале самарского государственного педагогического университета мне предложили остаться работать на кафедре ИЗО - и это было почётное предложение) Только получив первую зарплату, я поняла, в чём подвох. Нагрузку сразу дали самую серьёзную - 1, 7 ставки, дипломное руководство. И на руки в конце месяца вышло неполных триста рублей - это были девяностые, что поделать. Для сравнения - кофточка на рынке стоила пятьсот - такая, в которой не очень позорно придти на работу.

В этот день мне стало понятно, что я обязательно буду продавать свои картины. Это решение аукается до сих пор: все мои знакомые - серьёзные художники, у меня одной откровенно коммерческая живопись, но мне нисколько не стыдно. Всё равно это хорошая живопись)

Кому интересно, картины можно посмотреть тут:

https://artnow.ru/hudozhnik-Goryacheva-Svetlana-zhivopis-kartiny-3-2574.html

А работа в университете в те времена была такой разновидностью благотворительности. Но если в семье благотворительностью занимаются двое, проблема дополнительного заработка становится особенно острой)

Шло время, постепенно наша кафедра расцветала, а потом благополучно загнулась - государство решило, что не очень заинтересовано в педагогическом образовании. В общем-то жаль - тольяттинский худграф был одним из лучших региональных худграфов. Мои студенты на олимпиадах по рисунку обставляли даже студентов Герценовки. А были и другие замечательные педагоги) Большинство из них ушли в недавно открытый Поволжский православный институт, чтобы начать там всё заново. Но мы пошли другим путём)

Семейная ситуация подтолкнула нас купить студию в этом симпатичном новом доме. Но потом обстоятельства переменились - и студию решено было приспособить для занятий с учениками. Вообще-то, у нас с супругом есть мастерская от союза художников - просторная мансарда с выходом на крышу шестнадцатиэтажного дома, с которого видно весь город - но для сбора учеников это не самое подходящее место. Достаточно сказать, что "удобства" там находятся этажом ниже, в техническом помещении, куда надо спускаться через балкон по пожарной лестнице. Экзотика, да. А здесь - совсем другое дело.
Семейная ситуация подтолкнула нас купить студию в этом симпатичном новом доме. Но потом обстоятельства переменились - и студию решено было приспособить для занятий с учениками. Вообще-то, у нас с супругом есть мастерская от союза художников - просторная мансарда с выходом на крышу шестнадцатиэтажного дома, с которого видно весь город - но для сбора учеников это не самое подходящее место. Достаточно сказать, что "удобства" там находятся этажом ниже, в техническом помещении, куда надо спускаться через балкон по пожарной лестнице. Экзотика, да. А здесь - совсем другое дело.

По акции застройщика студия в двадцать четыре метра продавалась за 999 тысяч рублей. Почти 380 тысяч мы смогли оплатить семейным капиталом, потом сняли со вкладов все сбережения, немного одолжили у мамы и взяли в Сбербанке потребительский кредит на 150 тысяч рублей. Долги отдали за год.

Квартира сдавалась с отделкой "под чистовую" - то есть представляла собой голую бетонную коробку. И ремонт надо было делать быстро и очень бюджетно, поэтому максимум работ приходилось делать своими силами. Удалось уложиться тысяч в семьдесят, как ни сказочно это звучит. Занималась этим в основном я, поскольку муж был официально трудоустроен и очень занят. Штукатурить, стелить линолеум и клеить обои мне очень помог отец. Да и поднять самой большинство материалов на пятнадцатый этаж без лифта мне было бы нелегко. Знаете ведь эту чудесную традицию - запускать лифт в новых домах после того, как сделают ремонт большинство жильцов - чтобы не испортили оборудование.

Тогда в Тольятти ещё не закрылась "Касторама", поэтому сантехнику и материалы я выбирала и заказывала там - конечно же, самые бюджетные. Чтобы поставить железную дверь, отнесла в скупку свою цепочку с подвеской - всё равно с тех пор, как ушла из университета, украшения особо некуда было надеть)

Стены в ванной покрасила по штукатурке белой акриловой краской. Так же покрасила высокое кирпичное ограждение балкона, от которого в комнате было темно. Из сантехники ограничились раковиной и унитазом, ванну решили не покупать, в ней не было необходимости. Пришлось потратиться на натяжные потолки - родные были настолько корявыми, что иначе никак. Разве что на плинтуса махнули рукой - сначала отложили на потом, а потом привыкли и так)

Фото с самого первого занятия. Из оборудования - стол для постановок (из "Касторамы") и реечные мольберты из "Леонардо"(каждый стоит чуть больше тысячи и комплект из пяти штук я легко донесла в руках. Они лёгкие и занимают мало места)
Фото с самого первого занятия. Из оборудования - стол для постановок (из "Касторамы") и реечные мольберты из "Леонардо"(каждый стоит чуть больше тысячи и комплект из пяти штук я легко донесла в руках. Они лёгкие и занимают мало места)

Ещё для студии необходимы стулья, табуретки (чтобы положить краски, кисти и палитры), пара стеллажей для драпировок и натурного фонда и обязательно чайник! Ничто так не вдохновляет настоящего художника, как выпить чаю в перерыве.

Первые ученицы. Две героические девушки приезжали из другого города, чтобы порисовать со мной натюрморты.
Первые ученицы. Две героические девушки приезжали из другого города, чтобы порисовать со мной натюрморты.

Как ни странно, найти учеников оказалось несложно - когда ты пятнадцать лет преподаёшь рисунок и живопись, образуется круг знакомых, где обязательно отыщется десяток желающих, а за ними подтянутся остальные. Очень помогают социальные сети. Постепенно стало понятно, что мужу лучше работается с абитуриентами, а в мои группы попадают либо педагоги, повышающие свою квалификацию, либо художники-любители, для которых живопись это хобби. У нас небольшие группы, четыре-пять человек, и, в отличие от художественных школ, мы можем позволить себе индивидуальный подход с учётом потребностей человека. И ещё у нас складывается особая клубная, дружеская атмосфера, которую невозможно представить в другом месте.

Из окна видно лес.
Из окна видно лес.

Основная тема моих занятий - цветочный натюрморт. Писать цветы я учу лучше всех) Часто это происходит в режиме мастер-класса, показываю, как пишется тот или иной элемент, помогаю закончить трудные места. Это энергозатратная, но эффективная методика, которая приводит к отличным результатам. Пишем масляными красками, осваиваем секреты многослойной техники живописи.

Обычно мы начинаем работу с натуры, а потом продолжаем по фото.

Многие из учеников сами теперь продают свои картины.
Многие из учеников сами теперь продают свои картины.

Цветочный натюрморт - это ещё и хороший подарок.
Цветочный натюрморт - это ещё и хороший подарок.
Картину с цветами всегда найдётся куда повесить.
Картину с цветами всегда найдётся куда повесить.
Пионы, конечно, вне конкуренции.
Пионы, конечно, вне конкуренции.
Полевые цветы тоже хороши.
Полевые цветы тоже хороши.
Восточная тема.
Восточная тема.

Снова фрукты.
Снова фрукты.

Надо сказать, для постановок очень кстати пришлась коллекция мужа - он собирает всяческий винтаж и антиквариат, поэтому таких красивых постановок, как у нас, не увидеть ни в одной художественной школе.

Малая часть.
Малая часть.
Благодаря этому работы не выглядят учебными, а представляют собой самостоятельные художественные произведения.
Благодаря этому работы не выглядят учебными, а представляют собой самостоятельные художественные произведения.
Бывает, мы пишем и портреты. Иногда с натуры.
Бывает, мы пишем и портреты. Иногда с натуры.

Или по воображению. И с фотографий, конечно)
Или по воображению. И с фотографий, конечно)
Тоже приходится много показывать собственноручно. Но только так можно научить живописи. Если, конечно, человек готов научиться)
Тоже приходится много показывать собственноручно. Но только так можно научить живописи. Если, конечно, человек готов научиться)

Что можно сказать в заключение? Не сказать, что студия -это способ разбогатеть. Мне она приносит 20-30 тысяч в месяц, мужу, наверное, примерно столько же - в зависимости от сезона. Напомню, что это провинция. Но ведь и не было задачи поставить всё чисто на коммерческие рельсы, выжать максимальную выгоду. Всё-таки, из учителей так себе бизнесмены) Зато я работаю с людьми, которые мне приятны, и столько, сколько мне не в тягость. Они тоже приходят за хорошими эмоциями и новыми знаниями - и уносят картины, которые не стыдно повесить на стену или подарить маме. У одной нашей девушки недавно купила букетик сирени дама из-за границы) Жизнь кипит - вот это, наверное, и есть самый главный результат)