Надежда Васильевна всю жизнь тяжело работала. Мало того, еще и на заводе, где было опасное для здоровья производство. Но что поделать было, если это единственное место, где можно было заработать хоть какие-то, более менее, хорошие деньги.
Замуж Надежда вышла не столько по любви, а из-за того, что уже была в положении и быть матерью-одиночкой не особо хотелось. Муж Надежды оказался настоящим бесхребетным тюфяком. Бедной женщине много лет приходилось тащить на себе мужа и сына.
Оплатить коммуналку, купить продуктов, одежду. А потом сын пошел в университет, нужно было платить за учебу. Женщина все работала и работала. Она хотела дать хорошее будущее хотя бы сыну. Благо, это у нее получилось. Парень выпустился из престижного университета и начал работать в известной фирме на хорошей должности.
Женщина не могла нарадоваться. Она сделала все, чтоб сын ее ни в чем не нуждался. В то время и она была еще при силе. Не думала, что придет такое время, когда ей самой будет нужна помощь.
С годами здоровье начало подводить Надежду Васильевну. Просить сына о помощи было нелегко, ведь он уже был женат, постоянно в разъездах. Невестка же не питала симпатией к женщине, да и вообще к их городу. По мнению снохи, все были провинциалами, только одна она мадам, хотя сама вышла из села.
С Ириной ее Сергей познакомился сразу после окончания учебного заведения. Вместе оказались в одной электричке. Сережка ехал на дачу к школьному другу, чтобы отметить окончание учебного заведения, хотя учились в разных местах, но диплом получили в один день.
Пока учился ее сын, не было у него серьезных отношений. Надежда часто просила его, чтоб познакомил с девушкой.
- Мама, еще рано. Вот закончу обучение, тогда начну присматриваться, искать ту, с которой мне будет хорошо, а то вдруг придется жениться? Опять вешать еще одного человека на твою шею. – Всегда подходил, обнимал за плечи и обязательно целовал.
- Женюсь, будем тебя со своей избранницей холить и лелеять, ты этого заслужила. – Часто вспоминала мать это обещание сына.
И вот эта Ирина его свела с ума с первого взгляда. Они всю дорогу мило беседовали, в конце концов Сергей уговорил девушку поехать с ним.
Его друг просто был потрясен, когда увидел товарища в сопровождении девушки.
- Чего молчал, что приедешь не один? Я бы тоже свою Танюху пригласил. Не скучно ей будет с нами?
- Нет, не скучно, - за Сергея кокетливо ответила Ира. – И вам, надеюсь, будет приятно, что немного разбавлю чисто мужское общество. - Нет, она не кинулась помогать накрывать на стол, а села на диван, закинув одну ногу на другую и стала обозревать жилище.
- Бедненько, конечно, живете, но надеюсь, что это поправимо. Почему-то представляла шикарный загородный дом с газонами, беседками, местом для мангала… Немного разочарована, но, думаю, со временем разбогатеют бывшие студенты.
К столу встала только тогда, когда ее пригласили мужчины, увидев незатейливую закуску, немного сморщила нос.
- И это все? А где шашлыки? Мне всегда казалось, что их жарят на даче, - но все-таки села и двумя пальчиками взяла соленый огурец. Надкусила, отложила в сторону.
- Мясного вообще ничего не будет?
- Будет, - сходу ответил Сергей и помчался в местный магазин за мясом…
Через месяц сын привел невесту к Надежде Васильевне, чтобы познакомить двух женщин.
- Мама, не забудь про мясное, Ирина очень его любит. – Это был первый звоночек для матери. Еще не невестка, а женщина должна ей угождать.
Так называемые смотрины состоялись. Не понравилась Надежде Васильевне невеста сына, но не ей с девушкой жить.
- Мила Сергею, полюблю и я, - решила женщина.
И свадьбу сыграла не хуже других, к тому времени она жила уже одна, просто устала тащить на себе мужа-бесхребетника, часто потом смеялась, что отдала в добрые руки.
Первое время сын со снохой жили с ней. Тут и увидела свекровь истинное лицо своей невестки, которая с первых дней потребовала ее прописать в квартире.
- Без городской прописки трудно устроиться на хорошую работу, - это был главный аргумент Ирины.
После работы спешила домой. Про усталость даже не думала: надо вовремя приготовить ужин для молодой семьи. Причем не на скорую руку, а то, что любит ее невестка. На ней были все домашние хлопоты: уборка, глажка, стирка. Однажды Надежда Васильевна не выдержала:
- Сережа, может Ирина взять на себя хотя бы часть обязанностей по дому, а не пялиться весь вечер в телевизор?
- Мама, моя жена боится, что сделает что-нибудь не так, мы с ней уже разговаривали на эту тему.
- Сынок, я же не молодею, мне с каждым месяцем все труднее становится со всем этим справляться, - пожаловалась Надежда Васильевна.
В тот вечер она несла тяжелую сумку. Сергей уехал в командировку, а снохе тяжести нельзя носить. Женщину остановила нельзя сказать, что подруга, скорей всего приятельница, жившая двумя этажами выше.
- Надя, я понимаю, что это не мое дело, тем не менее, считаю своим долгом, сказать тебе. Твою невестку несколько раз видела в компании своего соседа, а ты знаешь, что это за мужчина. Боюсь, как бы они не были любовниками.
До Надежды Васильевны с трудом доходила эта информация.
- И как часто ты их видишь?
- Каждый раз, когда твой сын куда-нибудь уезжает.
- Спасибо, только прошу, больше никому об этом не говори.
Именно тогда Надежда решила, что сына со снохой срочно надо отправить на съемную и подальше. Боялась за Сергея. Вдруг не справится с таким ударом.
Молодые ушли, опять тянула из себя все жилы, чтоб помочь им купить квартиру. Невестка пошла в декрет, готовились к пополнению. Сергею и так тяжело, практически из командировок не вылазит, чтоб только его семья жила в достатке.
И с внуками помогала. Не только оставалась посидеть, но и посильную материальную помощь оказывала постоянно.
Не сказать, что сын забыл про мать, но с каждым годом все реже появлялся у нее. А Надежде Васильевне тяжело уже стало себя обслуживать, вот она и обратилась к соседке, которая только что вышла на пенсию.
- Люся, помогай мне, пожалуйста, а то ноги совсем перестали ходить, еле ими двигаю, а я тебе буду оплачивать.
- Что вы, тетя Надя. Сочту это за удовольствие, не могу пока еще привыкнуть, что больше никуда спешить не надо, никаких денег не возьму, даже не думайте об этом.
Так только дочери ухаживают за матерью, как смотрела Люся за Надеждой Васильевной. Белье каждый день свежее, еда тоже, причем диетическая, согласно возрасту… Вот и думала Надежда Васильевна, как же ей отблагодарить соседку, которая уже третий год за ней ухаживает.
Так как у сына было свое жилье и отличная работа, Надежда решила написать завещание на Люсю, соседку. Все-таки та за ней несколько лет ухаживает.
Очередной раз Надежде Васильевне было плохо, и в это время позвонил сын. Она ему сообщила, что чувствует себя не особо, да и о своем намерении отдать квартиру Люсе.
-Мам, ну это тебе решать. Я же помогу, чем смогу. Просто сейчас не могу приехать, у меня много работы.
- Какое помогу?! Квартиру соседке отдает — пусть она за ней и дальше ухаживает, — услышала крик снохи Надежда в трубке телефона. Сын сбросил разговор.
- Где это видано, чтоб при живом сыне завещать жилье неведомо кому? У нее что, внуков нет? Старуха, по-моему, из ума выжила совсем. – Сокрушалась Ирина, все время поглядывая на мужа.
- В конце концов, образумь, наконец, свою мать, - это уже была не просьба, а самый настоящий приказ. Раньше Сергей всегда все делал для своей жены и детей. А тут, скорей всего, устал, наверное.
- У тебя совесть есть? Вспомни, когда ты последний раз была у мамы?
- А причем я? Ты сын, твоя мать, ты и заботься о ней. У меня своя мать есть, порой не хватает времени к ней съездить.
- Чем же ты занята? Салонами, шопингом своим? – Мужчина резко поднялся и вышел из квартиры. Он знал, что жена у него такая, но чем старше Ира становилась, тем не выносимее стало с ней жить. Но это привычка, от нее никуда не деться. И мыслей никаких не допускал о разводе.
Он рад, что есть на свете добрые люди, которые безвозмездно ухаживают за его престарелой матерью. И мамина квартира будет подарком за их бескорыстность.