В Индии всегда были в моде набивные рисунки и самые разные анималистические и растительные принты. И сейчас возрождение животных мотивов в моде и текстиле становится все более заметным. Но как бы удивительно это ни звучало, в моде используют все больше животных принтов, кроме коровы. Казалось бы – почему? Ведь корова – это, наверное, самое главное животное, которое ассоциируется с Индией!
Но что мы видим? Можно найти большое количество изображений слона в текстильных узорах и украшениях. Тигр тоже имеет явный след в индийской моде, начиная с его использования на логотипах брендов и платьях. Его, например, активно использует известный в Индии кутюрье Сабьясачи. А вот корова точно «не паслась» на его роскошных сари.
Узоры питона на парче, расшитой в технике зари, тигровые полосы на шелковых блейзерах, текстуры тканей, повторяющие львиную гриву или изображения обезьян, парчовые леопарды дизайнера Хеманга Агравала — мы можем видеть в индийских нарядах целые потрясающие джунгли, населенные самыми разными животными.
Попугаи, павлины, гарцующие антилопы, скачущие лошади, сражающиеся слоны изобилуют на индийских набивных, окрашенных и вытканных тканях. Но только не корова.
А где же она, та самая священная корова?
А корова, как священное животное, остается там же, где и была. То есть - на так называемом храмовом текстиле «пичхвай» или в храмовых тканях Юго-Восточной Индии, расписанных в традиции каламкари.
Пичхвай - это религиозные индуистские картины на ткани, форма вайшнавского художественного ремесла. Эти расписанные ткани обычно вешают в храмах позади мурти (статуй) Господа Кришны.
«В индийском традиционном узорчатом текстиле корова является важным мотивом в пичхвай или храмовых тканях Южной Индии», — говорит известный в Индии ученый и специалист по индуистскому искусству Рахул Джайн.
По его словам, известные формы этих текстильных традиций можно проследить не более чем на тысячелетие. И поскольку изображения коров, по-видимому, в основном связаны с поклонением коровам вайшнавов в Северной Индии и некоторых других регионах, этот мотив не появляется в более широком текстильном деле Индии.
Это мнение разделяет и специалист по истории тканей и писатель Маянк Мансинг Каул.
«Коровы не появляются сами по себе в качестве мотива в повествовательном индийском текстиле и не рассказывают отдельную историю. В пичхвае их считают друзьями Кришны. Даже в современном искусстве, в отличие от лошадей или птиц, коровы никогда не появлялись «нерелигиозно», — говорит он.
Удивительно (а может и нет), но и спустя 77 лет после обретения Индией независимости от Британии, корова так или иначе продолжает занимать свое традиционное религиозное место и не идет в широкую моду.
Корова не в моде: политика или творчество?
В 2011 году дизайнер Санджай Гарг создал коллекцию парчовых сари и дупат в стиле пичхвай. В своих дизайнах он использовал изображение коровы наряду с деревьями Кадам, намекая на метафизическое присутствие Кришны, но не используя его лицо или фигуру.
Но работы этого дизайнера были скорее исключением из правил, которое лишь на некоторое время вывело корову из сугубо храмового повествования.
Однако сегодня Гарг говорит, что уже не стал бы использовать изображение коровы для своих коллекций одежды.
«Я определенно хочу держаться подальше от этой символики», — говорит он, намекая, что коровий мотив в современной Индии слишком политизирован.
Более смел в этом отношении другой индийский дизайнер - Мадху Джайн. Она широко использовала коровий мотив в своих каламкари, парче Банарас, а также в тканях с печатью Варк (сусальное серебро и золото). Художница говорит, что всегда выбирала изображения коровы для своих нарядов, руководствуясь творческим импульсом дизайнера и творца, отбрасывая какие-либо политические или религиозные взгляды.
Так, в ее дизайнерской коллекции весна-лето 2018, показанной на тогдашней Неделе моды Amazon India, использовались тканые фигурки коров в красочном каламкари на белом и золотом текстиле Венкатгири.
«Мотив коровы существует во всех древних цивилизациях, от египтян до шумеров, и я не считаю, что это должно быть связано с какой-либо политикой», — говорит Мадху.
Всякий раз, когда коровий мотив затрагивал индийскую моду, например, в популярных коровьих принтах дизайнера и актрисы Масабы Гупты 2010-2012 годов, которые она использовала в современной интерпретации на сари и другой одежде, его использование было чисто художественным.
Сегодня коровий принт Масабы снят с производства, но дизайнер продолжает использовать эти изображения в украшениях, которые создает ее бренд.
Появление коровы в моде находит и другие аргументы. Дизайнер по текстилю Гауранг Шах говорит, что он использовал коровий мотив только один раз в сочетании с верблюжьим мотивом в каламкари для коллекции 2012 года, показанной на Неделе моды в Лакме, но ни разу в качестве заметного отдельного изображения.
«В Индии очень сильна традиционная ассоциация коровы с пичваем — вот почему я не хочу использовать его в носимом текстиле», — говорит он.
А вот генеральный директор и основатель бренда Ekaya Палак Шах считает, что драпировки и ткани с изображением животных больше не являются предпочтительным выбором для большинства современных потребителей.
«Не только корова, но даже «Шикарга» с изображением птиц-зверей-охотников не входит в число наших самых продаваемых тканей», — говорит она.
Скотный двор: светский выбор
После громкого скандала с девятью недавними смертями гепардов в национальном индийском парке Куно, студия-мастерская Хеманга и Уманга Агравалаов под названием Holy Weaves, базирующаяся в Варанаси, написала в своих соцсетях серию постов о гепардах, находящихся под угрозой исчезновения. Публикации сопровождали изображения хищников среди густого леса и флору из серии Jeev - парчовой одежды из коллекции Agrawal «Tattva», показанной на Неделе моды в Лакме в 2020 году.
«Коровы никогда традиционно не использовались для внесения изменений в дизайн», — говорит Агравал, который не согласен с тем, что отсутствие изображений коров имеет какое-либо отношение к выражению политической или религиозной точки зрения.
Другое мнение: потребитель сегодня король
И все некоторые дизайнеры и ткачи начинают отходить от религиозного отношения к каким-либо священным символам в моде.
Так, например, Адам Хатри, мусульманский ремесленник из деревни Дхамадка в Каче говорит что, принимает любую работу по созданию принтов на одежде от постоянных клиентов, выбор которых — от коровы до птицы. Для него любая форма или лицо — определяется требованиями рынка. Мастеру религиозные предпочтения не мешают: работа светская, утверждает он.
«В прошлом короли поручали ремесленникам создавать то, что они хотели, независимо от религии или личных предпочтений ремесленника. Сегодня потребитель — король», — говорит он.
Традиция и ветер перемен
Вообще, индийский текстиль может рассказать, пожалуй, самую богатую историю. Эпосы Рамаяна и Махабхарата являются основополагающими хранилищами повествований, которые едва ли можно игнорировать в текстильном производстве.
Да и вообще, история фигур и изображений на индийском текстиле невероятно богата и варьируется от джайнских картин до фрагментов гравюр из Гуджарата, найденных в Египте. От тканых шатров периода Великих Моголов до тканевых абажуров ламп из ассамских шелков 16 века. От сцен охоты на кашмирских коврах-гобеленах до королевских шествий на сари Патан Патола*. От изображений королей и колониальной элиты на сари Балучар в Бенгалии до львов Телиа Румаал в Андхра-Прадеше или птиц и божеств в Одиши.
Читайте также: Патола: самые дорогие сари ручной работы
Слоны, попугаи, тигры, птицы – все это традиционно веками использовалось в индийском текстиле. Но не корова. Поэтому работа отмеченного национальной наградой художника Аджита Кумара Даса, современного мастера каламкари, известного своей росписью по тканям, является настоящим вызовом традициям.
Его запоминающееся творение «Габби» (коровы) является исключительным примером: он опирается на традицию пичхвай, но его коровы, нарисованные натуральными красками, рассказывают свою собственную историю говорящими глазами и почти праздничными позами.
Однако все эти единичные случаи – редкость. В индийском текстиле корова продолжает занимать удивительно маргинальное место, что кажется несколько странным, поскольку текстиль как таковой является наиболее распространенным продуктом индийской цивилизации. Слоны, тигры, олени, гуси, павлины и попугаи даже сегодня доминируют в принтах на тканях в Индии.
И только священная корова остается «заложницей» религиозного поклонения, что достаточно говорит об особенностях менталитета индийцев и их прочной приверженности традициям.
Амалия Тимофеева