Найти в Дзене

17 самых троллейбусных регионов России

Оглавление
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

После публикации о самых трамвайных регионах России настала пора поговорить и о самых троллейбусных. Их побольше набралось – целых 17. Поехали!

1. Алтайский край.

Барнаул. В краевом центре на сегодня 3 маршрута. В перспективе планируется троллейбусная линия и запуск маршрута Барнаул – Новоалтайск. В октябре 2023 года барнаульскому троллейбусу исполнится 50 лет. 19 октября 1973, в день открытия, барнаульцы ездили на троллейбусе бесплатно. А ещё в Барнауле троллейбусы сдаются напрокат (например, для свадеб). Кажется, это единственный пример в России.

Барнаульский троллейбус. Фото из открытых источников
Барнаульский троллейбус. Фото из открытых источников

Рубцовск. Рубцовский троллейбус тоже юбиляр, тоже полувековой – только в декабре. 2 маршрута.

Рубцовский троллейбус. Фото из открытых источников
Рубцовский троллейбус. Фото из открытых источников

2. Республика Башкортостан.

Уфа. 9 маршрутов. Есть производство трамваев и троллейбусов. В 2010-х городом руководили «эффективные менеджеры», которые закрыли половину маршрутов. Некоторые линии до сих пор бездействуют. Однако в планах города построить новый маршрут через Лихачевский тугай между Сипайлово и Инорсом с проведением контактной сети. Дай Бог.

Уфимский троллейбус. Фото из открытых источников.
Уфимский троллейбус. Фото из открытых источников.

Стерлитамак. А вот тут более благополучная картина. 13 маршрутов. Троллейбус – основной вид общественного транспорта в городе. Стерлитамак кто-то даже назвал «троллейбусной столицей России», потому что по количеству оных скромный башкирский город на одном из ведущих мест в стране. В общем, умыл Стерлитамак Уфу.

Стерлитамакский троллейбус. Фото из открытых источников
Стерлитамакский троллейбус. Фото из открытых источников

3. Владимирская область

Владимир. В 2022 году, вместе с Президентом, владимирский троллейбус отметил 70-летие. 7 маршрутов. Система работает относительно стабильно. Жалко только, что закрытых маршрутов много.

Владимирский троллейбус. Фото из открытых источников
Владимирский троллейбус. Фото из открытых источников

Ковров. Вот пожалуйста – 6 маршрутов, почти как в областном центре. Но в Коврове практически нет ни одного закрытого маршрута, что вообще редкость для нынешних времён. Что интересно – ковровские троллейбусы завершают работу после полуночи. Видимо, потому, что являются основным видом транспорта в городе.

Ковровский троллейбус. Фото из открытых источников
Ковровский троллейбус. Фото из открытых источников

4. Донецкая Народная Республика

Советский Донбасс был буквально наводнён городским электротранспортом. Оно и понятно – промышленный регион, много рабочего люда, много вредных выбросов в атмосферу – трамваи и троллейбусы были самым лучшим и комплексным решением. Что же сейчас – в свете всех случившихся и продолжающихся перипетий?

Донецк. Как бы там ни было, работают 15 маршрутов, хотя, по понятным причинам, и не без перебоев. 10 рублей проезд. Донецк и Горловка – 2 города в ДНР, где работают и трамвай, и троллейбус (с мариупольским троллейбусом пока вопрос).

Донецкий троллейбус. Фото из открытых источников
Донецкий троллейбус. Фото из открытых источников

Горловка. 3 маршрута. Один из самых многострадальных городов Донбасса, тем не менее, сохранил и троллейбус, и трамвай. Привет Воронежу, Астрахани, Твери и Тюмени.

Горловский троллейбус. Фото из открытых источников
Горловский троллейбус. Фото из открытых источников

Макеевка. 4 маршрута.

Макеевский троллейбус. Фото из открытых источников
Макеевский троллейбус. Фото из открытых источников

Харцызск. 3 маршрута. 6 рублей проезд. Машины на маршруте работают с 5:00 до 19:00. При этом до 14:00 восемь машин, после 14:00 три машины по маршруту №1 и одна машина по маршруту №4. С 18:00 до 01:00 по маршруту №1 работает дежурный троллейбус.

Харцызский троллейбус. Фото из открытых источников
Харцызский троллейбус. Фото из открытых источников
По количеству троллейбусных систем (4) ДНР – на первом месте в России (вместе с Крымом, но там ещё есть и междугородние маршруты). К сожалению, в Луганской Народной Республике электротранспорт сейчас практически полностью отсутствует.

5. Иркутская область

Иркутск. 11 маршрутов (причём, пассажиры при выходе оплачивают проезд водителю). Даже и в наше время открывались новые линии (в 2017, в 2019 гг.). И ещё одну новую линию планируют построить к 2024 г. Следим за новостями.

Иркутский троллейбус. Фото из открытых источников
Иркутский троллейбус. Фото из открытых источников

Братск. 6 маршрутов. Братское троллейбусное управление не раз было признано лучшим среди региональных предприятий подобного уровня и награждалось. В 2023 году обещано открытие нового маршрута, ждём.

"Читающий троллейбус" в Братске. Фото из открытых источников
"Читающий троллейбус" в Братске. Фото из открытых источников

А ещё братский троллейбус – не просто транспорт в городе, но и… учреждение культуры в своём роде. В троллейбусах в разное время можно было услышать информацию о достопримечательностях города. Даже стихи о вежливости пассажиров звучали. Ещё ежегодно на День Защиты Детей троллейбусное управление проводит праздник «Волшебный троллейбус». И у предприятия даже гимн есть!

6. Кемеровская область

Кемеровская область – не только трамвайный, но и троллейбусный регион страны (как и ДНР, Иркутская, Ростовская, Челябинская области, республики Башкортостан и Татарстан). 3 системы.

Кемерово. 8 маршрутов. Одна из немногих троллейбусных систем в России, которая продолжила развиваться после распада СССР, в 2000-е годы активно строились новые линии. В перспективе – линии до города-спутника Лесная Поляна, линия в Южный микрорайон, линия по Притомскому проспекту и строительство второго троллейбусного депо.

Кемеровский троллейбус. Рядом с трамвайной линией, как вы заметили. Фото из открытых источников
Кемеровский троллейбус. Рядом с трамвайной линией, как вы заметили. Фото из открытых источников

Новокузнецк. 7 маршрутов. На этот год запланирована новая линия в Новоильинский район, следим за новостями.

Новокузнецкий троллейбус, тоже с трамваем рядышком. Фото из открытых источников
Новокузнецкий троллейбус, тоже с трамваем рядышком. Фото из открытых источников

Ленинск-Кузнецкий. Одна из самых молодых троллейбусных систем в России (с 1984 г.). 3 маршрута, работают с момента открытия. Также ожидается открытие новой линии, следим за новостями.

Ленинск-Кузнецкий троллейбус. Фото из открытых источников
Ленинск-Кузнецкий троллейбус. Фото из открытых источников

7. Краснодарский край

Краснодар. 12 маршрутов. В 2000-е годы строились новые линии. 2 депо. Налаживается собственная сборка троллейбусов.

Краснодарский троллейбус собственной сборки. Фото из открытых источников
Краснодарский троллейбус собственной сборки. Фото из открытых источников

Армавир. 3 маршрута. 1 новая линия всё-таки есть в проекте.

Армавирский троллейбус. Фото из открытых источников
Армавирский троллейбус. Фото из открытых источников

Новороссийск. 8 маршрутов. В 2010-е продолжалось открытие новых линий. И в планах по развитию города новые троллейбусные линии тоже заложены.

Новороссийский троллейбус, с видом на море. Фото из открытых источников
Новороссийский троллейбус, с видом на море. Фото из открытых источников

8. Республика Крым

Крымская троллейбусная система уникальна: самый длинный в мире междугородный троллейбусный маршрут от Симферополя до Ялты, через Алушту. Есть 4-хпутные и даже 6-типутные участки движения, позволяющие одному троллейбусу обгонять другой. Крым и ДНР – лидеры по количеству троллейбусных систем в России. Символично.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Симферополь. 13 маршрутов. Основной вид общественного транспорта в городе. В Симферополе работал и трамвай, однако система была закрыта, причём ещё в советское время (1970 г.) Строительство новых линий велось и в 2010-е годы, в том числе и после воссоединения Крыма с Россией в 2014 году.

Симферопольский троллейбус. Фото из открытых источников
Симферопольский троллейбус. Фото из открытых источников

Алушта. 3 маршрута – 1 городской и 2 пригородных. Плюс через Алушту проходят междугородные троллейбусные маршруты.

Алуштинский троллейбус. Фото из открытых источников
Алуштинский троллейбус. Фото из открытых источников

Керчь. Система открыта в 2004 году, самая молодая в России. Правда, открывалась ещё при Украине – президентом Л. Д. Кучмой и премьером В. Ф. Януковичем. 1 маршрут. При этом в городе 3 линии, троллейбус проходит их все, т.к. является кольцевым.

Новые троллейбусы в Керчи. Между прочим, Вологодского завода. Фото из открытых источников
Новые троллейбусы в Керчи. Между прочим, Вологодского завода. Фото из открытых источников

Ялта. 4 маршрута (2 городских, 2 пригородных).

Ялтинский троллейбус. Фото из открытых источников
Ялтинский троллейбус. Фото из открытых источников

9. Московская область

Видное. Система работает с 2000 года, 4 маршрута.

Видновский троллейбус. Фото из открытых источников
Видновский троллейбус. Фото из открытых источников

Подольск. Движение открыто в 2001 году. 6 маршрутов.

Подольский троллейбус. Фото из открытых источников
Подольский троллейбус. Фото из открытых источников

Химки. 3 маршрута: 1 городской и 2 междугородних (до Москвы).

Химкинский троллейбус. Фото из открытых источников
Химкинский троллейбус. Фото из открытых источников

10. Нижегородская область

Нижний Новгород. 16 маршрутов. 3 троллейбусных сети, не соединённых между собой (соответственно, 3 депо). Городскими властями озвучивались планы полного закрытия троллейбусного движения в городе с заменой троллейбусов на электробусы (ей-Богу, вот уже начинаешь ненавидеть из-за этого и электробусы, и автобусы). Однако инициативные горожане обратились в Следственный комитет России.

3 разделённых троллейбусных сети Нижнего Новгорода. Фото из открытых источников
3 разделённых троллейбусных сети Нижнего Новгорода. Фото из открытых источников
«Уголовное дело завели в связи с возможным закрытием троллейбусного движения Нижнем Новгороде. Информация размещена на сайте СК РФ.
Напомним, в апреле 2023 года группа нижегородцев выступила против замены троллейбусов на электробусы. Активисты обратились к Александру Бастрыкину с просьбой провести проверку по данной ситуации и завести уголовное дело.
5 июня нижегородцы снова обратились к главе ведомства. Бастрыкин отреагировал на обращение жителей и потребовал предоставить отчет о расследовании.
Заведено уголовное дело по статье 293 УК РФ - «Халатность». (по материалам «Московского комсомольца»).
Нижегородский троллейбус. Фото из открытых источников
Нижегородский троллейбус. Фото из открытых источников

Нет, электротранспорт (электробусы я за электротранспорт не считаю, для меня это те же автобусы) – это больше, чем транспорт. И тут народ не обманешь. Будем надеяться, нижегородский троллейбус будет и дальше жить и развиваться.

Дзержинск. 4 маршрута. Если посмотреть на схему, то можно увидеть 2 кольцевых линии. Да, и ещё одна маленькая победа: в 2013 году закрыли 1-й маршрут, который более 30 лет связывал город и промзону. Доставка перешла в руки… да, вот этих самых, «альтернативных». А в 2021-м маршрут восстановили!

Дзержинский троллейбус. Фото из открытых источников
Дзержинский троллейбус. Фото из открытых источников

11. Ростовская область

Ростов-на-Дону. 10 маршрутов. В 1998 году 10 маршрутов закрылось на консервацию, постепенно в 2000-е они восстанавливались. В перспективе – планируется открыть ещё 10 (!) маршрутов.

Ростовский троллейбус. Фото из открытых источников
Ростовский троллейбус. Фото из открытых источников

Волгодонск. 4 маршрута. В 2008 была открыта новая линия.

Волгодонский троллейбус. Фото из открытых источников
Волгодонский троллейбус. Фото из открытых источников

Таганрог. Сейчас идёт ремонт тяговых подстанций, поэтому движение троллейбусов приостановлено. Ждём новостей об окончании ремонта и возобновлении движения.

Таганрогский троллейбус. Фото из открытых источников
Таганрогский троллейбус. Фото из открытых источников

12. Самарская область

Ну, вот, и до родного моего региона добрались. Самарская область могла бы тоже быть в лидерах по количеству троллейбусных систем, но… Сызрань, увы… Пройдёмся по остальным 3 городам.

Самара. 15 маршрутов, 3 депо. В принципе, система стабильна, жаль, что утрачены линии по улице Максима Горького и Волжскому проспекту, но больше пока без потерь. Когда-то озвучивались планы строительства троллейбусной линии по улице Мичурина до Революционной и далее по Революционной до Дома Молодёжи. Сейчас пока о новых линиях тишина. Ладно, дай Бог, чтобы все старые продолжили действовать, а новые вымолим. Только без электробусов, пожалуйста!!!

Самарский троллейбус. Фото из открытых источников
Самарский троллейбус. Фото из открытых источников

Новокуйбышевск. Есть ощущение, что это самый троллейбусный город в нашей области. На миллионную Самару – 15 маршрутов, 700-тысячный Тольятти – 9. А в 100-тысячном Новокуйбышевске 11 маршрутов (это сейчас подсократили, а то было 16-18). Ну, город нефтяников, экологический транспорт нужен. Троллейбус Новокуйбышевска – тоже часть городской культуры, там периодически «Театральный троллейбус» ездит.

Новокуйбышевский театральный троллейбус. Фото из открытых источников
Новокуйбышевский театральный троллейбус. Фото из открытых источников

Тольятти. Здесь не буду много, у меня о тольяттинском троллейбусе есть несколько статей… Ладно, про новые линии пока нет разговора. Сейчас главное – выровнять ситуацию, чтобы больше сокращений маршрутов не было и тем более – демонтажа линий. Чтобы полноценно заработали линии по проспекту Степана Разина, Приморскому бульвару, Московскому проспекту, улицам Дзержинского, Комсомольской, Горького. Ну и в сторону КВЦ ВАЗа, конечно.

В Тольятти работает самый протяжённый в России внутригородской маршрут № 18 – единственный, соединяющий все 3 района (которые друг от друга отделены длинными трассами, из-за чего есть ощущение, что это не районы, а отдельные города).

Тольяттинский троллейбус. Фото из открытых источников
Тольяттинский троллейбус. Фото из открытых источников

13. Саратовская область

Саратов. 13 маршрутов. После долгого перерыва в 2021 году возобновлено сообщение между Энгельсом и Саратовом. Есть перспективы новых линий, также предполагается создать единое предприятие для троллейбусов Саратова и Энгельса.

Саратовский троллейбус. Фото из открытых источников
Саратовский троллейбус. Фото из открытых источников

Балаково. 6 маршрутов. Система стабильна.

Балаковский троллейбус. Фото из открытых источников
Балаковский троллейбус. Фото из открытых источников

Энгельс. 2 маршрута, планируется открыть ещё 2. В городе находится Энгельсский завод электрического транспорта, производящий троллейбусы (а с 2020 г. и трамваи) для России и зарубежных стран.

Энгельсский троллейбус. Фото из открытых источников
Энгельсский троллейбус. Фото из открытых источников

14. Республика Татарстан

Казань. 10 маршрутов. В 2012-2013 гг. открыто 5 новых линий, ещё 7 реконструированы и восстановлены.

Казанский троллейбус. Фото из открытых источников
Казанский троллейбус. Фото из открытых источников

Альметьевск. 4 маршрута. Альметьевский троллейбус также можно считать и пригородным, т.к. он проходит в пгт Нижняя Мактама. В перспективе – строительство новой линии, следим за новостями.

Альметьевский троллейбус. Фото из открытых источников
Альметьевский троллейбус. Фото из открытых источников

15. Челябинская область

Челябинск. 10 маршрутов. Ситуация с движением была неровной, но сейчас потихоньку выравнивается. Планируется открытие новых линий и строительство второго троллейбусного депо, следим за новостями.

Челябинский троллейбус. Фото из открытых источников
Челябинский троллейбус. Фото из открытых источников

Миасс. 5 маршрутов. Сеть не разветвлённая, а протяжённая вдоль города. Есть планы по развитию сети, отслеживаем.

Новый троллейбус в Миассе (прибыл из Вологды). Тестовая поездка. Фото из открытых источников
Новый троллейбус в Миассе (прибыл из Вологды). Тестовая поездка. Фото из открытых источников

16. Республика Чувашия

Чебоксары. Вторая в России троллейбусная система после Санкт-Петербурга. 17 маршрутов, более 250 единиц подвижного состава. Новые линии строились и в 2000-е, и в 2010-е, и в 2020-е. Правда, маршрут, соединяющий Чебоксары и Новочебоксарск, временно приостановлен, ждём восстановления (обещают к 2024 году).

Чебоксарский троллейбус. Фото из открытых источников
Чебоксарский троллейбус. Фото из открытых источников

А какая сеть, зацените схему!

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Новочебоксарск. Ну, тут, понятно, скромнее. 4 маршрута. Система относительна стабильна.

Новочебоксарский троллейбус. Фото из открытых источников
Новочебоксарский троллейбус. Фото из открытых источников

17. Ярославская область

Ярославль. 7 маршрутов. Турбулентность… имела место быть, но относительно в пределах нормы.

Ярославский троллейбус. Фото из открытых источников
Ярославский троллейбус. Фото из открытых источников
А теперь интересное. В 2013 г. тогдашний мэр Ярославля Евгений Урлашов заявил, что электротранспорт в городе – вещь затратная и надо бы его… того. Ну, не то, чтобы, но… Видать воронежский пример «оптимизации» сильно вдохновил «эффективного» градоначальника. Вот. А в том же 2013-м Урлашов был отстранён от должности мэра и арестован по обвинению получении взятки. В 2016 году приговорён к 12, 5 годам лишения свободы. Такие вот они, оптимизаторы городского электротранспорта.

Рыбинск. 4 маршрута. Система работает стабильно. Есть перспективы развития, планируется восстановление нескольких ранее закрытых маршрутов.

Рыбинский троллейбус. Фото из открытых источников
Рыбинский троллейбус. Фото из открытых источников

Спасибо за то, что дочитали до конца! Благополучия всем нам и нашему любимому городскому электротранспорту!

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал! До встречи!