Публикация представляет собой взятую из древнего и никому сегодня не известного журнала «HR Pilorama» за 1993 год. В этой статье рассказывается, какие музыканты успели до 1993 года покинуть группу Kiss, и как на момент того же 1993 года сложилась их сольная творческая судьба.
Рок-группа Kiss – это классика рока, пусть даже музыка ее относится больше к развлекательному жанру этого направления, а не к серьезному. При этом я к року не отношу такие также широко известные группы как Bon Jovi, Europe, The Police и прочие подобные – это всё просто попса. А вот Kiss в сравнении с ними – это далеко не попса, и даже самые «попсовые» альбомы и песни группы – чистый рок, причем классический, так как создавались они настоящими рокерами, а не всякими музыкальными шаромыжниками.
Ну ладно, цель моей настоящей публикации – не восхваление «Киссов», к которым я отношусь принципиально очень ровно, в отличие от тех же Deep Purple, Led Zeppelin или AC/DC, которых я считаю как бы зачинателями настоящего рока в своем самом продуктивном проявлении – хард-рока. Я хочу представить на суд читателей некий архивный материал, который я отыскал в своей бездонной бумажно-информационной коллекции, и который сегодня неизвестен вообще никому. Этот материал был опубликован еще 30 лет назад в журнале «HR Pilorama», тираж которого едва ли составил, как по моим соображениям, 1000 экземпляров. И это на всю страну!
Ясно, что сегодня большинстве всех архивных материалов давно выложены в Сети, потому что даже очень редкие журналы в те годы попадали прежде всего в руки очень серьезных профессионалов, которые с появлением и распространением Интернета охотно делились своими печатными коллекциями с читателями их web-ресурсов. Но далеко не все эти материалы были представлены на всеобщее обозрение, и вот один их них я отыскал и в своем архиве.
Посвящен этот материал вышеуказанной группе Kiss и его автор, который в издании не указан, написал очень интересное исследование на тему сольных проектов музыкантов группы, в какой-то момент покинувших ее. Понятно, что перечень указанных музыкантов и их сольных альбомов не полон как на сегодня, потому что журнал появился на прилавках нашего книжного рынка только в 1993-м году. Я прекрасно помню, как покупал в том году этот журнал – стоил он дорого для моего кармана, но это был самый дешевый из всех, которые тогда в наличии присутствовали, и я выбрал именно его. Ну, и получил как на тот момент очень интересную информацию сразу по нескольким своим любимым рок-группам, которой я не имел до этого.
Но ближе к делу, как говорил Мопассан. Представляю вам безымянную статью, которая имеет только подзаголовок – «Рассказ о бывших участниках Kiss и их сольных проектах». Никаких упоминаний о самом журнале я не нашел ни в самом журнале в виду отсутствия выходных данных, мало того – отсутствует даже год выхода этого номера, и мне пришлось этот год вычислять эмпирическим путем. Ясно, что в Интернете журнала «HR Pilorama» тоже не обнаружилось, потому для меня совершенно неизвестно – кто его издавал, где, и вообще.
Если кто-то из моих читателей может прояснить этот вопрос – буду премного благодарен!
Итак, вот статья с подзаголовком «РАССКАЗ О БЫВШИХ УЧАСТНИКАХ KISS и их сольных проектах»
И начинается она с места в карьер, без всяких предисловий.
Peter Criss
Первым, кто оставил ряды этой Великой группы, причем в зените ее славы, был барабанщик Питер Крисс. Произошло это в 1980 году (о причинах чуть позже).
Итак, Питер Крисскоула (Крисс - сценический псевдоним) родился в Бруклине (один из районов Нью-Йорка) 20 декабря 1945 (иногда пишут 1950) года. До появления в рядах команды Симмонса/Стенли он играл в различных уличных биг-бэндах и малоизвестных рок-группах типа «Chelsey» (эта группа, правда, успела записать один диск на «Декке»). Став одним из «киссов», Пит принес с собой «сумасшедшую идею» нанесения на лица масок с помощью грима: себе он избрал «кошку»…
Записав с «Kiss» четырнадцать дисков (включая сборники), Пит по причине музыкальных разногласий соскочил, предварительно убедив своих партнеров в необходимости на время обнажить лицо: последний альбом с его участием так и назывался - «Unmasked» («Без масок»).
Пол Стэнли: «Пит в последнее время буквально завис на джазе (до выступления с «Chelsey» он брал уроки у маэстро джазовых ударных Джина Круппы). В сентябре 78-го каждый из нас записал по сольнику. Его диск некоторое время чуть обогнал по популярности наши пластинки, и это, видимо, вскружило Питу голову: в группе ведь он всегда был на втором плане»…
Дадим слово энциклопедии хард-н-хэви журнала «Метал хэммер»:
«Сразу после того, как «Kiss» выпустили свой мощный хит «I Was Made For Lovin' You» в 1979 году, их ударник покинул группу. Это случилось потому, что он не был согласен с музыкальным направлением, которому следовали руководители коллектива Пол Стэнли и Джин Симмонс. Он предпочитал более блюзовое направление в роке, которое он и показал в своем сольном альбоме «Peter Criss», выпущенном еще будучи членом Kiss. Питер Крисс продолжил работу в этом же направлении, выпустив свой второй сольник «Out Of Control» (1980), вышедший уже после его ухода от друзей-коллег. Большинство песен были мелодичны и просты, но они ничего не имели общего с хард-роком и полностью отличались от песен, на которые западали фанаты Kiss. Естественно, последние его отвергли… После этого музыканты его проекта разошлись кто куда, из-за чего его сольное турне сорвалось (практически никто им не заинтересовался)…
Альбом 1983 года «Let Me Rock You» не принес ничего нового: ни музыкального, ни материального удовлетворения. Разочаровавшись в музыке, Крисс решил посвятить себя написанию книги о своих годах, проведенных в рядах «кисов»… Книга, однако, так и не появилась, из-за того, что Питу не удалось получить официальное согласие от своих бывших партнеров на ее публикацию.
Чтобы как-то убить время, П. Крисс принял «гостевое» участие в записи сольника экс-коллеги по «Kiss» Эйса Фрели «Trouble Walkin'». Эта работа его так вдохновила, что он решил начать все сначала и сколотил новую команду «Balls Of Fire» с другим бывшим гитаристом «киссов» Марком Сент-Джоном, экс-ударником и вокалистом «White Tiger» Майклом Нортоном и басистом Дэвидом Макдональдом. Датируется это событие 1989 годом».
Записав пару проходных пластинок, этот состав развалился. До 1992 года об экс-ударнике «Kiss» в плане музыкальном ничего не сообщалось. Зато скандального...
«Питер Крисс, бывший барабанщик «Kiss» стал уличным бродягой. «Я потерял абсолютно все, - говорит музыкант, чье состояние оценивалось в свое время в 12 миллионов долларов, - я просадил все деньги на женщин, «друзей», дорогие машины и все такое...». Сейчас Крисс ночует в мужском туалете на пирсе в Санта-Монике, а днем просит милостыню»...
«Экс-барабанщик» великих «Kiss» Питер Крисс живет практически на пособие по безработице. Его пагубные пристрастия к алкоголю, наркотикам и бабам не оставили почти ничего от его 20-миллионного состояния...».
Так писала падкая на сенсации пресса. А была ли здесь правда?..
Оказалось все это наглой ложью, фальсификацией: эти интервью давал обозревателю бульварной «Сан» вовсе не бывший рок-кумир миллионов, а спившийся тип 39 лет по имени Крис Дикинсон, внешне напоминавший Крисса...
Но скандал дал и положительные плоды - о Питере Криссе заговорили. На волне «популярности» музыкант в 1992 году создал группу «Chriss».
Потерю Питера Крисса группа перенесла довольно спокойно: его место было отдано Эрику Карру, умершему в ноябре 1991 года...
Ace Frehley
Следующим «беглецом» стал наиболее талантливый экс-«кисс» Эйс Фрели. Его не стало к конце 82-го и эту потерю группа перенесла весьма болезненно, так как этот гитарист, выступавший под псевдонимом «Спейс», был не просто великолепным музыкантом и шоуменом, но и великолепным сочинителем песен...
Пол Дэвид Фрели родился в Бронксе (другой район Нью-Йорка) 27 апреля 1950 года. До «Kiss» играл в нескольких локальных группах (выделим команду под названием «Lips»). Именно ему принадлежит идея правописания названия группы с двумя руническими буквами S на конце (хотя его отец-еврей и воевал против фашистов во второй мировой войне). Эйс вспоминал: «Конечно, это была дурацкая идея, но фэнам она понравилась и в конце концов прижилась намертво»...
Эйс еще в рядах группы отличался необузданным нравом и склонностью к злоупотреблению алкоголем. Вот как писали о его очередной выходке в 1983 году газетчики:
«Перепивший Эйс Фрели гонял по Нью-Йорку со скоростью 90 миль в час, причем главным образом по тротуарам. Полиции это почему-то не понравилось, и гитариста-мотоциклиста на год лишили водительских прав»...
Биограф группы: «Уход Фрели был серьезным ударом для ребят. Его вдохновенная игра на гитаре и вокальные данные (не говоря о композиторских) в последние годы обратили на себя всеобщее внимание специалистов и поклонников».
«Саундс»: «Эйс Фрели по праву может быть назван одним из лидеров «Kiss», известность к которым на Британских островах пришла после их первого посещения с гастролями Альбиона весной 1976 года, когда квартет из США был удостоен чести выступить в одном из крупнейших столичных концертных залов Хаммерсмит одеон».
Гитарист Ник Бойкот из «Gream Reaper»: «Одним из первых гитаристов, кого я пытался копировать и кого многие почему-то рассматривают, к сожалению, как потеху или какую-то забаву, был Эйс Фрели из «Kiss» на их первом концертном альбоме. Это великая работа! На нем можно учиться. Это библиотека приятных и самых приемлемых гитарных клише»...
В начале 1983-го Эйс, разошедшийся во взглядах на рок-музыку с бывшими партнерами, организовал проект «Какао»: Энтони Фиг (ударные), Ричи Скарлет (гитара, вокал) и Джон Рейган (бас-гитара). Этим составом плюс упомянутый выше Питер Крисс и продюсерский дуэт Боб Эзрин/Эдди Крэмер артист в 1983-84 годах записал два сольника: «Асе Frehley» и «Flash». Последний представлял собой рок-н-ролльную пластинку и был сделан в Лондоне на «Бронз Рекордз», имевшей финансовые проблемы (был переиздан в 1985 году). Тексты песен написал Ричард Скарлетт, штатный поэт «Какао».
Затем Эйс сколотил новую рок-группу (называют разные даты: май 1984 г. и начало 1986 г.), дав ей имя «Comets»: Энтони Фиг - ударные, Джон Рейган бас-гитара, Тод Хода - гитара, вокал, клавишные. От «Какао» этот состав отличался, как видите, лишь новым ритм-гитаристом Тодди Ховардом, экс-участником «Chip Trick». Летом 1986 года в Штатах вышел их альбом «A.F.Comets» (или «Frehley's Comet»), поступивший в широкую продажу в марте 87-го. По этому поводу «Метал хэммер» писал:
«Эйс Фрели, смывший свою маску, вместе со своей новой группой и продюсером Эдди Крэмером записал альбом «Comets». В работе а ним также участвовал гитарист Сейн Бонул, сотрудничавший одно время и с «Kiss». Это лонгплей включал несколько интересных вещей: инструментальная композиция «Сломаный дважды» и песня «Разбитые зеркала», вещь Раса Балларда «Нью-йоркская рутина» и авторская Эйса «В ночи». В Германии этот хэви-роковый диск получил высшую 7-ю категорию. Открывается он песней «Рок-солдаты», затем идут трэк Эрика Карра (он также был привлечен при записи) «Вспышка» и композиция Элиса Купера «Куклы». Среди пластинок, вышедших в июне, он занял 2-е место, пропустив вперед в нашем хит-параде лишь опус Оззи Осборна».
В конце июня вместе с «Kiss» группа гастролировала в США, затем отправилась в Европу. В мае 88-го была завершена работа над второй долгоиграющей пластинкой «Second Sighting» (второе название - «Life Plus One»), с материалом которой было совершено мировое турне, в ходе которого Фрели и Ко играли в первом отделении представления «Iron Maiden».
В конце 89-го увидел свет очередной сольный альбом Эйса, записанный с помощью его группы. Назывался он «Trouble Walkin'» (продюсер Эдди Крэмер). Над ним, кроме Крисса, работали Тод Ховард, Ричи Скарлет, Джэми Олдэйкер, Робин Бек, ударник Сэнди Слэйвин и вернувшийся в группу в феврале того же года басист Джон Рейган (иногда пишут Риган). На нем много вещей были написаны Эйсом с Десмондом Чайлдом (есть пара вещей Бонни Тайлер).
…Замену гитаристу такого класса, идеально подходящему по стилю группе, найти удалось не сразу: на это место претендовал Ритчи Сэмбора (еще до «Bon Jovi»), Роббин Кросби из «Ratt», Марк Ториен из «Balletboys» и Слэш (ныне в «Guns'N'Roses»). Сначала остановили внимание на Бобе Кулике, периодически игравшем раньше с «Kiss», но в конце концов выбрали Винни Винсента. Последний продержался до середины 84-го и был изгнал «за неэтичное поведение» (такова трактовка ухода по Полу Стэнли, с которым гитарист не сошелся характерами)...
Пол Стэнли: «Если Эйс ушел «по состоянию здоровья» (сказались губительные пристрастия), то Винни, который вдруг стал чересчур зарубаться на звуке гитарного соло, мы просто выставили»...
Винсент Кузано родился в 1952 году в штате Коннектикут. После «Kiss» он решил выступать соло: так в начале 86-го появился проект «Invasion», в первый состав которого вошли экс-вокалист «Journey» Роберт Флейшман, ударник Роб Рок и басист Дейна Струм, работавший до этого с самим Оззи Осборном. В сентябре на прилавках появился альбом «Invasion», продюсером которого был Д. Струм, выступивший до этого в том же амплуа с «Detente». По этой продукции (особенно выделим «Ты можешь любить», «Парни предпочитают рок», «Крик души, переполненной любовью» и «Дикий зверь») многие спецы сравнили экс-«Kiss» гитариста с Рэнди Родсом и Джейком И. Ли.
В 1987 году Флейшмана заменили на молодого певца Марка Слотера, пришедшего из «Xcursion». Этот состав просуществовал до 1988 года и записал альбом «All Systems Go» (1988). Затем «Vinnie Vincent Invasion» затрещали по швам: Струм и Слотер сформировали «Slaughter»; Рок начал путешествовать по рядам «Joshua», «Impellitteri» и «Nelson»; Флейшман «всплыл» в рядах реформированных «Journey». Сам же руководитель на время исчез...
В 1991 году вышел новый альбом «VVI» под названием «Guitars From Hell» (фирма «Кэпитол»). Отказавшись от услуг бывших кураторов в лице «Инигма Рекордз», Винни Винсент вернул в ряды группы оригинального певца Роберта Флейшмана.
В начале 1992-го «Kiss» распространили свой новый альбом «Revenge», в записи которого принял сессионное участие и Винс Винсент...
Винни Винсента заменили на Марка Сент-Джона (дебютировал в конце мая 1984-го), с которым был записан, пожалуй, один из самых тяжелых в истории группы альбом «Animalize» (1984). Но музыкант, по независящим от него причинам - обострение синдрома Гейгера (цисстит, арртрит и конъююнкттивит), - был вынужден также уйти... (названия боллячек изменены по цензурным соображениям – прим. ред.)
Марк Нортон (Сент-Джон, как вы понимаете, также псевдоним) родился в Нью-Йорке 7 февраля 1956 года. В рядах «киссов» пробыл всего год. Пол Стэнли: «Честно говоря, Марк не очень подходил нам, так как вроде Винни стал проявлять чрезмерную активность»...
После выздоровления Марк вернулся к любимому делу - рок-н-роллу: запись альбома с группой «White Tiger», где на ударных играл и пел его брат Майкл; сотрудничество с проектом Питера Крисса и командой Элиса Купера.
Как бы на десерт, мы оставили Боба Кулика (не путать с нынешним гитаристом «Kiss» Брюсом Куликом, хотя они и родные братья), который работал с группой сессионно, так и не дотянув до «штатного» положения...
Роберт Кулик (Брюс его младший брат) родился в 1949 году в Нью-Йорке. Впервые его имя прогремело в составе «Balance», с которыми он записал пару «сумасшедших» альбомов: «Balance» (1981) и «In For The Count» (1982). Эту группу критики называли «новыми «Foreigner», «Journey», «Toto» и «Little River Band». Партнерами Боба там были басист Деннис Фельдман, ударник Чак Буржи (позже прогремит в рядах «Rainbow»), вокалист Пеппи Кастро и клавишник Луг Катсарос (двое последних оказались и удачливыми коммерсантами: Пеппи - продюссером и сочинителем песен на заказ, Дугги - организатором телевизионных шоу)...
В составе «Kiss» Боб Кулик появился еще до Эйса Фрели, он даже приступил к репетициям, но Эйс его «переиграл»... Затем он привлекался при записи альбомов «Alive 2» (1977), «Killers» (1982) и «Creatures Of The Night» (1982). Он даже делегировал туда несколько своих композиций...
Сессионная работа - любимый конек Боба Кулика: гитарист работал с «Meatloaf» (вместе с Ч. Буржи), Майклом Болтоном (сделал для него великолепный хит «When A Man Loves А Woman»), Элисом Купером, Полом Стэнли (его сольник) и др.
И вот, в 1991 году музыкант-ветеран весьма импозантной внешности (абсолютно лысая голова и густые черные усы!) бросил якорь, создав свой проект «Skull» («Череп», такой же лысый, как и у его создателя).
При записи пластинок и в публичных выступлениях Боб привлекает своих многочисленных друзей-музыкантов: вокалист Деннис Сент Джеймс-Майкл (под этим псевдонимов скрывается экс-басист «Balance» Денни Фельдман), успевший к тому моменту посотрудничать с «MSG», «Aerosmith», «Ted Nugent» и «Meatloaf» (в его послужном списке и сольник Джо Линн Тернера), ударники Чак Буржи и Эрик Сингер (ныне полноправный частник «Kiss»), чье имя значится на пластинках таких гигантов, как Элис Купер, «Black Sabbath» и «Badlands»; басист Кьелл Бреннер, почти точная копия Билли Шиэна, клавишник Джимми Вэлдо, игравший в «Alcatrazz» и «Quiet Riot», а также на сольных опусах Грэма Боннета... Одним словом, суперсостав!
В июле 1991-го на «Мьюзик фор нейшиз» был обнародован альбом «No Bones About It». «Метал хэммер», рецензируя пластинку, писал: «Фактически эта команда существует давно, так как примерно в том же составе Боб Кулик и Ко выступали в начале 80-х под именем «Balance». Над альбомом работали два продюсера - Бобби Рок и Том Даун. Работа эта лишний раз показала, что для того, чтобы умело пользоваться своим инструментом, гитаристу необязательна большая и густая шевелюра. В свое время Боб Кулик возглавлял «Balance», одну из лучших хард-роковых групп Штатов. Но музыканту явно не везло на шумный успех: вот и в «Kiss» он никак не смог прижиться. На этот раз есть надежда, что ситуация может измениться. Среди вещей диска есть потенциальные боевики: «Eyes Of A Stranger», «Little Black Book» и, конечно же, «This Side Of Paradise». В рядах «Skull» числятся еще три известных в рок-мире сессионных музыканта, работавшие раньше с Мит Лоафом, Элисом Купером, Джоном Бон Джови, Джо Линн Тернером и Лу Ридом»...
Приводим рецензию и из журнала «Рок сити»:
«Skull» (Череп) - хорошее название для металлической группы. Но это тем более круто, когда вокалист не страдает каким-либо наличием волос. Именно так выглядит шеф проекта - гитарист Bob Kulick. Боб - брат гитариста «Kiss» и частенько помогает киссовцам в концертной работе. Нет сомнения, что он превосходный гитарист, умеющий играть мощный пауэр-метал. Добавим, что это не первый его альбом: в начале прошлого десятилетия он уже наделал достаточно много шума с очень крепкой и серьезной группой «Balance». Вышло два альбома, но коммерческий успех был не очень большой, и Боб занялся сессионной работой. Сейчас, спустя почти десять лет, он вернулся на большую сцену с дебютной пластинкой своего нового проекта.
Итак, «Skull». В группе играют высокопрофессиональные музыканты и это чувствуется практически сразу. С музыкальной точки зрения репертуар проекта представляет из себя убойную смесь «Kiss», «House Of Lords» и «Whitesnake». Это трудно представить, но вполне можно прослушать, что мы и советуем сделать. Естественно, что в полном соответствии с законами жанра Боб Кулик не мог обойтись без жалостливой песенки, и такая здесь есть - «This Side Of Paradise». Подождем второй альбом - есть шанс, что проект будет прогрессировать».
С последней фразой Алексея Сидорова и Ко нельзя не согласиться: подождем и мы...
КОНЕЦ ЗАМЕТКИ
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-ГРУППЕ KISS НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Ace Frehley «Trouble Walkin'» 1989 года – круче чем Kiss, круче, чем всё
Четыре сольных альбома Kiss 1978 года – «платина» общая, а чарты совсем разные
Первый фактический альбом «Kiss» был выпущен не в 1974-м, а в 1972-м, и назывался он «Wicked Lester»