В 1989-м году бывший «киссовец», гитарист Эйс Фрили выпустил свой второй сольный альбом «Trouble Walkin'», который получился гораздо круче, чем вышедший на четыре дня позже альбом Kiss «Hot in the Shade». Интересно, что на обоих альбомах появилась одна и та же песня – «Hide Your Heart», написанная Полом Стэнли еще для предыдущего альбома группы, но перехваченная его бывшим коллегой Фрили и записанная для своего собственного диска.
Эйс Фрили всегда был для меня одним из лучших музыкантов, правда, только тогда, когда он пребывал в составе Kiss.
Во-первых, его панковские гитарные соло были уникальными, они прекрасно соответствовали духу группы тогдашней карнации, и когда Фрили из нее отвалил, Kiss потеряли громадный пласт своей самобытности.
Во-вторых, песни, которые Фрили сочинял, также заметно выделялись из той массы музыкального материала, который генерировали Стэнли и Симмонс.
Ну, и, в-третьих, вокал Фрили весьма колоритен, и все песни в его исполнении я ценил выше, чем остальные, и особенно меня порадовал первый сольник его, записанный в 1978 году.
Однако то, с чего Эйс Фрили начал свою чисто сольную карьеру во второй половине 80-х с группой Frehley's Comet, меня совершенно не вдохновило. Какой-то хайповый, тем не менее, совершенно невзрачный поп-рок, который многие хардовые рок-группы практиковали в то время в угоду публике, в основном американской. Да, первый альбом Frehley's Comet был коммерчески успешным, добравшись в США до «золотого» статуса (500 тысяч проданных копий), но второе произведение группы провалилось с треском. Если, конечно, термином «провалилось с треском» можно обозначить не попадание в списки Billboard 200 и раз в десять более худшие продажи.
Мало того, Эйса Фрили перестали уважать даже промоутеры, и они стали кидать его на бабло самым наглым образом. Так, два тура в поддержку Элиса Купера и Iron Maiden группе Frehley's Comet пришлось закончить преждевременно, так как оказалось, что для оплаты ее работы у организаторов концертов просто не нашлось денег. Странно это слышать про Америку, в которой хороший адвокат мог выбить долги у кого угодно, тем не менее, Эйс Фрили сталкивался с таким отношением к себе в конце 80-х очень часто.
Лично мое знакомство с сольной музыкой Эйса Фрили закончилось на втором альбоме Frehley's Comet 1988 года. Я такой поп-рок на дух не переносил, несмотря на очень высокие гитарные и вокальные данные этого неординарного музыканта, потому перестал следить за его музыкальными опытами. Даже когда благодаря Интернету любую музыку можно было выкачивать легко и быстро, я даже не думал о том, что Фрили за последние 30 лет запишет что-то на самом деле интересное. Было много примеров, когда шикарные музыканты, выходя из состава своих шикарных групп, начинали нести всяческую пургу, и вот я почему-то подумал, что Эйс Фрили точно такой же пургомёт.
Но, оказалось, что Эйс Фрили перестал быть пургомётом сразу же после того, как его кинули на деньги промоутеры Элиса Купера и Iron Maiden. Я-то этого не знал, но уже в следующем, 1989-м году музыкант, разогнав свою группу, выпустил под личиной Ace Frehley буквально шедевральный альбом «Trouble Walkin'» («Ходячая проблема»). Я услышал эту пластинку совсем недавно, и она меня поразила настолько, что я решил написать на нее свою небольшую рецензию.
Вообще-то Эйс Фрили за последние 30 лет записал еще всего 5 студийных альбомов, но все они такие же шикарные, как и тот, о котором я хочу рассказать, и я о них тоже обязательно напишу. Но «Trouble Walkin'» - это тот шедевр, который стал переломным в творчестве Фрили. На этом альбоме он вернулся к хард-роковым корням, не допустив больше в свою музыку никакой попсы в угоду публике. Можно даже сказать, что пластинка вышла такой же бескомпромиссной, какими были произведения Kiss в самый их лучший творческий период до 1978 года.
Были, правда, на альбоме некоторые подражания, например, Элису Куперу, выпустившему в 1989 году свой первый «платиновый» альбом за все предыдущие 14 лет – «Trash», и который стал тогда явлением на рок-музыкальном рынке. Также многие песни выполнены в ключе тогдашних Kiss, но в то время как «Киссы» относились к своей музыке во второй половине 80-х спустя рукава, бездумно штампуя всякие шлягеры для малолеток, Эйс Фрили свои песни очень хорошо обдумывал и аранжировал их на более высоком уровне, чем его бывшие коллеги.
Ясно, что коммерческая популярность Kiss Фрили не светила, но то, что его новый альбом был выполнен на гораздо более высоком уровне по всем параметрам – это можно понять с самого первого прослушивания.
Итак, альбом Эйса Фрили «Trouble Walkin'» показал, что не все еще потеряно, и у него есть еще порох в пороховницах. Альбом вернул своего автора в мировые чарты, и хоть в Billboard 200 он до первой сотни так и не добрался (всего лишь 102 позиция), но это было во много раз лучше в сравнении с прошлогодним опытом.
Интересно, что в нескольких песнях на альбоме напел старый приятель Фрили и бывший его коллега по Kiss – барабанщик Питер Крисс. Выше на фото представлен диск, на конверте которого расписались оба музыканта, а вместе с ними и напевший тоже на альбоме Себастьян Бах – фронтмен известной когда-то у нас американской рок-группы Skid Row.
На видео: Фрили на концерте в 1989 году, со всеми музыкантами, которые записывались и на альбоме
На альбоме «Trouble Walkin'» поучаствовали такие музыканты:
1). Антон Фиг – барабанщик, тот самый, который отстучал все барабанные партии на первом сольнике Фрили 1978 года, а затем на двух альбомах Kiss – «Dynasty» и «Unmasked». Потом он стал постоянным участником всех проектов Фрили с самого первого альбома и по сей день, за исключением второго альбома Frehley's Comet «Second Sighting» (1988 г.).
2). Джон Риган – бас-гитара. Известен тем, что работал с такими звездами, как Питер Фрэмптон, Дэвид Ли Рот, Билли Айдол, Дэйвид Боуи, Робин Трауэр, кое-что в свое время он записал и на альбомах The Rolling Stones.
3). Рич Скарлет – ритм-гитарист. До того, как появиться в группе Эйса Фрили, ничем особенным не прославился. Отыграл на альбоме, и убежал, больше с Фрили не пересекался. Слывет корешем Элиса Купера, Себастьяна Баха и музыкантов древней рок-группы Mountain, с которыми что-то записывал и выступал с ними же. В активе Скарлета с десяток сольных альбомов, первый из которых он записал еще в 1984 году, второй – в 1997-м, а последний – в 2015-м.
Сторона 1:
1). Shot Full of Rock (4:47) «Выстрел полный рока». Шикарный боевик, если сравнивать с подобными шлягерами Kiss 80-х, то они не идут с шедевром Эйса ни в какое сравнение.
2). Do Ya (3:47) «Делай Я». Старая песенка из репертуара английской поп-рок-группы Electric Light Orchestra, впервые появился на ее альбоме 1976 года. Но хотя этот номер изначально попсовый, Эйс Фрили исполнил его в довольно тяжелой манере.
3). Five Card Stud (4:01) «Пятикарточный стад» (покерная тема). Эта песня отлично подошла бы к первому сольному альбому Фрили 1978 года, или же к альбому Kiss «Unmacked» (кстати, и там, и там, на барабанах стучал Антон Фиг).
4). Hide Your Heart (4:33) «Спрячь свое сердце». А это хит Kiss, написанный Полом Стэнли еще за пару лет до этого, и он появился на сингле и альбоме Kiss 1989 года. Однако Фрили опередил своих коллег и выпустил свою версию песни на 4 дня раньше. Правда, до него эту же песню записала и выпустила Бонни Тайлер еще в мае 1988-го, а за ней – Робин Бек, так что ничего странного тут нет, что сам автор этого шедевра на его публикацию был далеко не первым в очереди. Подпевает тут - Питер Крисс.
5). Lost in Limbo (4:10) «Затерянные в подвешенном состоянии». И снова номер, который прекрасно подошел бы к альбомам «Ace Frehley» 1978 года или к альбому Kiss «Unmacked» 1979-го.
Сторона 2:
6). Trouble Walkin' (3:08) «Ходячая проблема». Ну, а эта песня сделана чисто под Элиса Купера того же периода. Конечно, от этого интерес от ее прослушивания не меньше, тем более что на соло-гитаре Эйс чешет гораздо зачетней любого куперовского гитариста. На барабанах в этой песне стучит некий Сэнди Славин, видимо, она писалась самой первой на сессии, а Антон Фиг еще не вернулся к Фрили, ведь он на записи прошлого альбома не участвовал (отлучался). Подпевает тут - Питер Крисс.
7). 2 Young 2 Die (4:29) «Слишком молод, чтобы умирать». А эту песенку чисто в стиле тогдашних «Киссов» спел не Эйс, а его второй гитарист Скарлет. Но даже в этом случае она получилась если не шикарной, то зачетной. Подпевает тут - Питер Крисс.
8). Back to School (3:43) «Снова в школу». И снова песня а-ля Элис Купер, правда, напоминает что-то с более раннего альбома – «Constrictor» 1986 года. Подпевает тут - Питер Крисс.
9). Remember Me (5:01) «Помни меня». А это обычный панковский блюз, ничего интересного кроме сносящих крышу гитарных соло.
10). Fractured III (6:48) «Разбитое III». Этот номер – уже третья реинкарнация инструментальной композиции «Fractured Mirror», которую Эйс Фрили записал для своего первого сольника. Второй раз он перезаписал ее для альбома «Frehley's Comet» 1987-го под названием «Fractured Too». На этом же альбоме инструменталка получила новое имя, и, по-моему, это самый лучший из трех вариантов.
Никаких бонусов к альбому не шло. Был выпущен только сингл с песней «Do Ya», и всё.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ KISS НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Четыре сольных альбома Kiss 1978 года – «платина» общая, а чарты совсем разные
Шкатулка с диковинами от Джина Симмонса – его сольник «As*hole» 2004 года
Kiss «Unmasked», 1980 г., ~ это ментальное продолжение альбома «Dynasty», причем более интересное
Первый фактический альбом «Kiss» был выпущен не в 1974-м, а в 1972-м, и назывался он «Wicked Lester»