Найти в Дзене
Наука и фантастика

"Пришелец" - 2018: правдивая версия "Марсианина"

Оглавление
Кадр из финала фильма.
Кадр из финала фильма.

Посмотрела (только сейчас) российский фильм 2018 года "Пришелец", который изначально должен был называться "Марсианин", но его опередил фильм Ридли Скотта, вышедший в 2015 году. Автор сценария нашего фильма, Михаил Расходников, пытался судиться с американцами (якобы, за плагиат сюжета), однако иск оказался безуспешным. Пришлось переделать сценарий, сменить название и задержать выход фильма на экраны.

Один на Марсе

Оба фильма действительно имеют общую завязку. В результате мощного природного катаклизма на Марсе (пыльная буря и всякое такое) основная экспедиция землян либо не может приземлиться ("Пришелец"), либо вынуждена срочно покинуть планету ("Марсианин"). Остается один человек - случайно забытый ("Марсианин") или героически решивший пожертвовать собой и отстыковавший один посадочный модуль, чтобы прочие члены команды смогли спастись ("Пришелец").

Дальше сюжеты и смыслы фильмов расходятся.

"Марсианин" - довольно эксцентричная робинзонада. Покинутый астронавт придумывает, как ему выжить (в том числе, сажая пресловутую картошку и питаясь ею).

"Пришелец" - психологическая драма.

Главный герой носит звонкое имя Александр Чапаев (актер - Александр Куликов). Он действительно герой - храбрый, сильный, умный, глубокий.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Энергии в его модуле хватит на 13 месяцев. За это время руководитель ЦУПа, Александр Ковалев (актер - Андрей Смоляков) хочет успеть организовать спасательную экспедицию. Но в российской реальности середины 21 века всё решают деньги, а обществом правят абсолютно безнравственные циники. У космической корпорации денег на второй полет к Марсу нет. Частный медиабизнес предлагает устроить регулярное шоу с участием единственного человека на Марсе, а выручку пустить на экспедицию. Чапаев соглашается, но каждый сеанс связи стоит ему трех дней жизни. Шоу имеет мировой успех.

Всё, можно снаряжать ракету и лететь на выручку? Как бы не так.

На Марсе происходит нечто странное. Робот по прозвищу Барсик (очаровательное создание!), исследующий окрестности посадки модуля Чапаева, постоянно натыкается на какие-то непонятные сигналы, источника которых определить не может.

Робот БАРС (Барсик).  В движении еще прелестнее.
Робот БАРС (Барсик). В движении еще прелестнее.

Тем временем Чапаев начинает слышать звуки: голоса (в том числе голос матери, зовущей его в детстве) и музыку. Психолог ЦУПа Анна (Анна Банщикова) пытается убедить Чапаева, что это галлюцинации. Тогда он прекращает участвовать в шоу. Ему находят замену: электронного двойника, который начинает бодро шутить и рекламировать всякий ширпотреб ("Чапаев-стайл").

В итоге один крупный хищник (кандидат в президенты) поглощает медиамагната и заставляет его уступить весь доход от проекта "Чапаев". Ковалева увольняют из ЦУПа, но он бойцовскими методами прорывается туда, чтобы проститься со своим другом, которого решили оставить на Марсе, объявив, что он погиб при посадке, а в шоу участвовал симулякр.

Чапаев вступает в контакт с неизведанной инопланетной субстанцией (это сгусток энергий, а не страхолюдный монстр), взрывает модуль и красиво уходит в марсианскую пустыню.

Кадр из финала
Кадр из финала

Честная горечь реализма

Мне фильм в целом понравился, хотя есть, конечно, разные замечания и вопросы. Он точно отражает и нашу реальность ("своих не бросаем", мелькает однажды в речах героев - выясняется, что еще как бросаем, и даже кидаем), и психологию человечества как толпы (в этом смысле нет различий между народами), и нравы крупного бизнеса и большой политики, и безнадежность усилий отчаянных одиночек повлиять на трагическую ситуацию...

Психологически всё достоверно. Нет, правда, внятной лирической линии, да и женский образ всего один - психолог Анна, "ведущая" Чапаева и постепенно проникающаяся к нему нежными чувствами. Но тут вам не Голливуд, профессионализм - на первом месте. Только профессионалы проигрывают "хозяевам жизни", не обремененным никакими моральными комплексами.

"Мы оскотинились", - гласит приговор Александра Ковалева, смертельно раненого в схватке с охраной будущего президента при его последнем прорыве к пункту связи в ЦУПе. Это приговор, в общем-то, всему земному миру (хотя в американском "Марсианине" не всё выглядит столь безнадежно).

Вопросы и натяжки

Естественно, кинофантастика никогда не может быть на 100% научной и достоверной. Однако есть вещи, вызывающие недоумение даже у зрителя, готово принять всякие условности.

1. Как-то слишком уж просто и гладко выглядит связь Марса с Землей.

Никаких задержек, словно обычные земные переговоры по сотовому. Четкая картинка, ясный звук, моментальный отклик. Поэтому становится возможным вести ежедневное шоу с Марса. Допустим, в середине 21 века технологии будут усовершенствованы, однако не до такой же степени, наверное?..

2. Вид самого модуля.

Это бублик с дырками-иллюминаторами, спокойно лежащий на поверхности Марса. А что там с защитой от радиации? Как с системами жизнеобеспечения? Иногда показывают, как Чапаев занимается физкультурой, и один раз он ест в кадре свежевыращенный лук. Но робинзонады интересны как раз решением насущных проблем выживания. Их там словно бы нет совсем.

Модуль. Кадр из фильма.
Модуль. Кадр из фильма.

3. Что со спасательной миссией?

Руководитель ЦУПа, дающий согласие на убийственное шоу ради заработка денег на отправку спасательной миссии, почему-то не в курсе, что никто ее не собирается готовить. Иногда вспоминают, что ракета должна улететь через тринадцать месяцев, но идут недели, а никто ничего не делает. А потом вдруг сюрприз: деньги ушли на избирательную компанию, никакой миссии не планировалось изначально.

Всё это очень странно. Если существует амбициозная марсианская программа, то неужели там задействована всего одна попытка полета и один корабль? Или это как с недавним крахом Луны-25: готовили больше полувека, она разбилась, следующую запустят не скоро. Но на Луне нет наших (или не наших) людей, спасать никого не надо.

Несмотря на все "косяки", я бы советовала посмотреть фильм тем, кто не видел. В зарубежном варианте, кстати, название переводится как "Покинутый" (см. галерею).