Полезные советы для тех, кто начинает знакомиться с игрой
Baldur’s Gate 3 уже стала одним из главных хитов этого года. Внушительные продажи, лестные отзывы от критиков и практически единогласная любовь среди геймеров и фанатов жанра. Но до сих пор лишь на ПК: лишь в сентябре новая RPG от Larian приходит на PS5. 2 сентября в 19:00 по московскому времени доступ к ней откроется для тех, кто приобрел Deluxe-версию, а 6 сентября — для тех, кто купил обычное издание.
В честь этого события мы подготовили материал, который поможет вам перед запуском Baldur’s Gate 3. Из него вы узнаете, к чему готовиться и о чем следует помнить перед началом игры. Даем мы лишь самые основные рекомендации: здесь не будет подсказок насчет сюжетных выборов. Лишь то, что поможет сделать ваше первое прохождение чуть лучше (и не лишит радости первооткрывательства).
Что мне следует знать из лора Dungeons & Dragons перед запуском?
В целом — ничего. Достаточно знать, как работает классическое высокое фэнтези: кто такие эльфы, дворфы и полурослики, в чем разница между воином и волшебником и чем некромант отличается от пироманта. Все остальное игра вполне доходчиво рассказывает сама. А предварительное чтение подробностей конкретно Забытых Королевств (сеттинга, в котором происходит Baldur’s Gate 3) может, наоборот, испортить вам впечатления от прохождения. В официальной мифологии Dungeons & Dragons содержатся спойлеры к сценарию, особенно если брать факты касательно самого города, Врат Балдура.
Важнейшее знание, которое вам нужно (и которое также разъясняют по ходу самой игры), — кто такие иллитиды. Так тут называют представителей расы монстров с щупальцами на лице, похожих на фиолетовых осьминогов, — они питаются разумом других существ. Эти опасные противники, пользующися психической магией и умеющие летать, давно стали классикой бестиария D&D и стали главной темой Baldur’s Gate 3. Ваш герой, как и все будущие сопартийцы, стали жертвами иллитидских личинок: вживляемые через глазницу, они постепенно заставляют носителя мутировать в иллитида. И ваша задача как минимум в начале сюжета — избавиться от паразита, чтобы не пополнить ряды свежевателей разума.
За какой класс или расу мне стоит играть?
Ответ банальный: любая раса или класс, какие нравятся. Не гонитесь за эффективностью сборки, делайте выбор по своему вкусу. Еще лучше — отталкивайтесь от отыгрыша. Придумайте своего персонажа: пусть это будет харизматичный гном-артист из богатой семьи. Или эльф-варвар с военным прошлым. Или драконид-воришка с познаниями в магии. Создайте необычный вариант и все выборы, от класса до способностей, делайте по одной схеме: «подходит ли это образу моего героя?».
Если вас волнует, за какой класс играть интереснее всего, то вот вам четыре варианта.
Бард. Персонаж поддержки, который умеет всего понемногу. Немного колдует, неплох в ближнем и дальнем бою, умеет договариваться за счет высокой харизмы и бардовских бонусов. Также умеет убивать врагов матными оскорблениями, виртуозно играть на музыкальных инструментах (веселой мелодией можно отвлекать толпы людей и даже зарабатывать деньги за хорошую игру), а классовые опции барда в диалогах — одни из самых смешных в игре.
Друид. Мощный заклинатель, способный хорошо сражаться в ближнем бою. Ключевая особенность: возможность превращаться практически в любое животное, от маленького кота до огромного медвесыча. Это делает его многофункциональным: в форме мелкой зверушки он может пролезать в потайные норы и различные дыры в стенах, обходя охрану и запертые двери. В форме больших зверей он чуть ли не единолично способен сокрушать целые армии. И при этом еще и умеет пользоваться исцеляющими заклинаниями, выращивать убийственную лозу под ногами врагов, создавать пламя в руке, а также призывать на помощь элементалей и духов природы.
Колдун, Чародей или Волшебник. Любой из трех классов, умеющих творить магию, хорош по-своему. Отличаются набором заклинаний и способом их применения, но главный их плюс — само волшебство. Чары в Baldur’s Gate 3 мощны, круты и невероятно разнообразны. Поэтому класс, способный ими владеть, — это сила, с которой надо считаться. Ну и это попросту весело: с помощью магии можно летать, становиться невидимым, говорить с животными и мертвыми, телепортироваться, кидать огненные шары и молнии, дезинтегрировать врагов в песок касанием пальца, заливать пол кислотой, призывать нежить и духов стихий на свою сторону. Ваши возможности ограничены лишь ячейками заклинаний и фантазией.
Варвар. Боец, способный больно бить, громко кричать и атаковать до 5 и более раз за ход при определенных условиях. Если вам хочется просто крушить вещи огромным топором — это лучший выбор, хотя из опций у вас еще есть обычный воин. Варвар сражается в средней броне и сочетает мощные удары с большой скоростью. И за счет своей силы и навыков может бросаться во врагов подручными вещами и другими врагами.
Если вы выбрали класс, и по итогу он вам не понравился, не переживайте. В 1 акте можно найти мертвеца Иссохшего, который присоединится к вашему отряду и за небольшую сумму (200 золотых) изменит выбор вашего класса (или класса ваших сопартийцев) в любой момент. Можете перекачаться и экспериментировать с навыками как и когда угодно.
В плане расы выбор практически ничего не значит. Расовых бонусов к характеристикам в Baldur’s Gate 3 нет, лишь вещи вроде ночного зрения и каких-то мелких особенностей. Выбирайте на свой вкус. Из существенных бонусов можно выделить лишь то, что низкие расы вроде дворфов и гномов могут пролезать в норы и дыры в стенах. Но для этого есть или превращение в животных, или заклинание маскировки — не обязательно ради этой опции выбирать происхождение своего персонажа.
Что лучше — создать своего героя или выбрать готового персонажа?
В начале игры у вас есть две опции: создать своего, уникального персонажа или взять готового героя с предысторией и уникальными сюжетными миссиями.
Для первого прохождения лучше создать своего героя и пережить собственное приключение. Все предлагаемые готовые герои — это напарники, которых можно взять в свой отряд и пройти их сюжетную линию. Необязательно ради этого жертвовать возможностью вписать в историю своего аватара. Но если вам лень заморачиваться с настройкой внешности и класса, можете взять прописанного персонажа. Ему нельзя поменять внешность и голос, и некоторые сюжетные выборы будут зафиксированы за его историей. Зато в отряде будет сразу четыре сопартийца со своими крутыми характерами, фразами и заданиями, а не три в случае, если одно из мест занимает созданный вами персонаж.
Единственное исключение — «темный соблазн». Особая предыстория, в которой вашего персонажа мучает странное желание калечить и убивать окружающих. Большинство советует брать его на второе, «злое» прохождение. Но можно сделать веселее и дать «темный соблазн» своему первому персонажу, отыгрывая героя, который сопротивляется страшному проклятию. Но помните: это опасный путь. Если у вас не получится противиться злу, кто-то из ваших сопартийцев может пострадать.
Используйте все
Не играйте какой-то одной устоявшейся тактикой. Во-первых, игра даже на самой низкой сложности будет подкидывать вам ситуации, в которых закликивание врагов большим топором вам ничем не поможет. Или магия будет бессильна. Постоянно думайте, экспериментируйте и импровизируйте. Пусть ваш маг носит свитки заклинаний, чтобы использовать магию без трат ячеек маны. Пусть у всех персонажей будут метательные бутыли с зажигательной смесью и кислотой, или какие-нибудь гранаты. Не забывайте использовать особые стрелы: громовые, взрывные или даже телепортирующие. Последние позволят вам достигать самых недоступных мест с сокровищами или даже секретами.
Во-вторых, Baldur’s Gate 3 предоставляет такое количество интересных или попросту безумных опций решений любых проблем, что многие ее записывают в жанр immersive sim. Стройте пирамиды из бочек, баррикадируйте проходы мусором, превращайте врагов в овечек, замораживайте пол, чтобы монстры подскальзывались, — придумывайте новое, не пытайтесь проходить Baldur’s Gate 3 каким-то «эффективным» билдом. Также не забывайте, что любое оружие можно покрыть ядом. Используйте это, добавляйте хотя бы самую слабую отраву: даже пара очков урона лишней не будет, а яды стоят копейки и попадаются везде.
Экспериментируйте, изобретайте, не проходите игру, как типичный open-world от третьего лица. Если что-то не выходит — попробуйте другой подход, а не грустите о том, что не прокачались. Все равно в игре всего 12 уровней развития героя, с которыми из характеристик поднимается только количество очков здоровья. А предметы полезны больше свойствами, чем показателем брони (который тоже едва ли поднимется выше 20 даже в самом последнем акте).
Прочие советы
- Сохраняйтесь почаще. Это сбережет вам нервы, если вы столкнетесь с багом, и позволит переиграть ситуацию, когда вы зашли куда-то раньше, чем стоило или из-за ошибочного действия влипли в неприятность. Однако, чтобы играть было веселее, не загружайтесь после провального броска кубика. Отыгрывайте роль и примите неудачу: быть успешным во всем попросту скучно, дайте сюжету возможность подкинуть вам проблем!
- Любой найденный предмет можно отправить в лагерь, чтобы продать его потом. Для этого в выпадающем меню вещи выберите опцию «отправить в лагерь». Предмет появится в сундуке вашего привала, откуда его можно достать в любой момент тишины. Полезная опция, чтобы не нагружать сопартийцев мусором. Чтобы ненужные вещи не путались с полезными предметами, в том же окне вещи можно пометить как товары. Тогда предмет будет закрыт специальной меткой, по которой его визуально легко отделить от ценностей.
- У противников тоже есть окно опций, в котором можно посмотреть их характеристики и сопротивления. Пользуйтесь, когда встречаете новых врагов, чтобы узнать, к чему у них устойчивость, и не бить заклинаниями в молоко.
- Мертвецы не разговаривают со своими убийцами даже под действием заклинания. Но их можно обхитрить: перед разговором смените внешность маскировкой или магией, и они ответят на ваши вопросы.
- Передача предметов между персонажами не тратит ваши очки действия. Можете обмениваться инвентарем между сопартийцами как и когда угодно, действие тратится лишь на применение предметов.
- Павших в бою персонажей можно поднимать не только отдельным действием, но и любым заклинанием лечения. Чтобы не тратить ход или основное очко действия, просто используйте на них какое-нибудь слабое заклинание исцеления или бросьте в них зелье лечения.
- Во время проверок, когда нужно бросать кубик, смотрите в нижнюю часть экрана: там появляются все бонусы, которые вы получите за счет своих заклинаний или расходников. А также те прибавки, которые вам могут наколдовать сопартийцы. Пользуйтесь этим, чтобы справляться с самыми тяжелыми бросками.
- Не бойтесь становиться на долгий отдых, чтобы восстанавливать здоровье и ячейки заклинаний. За это нет практически никаких штрафов: просто следите за моментами, когда вас по сюжету просят спешить. Тогда привал пропустит это событие и вы или провалите задание, или опоздаете куда-нибудь. Но в целом такие моменты редки, и даже если вы что-то проспите, прохождение вам это не сломает. Также на привалах происходят различные сценки и развитие романтических отношений с персонажами.
- Не бойтесь продавать и выкидывать вещи. Вы не сможете избавиться от сюжетных предметов, а минимально важные вещи помечены оранжевым цветом. Исключение: адский металл и адские монеты. Они нужны только одному персонажу в игре. Металл также можно будет дать кузнецу-тифлингу в обмен на уникальное снаряжение. Всего вам понадобится около пяти кусков на все ваши нужды, однако по миру игры разбросано куда как больше. Все остальное, что вы не можете использовать, — мусор на продажу или снаряд для метания во врагов.