"Когда труба Архангельская загремит, будет второе воскресение, тела наши изменятся, станут духовными, такими, каким Господь явил Себя после Воскресения. Каким Он явил Себя?" - так начал одну из проповедей отец Наум Байбородин, ныне почивший лаврский старец. Далее он рассказывает о том, как будет проходить Страшный Суд, основываясь на Священном Писании:
- Собраны были ученики, страха ради иудейска (Ин. 19,38), двери и окна были закрыты, и Дверем затворенным предстал Господь перед ними (см.: Ин. 20,19, 26). И мы станем такими же духовными, не будет различия естества мужского и женского, не будет чрева, пища будет не нужна, все будут сиять светом, все будут в радости и блаженстве, не будет там уже ни смерти, никакого воздыхания и плача, все будут в свете Божества Христова.
И пишут святые отцы, и святой Григорий — ученик святого Василия Нового, каким будет Страшный Суд Божий. Когда откроется оный, восьмой день в славе своей, то четыре животных, о которых пишет апостол Иоанн Богослов, будут спускать с неба колесницу в виде светлого и белого как снег облака, посреди же облака будет стоять Сам Единородный Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Когда спустится облако к долине Иосафатовой, где Престол будет в воздухе, Он воссядет на Престоле. А перед Престолом соберутся все народы земные, и Ангелы много тут потрудятся, разделяя по полкам кого по правую сторону, кого по левую. Будут полки мучеников, исповедников, святителей, преподобных, юродивых, ветхозаветных праведников и всех Богу послуживших.
Ангелы спустят с небес Новый Иерусалим, а земля будет вся обновленная, потому что перед этим по ней пройдет огонь и попалит всякое нечестие. Какая будет зелень, какие цветы! И здесь по правую сторону соберутся все, которые верили во Христа Спасителя, ублажали Матерь Божию, прославляли Ее, которые в покаянии пребывали и в непрестанной молитве. И откроется Царствие Божие в славе, и Господь скажет всем стоящим на правой стороне: Приидите, благословенный Отца Моего, внидите в радость Господа Бога вашего, наследуйте уготованное вам Царствие (МФ. 25,21,23,34).
Первой войдет в Небесный Иерусалим Матерь Божия, и Господь с радостью примет Ее и скажет: «Вниди, Мати Моя, в радость Господа Своего; прииди, желанная Отроковица, Царица небеси и земли, так как все Тебе принадлежит. Это наследство Твое!» За Ней пойдет святой Иоанн Креститель, о котором Господь сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна (Мф. 11, 11; Лк. 7, 28), и двенадцать апостолов, затем семьдесят апостолов, потом пойдут полками мученики, святители, преподобные, юродивые, младенцы, даже будет небольшой полк, в который войдут патриархи, пророки, судии Ветхого Завета и все сыны Израиля, строго соблюдавшие закон Моисея до Пришествия Христова, за ними последует малый собор угодивших Богу — те, которые, не зная закона, жили по правде.
И вот давайте просить Матерь Божию, чтобы Она сподобила нас этой блаженной части: стать на правой стороне и войти в Небесный Иерусалим. Когда придет время — загремит труба Архангельская, а это будет, как говорят святые отцы, в месяце ксанфик — это период нашего времени март-апрель. А перед этим, начиная с февраля месяца, сорок пять дней будет Крест сиять на небе. И вот когда труба загремит Архангельская, наши тела воскреснут и наши души соединятся с нашими телами. А тела станут духовными, не будет грубости, дебелости, которая есть сейчас у нас, и пища нам будет не нужна, и все мы узрим Господа Бога. И тогда одних Господь поставит по правую сторону, а других — по левую.
И те, которые встанут по левую сторону, — а кто там будет? — нераскаянные грешники, блудники, чародеи, идолослужители, убийцы, которые не за то будут осуждены, что грешили, а за то, что не принесли покаяние, не показали веру к Воскресшему Спасителю, — услышат от Господа: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). Так вот это наказание предназначено диаволу, а нам — Ангельские обители. А избранных Своих, тех, которые почитали Господа, любили Церковь, любили Божию Матерь, которые жили в смирении, посте, молитве и любви, поставит по правую сторону, и Господь скажет всем Своим угодникам избранным: Приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира (Мф. 25,34).
Матерь Божия слышит воздыхания каждого человека. Сколько было случаев благодатной помощи! За одной девицей в Москве гнались разбойники, хотели обесчестить ее, она только крикнула: «Матерь Божия! Сохрани меня в девстве, сохрани мою душу!» И Она быстро тут оказалась, приняла вид этой девицы, а девица стала невидима для разбойников. Побежали они за девицей, то есть за Матерью Божией, быстро бежали и думали, что вот-вот Ее схватят, а Она вела их переулками, улицами, они спотыкались, но бежали. И когда далеко увела - скрылась, стала невидимой. Разбойники сели и ахнули: «Что это было? Да, это было чудо».
Матерь Божия слышит наши воздыхания, наши молитвы. И те, которые ублажают Ее, стараются соблюдать благочестивое правило, сохранившееся с Х века, и читают сто пятьдесят раз «Богородице Дево, радуйся», имеют над собой Ее Покров.
А преподобный Парфений читал даже триста раз «Богородице Дево, радуйся».
Есть у нас, в нашем городе, старец на пенсии, он читает восемьсот раз «Богородице Дево, радуйся», один только, может, во всем мире.
Давайте читать это Архангельское приветствие, и Матерь Божия, глядя на нас, скажет: «И их Я возьму под Свой Покров, и буду им помогать, и повелю Ангелам Хранителям не отлучаться от них, чтобы они возымели силы переносить всякие скорби и вести брань невидимую». Горе тем христианам, которые не почитают Богородицу. Потому что от Богородицы Господь воспринял ум, душу и тело, и Божество обитало в Нем. Он обожил всего человека, даровал нам славу обоженного существа.
На Фаворе Господь показал эту чудную славу: всё сияло светом, всё блистало, когда апостолы смотрели на Него. Мы читаем в Евангелии: И преобразился перед ними (Мф. 17,2; Мк. 9,2). А как это надо понимать?
Как пишут отцы духоносные. Не то чтобы Он изменился перед апостолами, Он таким сияющим был всегда, Бог неизменяем. И как Господь проходил через двери заключенные, Он в такой же славе был и на Фаворе. Так вот, Он открыл очи, глаза, ученикам Своим, и они увидели славу Божию.
И когда человек проходит путь очищения, глубокого покаяния, путь борьбы со страстями, терпения находящих скорбей, непрестанной памяти Божией, богообщения, то освящается ум боголюбивый, принимает благодать Божию, потом принимает ее и вся душа. Потому что у нас душа — троечастная: умная часть — дыхание Бога Вседержителя, раздражительная часть и вожделевательная. И когда уже вся душа становится боголюбивой, то освящает и тело, которое после смерти бывает мощами. Мало таких угодников, у которых освящается вся природа телесная.
Мы усыновлены: у нас Бог — Отец, а Матерь Божия — и наша Матерь, Матерь всех христиан. Когда мы приступаем к Таинству Причащения, то причащаемся Тела и Крови Христовой, а Господь Тело воспринял от Богородицы — значит, Он породнился с Адамом, с родом человеческим, и мы теперь сыны Божии. И когда принимаем Крещение, то переживаем рождение, первое воскресение нашей души.
Да послужат эти слова архимандрита Наума всем нам в назидание.
Слава Богу за все!