Найти тему

Индейский ритуал, от которого вам станет не по себе – что я узнала в музее на Амазонке

Оглавление

Прилететь на Амазонку и идти в музей – ты что, ненормальная? Хм, по-моему, это было отличным решением, иначе я бы не узнала о ритуале, от которого у меня до сих пор мурашки.

В день, когда я прилетела на Амазонку, в Летисию, жара стояла невыносимая. Я считаю себя опытным путешественником, к тому же теплолюбивым, но это действительно было нечто. Я немного поругала себя за изнеженность, но позднее узнала, что даже по местным меркам это был какой-то супержаркий день.

Летисия – совсем небольшой городок. Из достопримечательностей там порт на дюжину деревянных лодок, пара светофоров и этнографический музей.

Порт Летисии
Порт Летисии

Если честно, изначально я решила идти в музей, потому что хотела где-то скоротать самую жаркую часть дня, а это было единственное доступное мне помещение с кондиционером. В едальнях и моем "отеле" (комплексе бунгало) довольствовались вентиляторами. Кстати, я говорила, что в моем бунгало и воды-то горячей не было, лишь что-то вроде летнего душа? За всю мою жизнь лишь в поездках в Летисию и на Каньо-Кристалес я и подписалась на такое, потому что в эту адскую жару реально было уже все равно. А еще каждый день вырубался свет, но это уже другая история.

Музей Летисии относительно небольшой, но очень любопытный.

Вот такой суровый пилинг

Я, признаться, уже многое из того, что узнала в музее, подзабыла. Но описание одного ритуала Тукуна произвело на меня такое сильное впечатление, что мне правда до сих пор не по себе. Я потом даже несколько раз гуглила это, чтобы убедиться, что все поняла правильно.

Ритуал называется "Pelazón" (онлайн-переводчик трактует как "пилинг", но я бы сказала "депиляция") и связан он с вхождением девочки во взрослую жизнь. Когда у девочки случаются первые те самые дни, ее на несколько месяцев изолируют, прячут от мужчин где-то на чердаке. Там о ней заботятся и все ей объясняют старшие женщины (мама и тетя или что-то такое, в общем, очень ограниченный круг лиц).

В конце периода изоляции устраивают праздник. Девочку чем-то обмазывают (в оригинале субстанция имеет непереводимое, но "говорящее" название "huito", как я поняла, это мякоть какого-то местного фрукта, которая делает кожу сине-черной), облепляют перьями и покрывают тело узорами. Звучит немного унизительно, по пока терпимо.

Потом появляются мужчины в масках, представляющие предков животных и других духов. Все кушают специально приготовленное по этому случаю мясо и пьют масато (местную бражку). Все еще вполне терпимо. А вот в конце начинается непосредственно pelazón: девочка танцует со взрослыми женщинами, они в процессе напоминают ей о ее будущих обязанностях и... прядь за прядью вырывают ей волосы, пока она не останется лысой!

Не знаю, как вы, я до сих пор не могу это переварить. Ритуал, насколько мне известно, до сих пор сохраняется, но, слава богу, волосы девочкам уже не выдирают, разрешается срезать их ножницами. Да и "самоизолироваться" девочка может дома и на меньший срок.

Ритуал Pelazón сохраняется у Тукуна до сих пор. Картинка из этнографического музея в Летисии
Ритуал Pelazón сохраняется у Тукуна до сих пор. Картинка из этнографического музея в Летисии

Ну что, девчата, впечатляет, правда? Если вам было интересно, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Шокирующих индейских ритуалов я больше не знаю, но историй о Колумбии у меня в запасе еще много.

Летисия, Колумбия. 2016 год

Читайте еще об индейцах: