Продолжаем наши малоинтересные "знатокам" "настоящего рока" и мастерам обнаружения "гламурной попсы" исследования лучших альбомов сёрф-возрождения. В прошлый раз
мы говорили, что всплеск интереса к музыке волн и пляжей случился спустя 30 лет после золотой эры сёрф-рока и пришелся на 90-е годы прошлого века. Причем "плеснуло" так, что отозвалось даже в далекой Финляндии.
Где солнце, песок, океанский прибой, доски для сёрфинга и где Финляндия, спросите вы. Но я не ошибся и не опечатался. В 1987 году у наших северных соседей появилась группа Laika & the Cosmonauts, позаимствовавшая название из анналов советской космонавтики.
Интересное дело - названия музыкальных коллективов. В прошлой заметке у нас были Призрачные Люди на Призрачной Планете и Люди или Астро-люди, в нынешней - Лайка и Космонавты. Тянуло возрождавших сёрф исполнителей в космос. Ох тянуло.
Laika & the Cosmonauts "Instruments of Terror" (1993)
А начиналось всё с недолго просуществовавшей группы Pluto & the Astronauts, в которой играли гитарист Микко Ланкинен (Mikko Lankinen) и барабанщик Янне Хаависто (Janne Haavisto), совмещавший профессии музыканта и радиоведущего. Стоит отметить, что в конкретном случае Pluto - это не небесное тело Плутон, а персонаж диснеевских мультфильмов. Вот такой симпатичный пёс Плуто.
Отсюда и взялась Лайка. Ну а где Лайка, там и космонавты, а не какие-то, понимаешь, астронавты.
Надо сказать, что диджействовал Хаависто еженедельно и вел передачу, посвященную (да, вы угадали) сёрф-року, поэтому и первая группа, и вторая после присоединения гитариста/клавишника Матти Пицинки (Matti Pitsinki), единственного участника квартета, лично покатавшегося по волнам на доске, и басиста Тома Наймана (Tom Nyman) исполняли сёрф-рок.
За 21 год карьеры (с 1987 по 2008 гг.) "космонавты" выпустили всего шесть студийных альбомов и один концертный. Плюс два сборника. Прямо скажем, негусто. Видимо, сказалось то, что все четверо были востребованными сессионными музыкантами.
Это не помешало финнам быть замеченными на родине сёрф-музыки. Представленный альбом, вышедший в 1993 году в Финляндии, был переиздан в Штатах в 1994-ом с тремя бонус треками. Среди пятнадцати композиций оказались не только номера собственного сочинения, но и кавер-версии классиков сёрфа, групп The Trademarks и The Sandals, обработки народной финской музыки, темы из известных кинофильмов. Может быть поэтому критики характеризовали музыку финнов, как выходящую за рамки конкретного жанра.
Надо отметить хороший вкус участников Laika & the Cosmonauts. Были выбраны мелодии из саундтреков, которые сочинили Лало Шифрин, Генри Манчини, Бернард Херрманн.
Как бы то ни было, все альбомы Лайки и Космонавтов, начиная с "Instruments of Terror" обязательно издавались в США, а некоторые и в других странах, включая Россию. Группа неоднократно гастролировала по Северной Америке и свой прощальный тур в 2008-ом завершила в столице штата Техас, городе Остин.
Любопытный факт. Состав команды ни разу за все годы не менялся. Не уникальный, но крайне редкий случай.
The Mermen "A Glorious Lethal Euphoria" (1995)
Из солнечной Финляндии перемещаемся в не менее солнечную Калифорнию. В исконные сёрф-владения, так сказать.
В 1989 году, почти в то же время, что и Laika & the Cosmonauts, в Сан-Франциско появляется коллектив с названием The Mermen, что в литературном переводе означает "водяные" или "тритоны". Но мне больше нравится немного ироничный вариант "русалы". Не в смысле работники компании "РУСский АЛюминий", а русалки, только мужского рода.
У "русалов" и "космонавтов" достаточно много общего помимо времени создания. И те, и другие пришли к созданию своих групп, будучи уже сложившимися в музыкальном плане личностями. Участникам The Mermen было уже хорошо за тридцать, когда они объединились. Лидер команды, гитарист Джим Томас (Jim Thomas) работал в музыкальном магазине и любил поэкспериментировать с выставленным там оборудованием, но не считал себя музыкантом и до "русалов" не играл ни в одной группе. Пришедшие к нему басист Аллан Уитмен (Allan Whitman) и барабанщик Мартин Джонс (Martyn Jones) профессиональными музыкантами были, но в каких-то известных ансамблях не засветились.
Еще одной общей чертой жителей Хельсинки и Калифорнии является использование самых разных музыкальных направлений. Сёрф и у одних, и у других только платформа, фундамент, на базе которого строится творчество. Разнообразие произведениям финнов придает использование народных мелодий и саунд-треков, американцы заходят на территории психоделии, альтернативного рока, джаза и даже классики. Да и лучшие альбомы они выдали не то, чтобы совсем одновременно, но очень близко по времени. Плюс истории альбомов тоже оказались похожими. "Восхитительная смертельная эйфория" вышла сначала на независимом лейбле, была замечена одним из подразделений звукозаписывающего монстра Atlantic и в том же 1995-ом на нём переиздана с измененным порядком треков и доработанным звуком.
Осталось добавить, что диск "A Glorious Lethal Euphoria" получил музыкальную премию Bay Area Music Award (есть и такая) в категории "Выдающийся независимый альбом или EP"
Во время прослушивания опуса калифорнийцев у меня в голове крутилось одно известное в музыкальном мире имя. Дик Дейл (Dick Dale). Было забавно прочесть при подготовке данного материала, что американская пресса, включая известный журнал Rolling Stone, в рецензиях на альбом не забывала упоминать знаменитого гитариста. А обозреватель портала Allmusic Стивен Макдональд и вовсе выдал следующую фразу: "The Mermen преклоняются перед могучим Диком Дейлом, богом серфинга и гитары, и они не боятся демонстрировать это со всей страстью, на которую способны."
Aqua Velvets "Surfmania" (1995) Сан-Франциско
Ещё одни американцы, ещё одни калифорнийцы из Сан-Франциско, ещё один диск 1995 года. И вновь, как и у двух предыдущих коллективов из данной заметки, классический сёрф разбавлен посторонними элементами. Латиноамериканскими, средиземноморскими, гавайскими. Отдана дань лаунж-музыке и кинематографичным мелодиям а-ля Эннио Морриконе. Отдельный реверанс в последней на альбоме вещице сделан в сторону великой хард-рок группы. Вышел этакий Сёрф Зеппелин. Причём реверанс лидер команды гитарист Майлз Корбин (Miles Corbin) и басист, клавишник, продюсер альбома и автор номера "Кашмировый свитер" (да-да, именно "кашмировый", а не кашемировый) Майкл Линднер (Michael Lindner) вместе с остальными членами команды делали, похоже, пряча хитрую усмешку на устах.
Впрочем, ощущение легкости, веселья, сопровождаемое звуком плещущихся волн и вкусом вечернего коктейля за стойкой бара, не оставляет слушателя на протяжении всего альбома, а не только завершающего номера
Любопытно, что одноименный дебютник "бархатных" записывался в гараже, где ремонтировали автомобили Porsche. Линднер работал там механиком и использовал служебное положение в личных целях. А разбираемый нами сегодня второй релиз Aqua Velvets "Surfmania" вышел уже на том же подразделении лейбла Atlantic, что и "A Glorious Lethal Euphoria". Вот так надо искать и находить таланты
Автор заметки - БиС
Предыдущие материалы по теме "Сёрф-рок":
Авторы дзен-канала используют для работы и встреч помещения Матрикс-офиса: