Найти тему
ODELAX

В период с 2023 по 2026 годы ожидаются 11 ключевых направлений в развитии социальных сетей

Оглавление

Давайте рассмотрим актуальные тенденции в социальных сетях на текущий момент и на ближайшие 3-4 года. По данным на 2023 год, в мире уже зарегистрированы около 4,89 миллиарда пользователей социальных сетей. Этот показатель почти в два раза превышает цифры 2017 года, когда пользователей было 2,5 миллиарда. Прогнозируется, что в ближайшие годы использование социальных сетей продолжит расти. Тем не менее, эксперты предупреждают, что наиболее популярные платформы могут потерять значительную часть своей аудитории, так как новые социальные платформы начинают завоевывать долю рынка.

В этом обзоре мы рассмотрим наиболее значимые тенденции в мире социальных сетей, которые стоит наблюдать в ближайшие несколько лет.

Популярность TikTok стремительно растет среди молодого поколения Z

Несмотря на то, что Facebook остается самой известной платформой социальных сетей, ее популярность среди молодого поколения стремительно уменьшается. В то время как TikTok, наоборот, становится выбором поколения Z и завоевывает популярность даже быстрее, чем прогнозировали эксперты.

Согласно прогнозам eMarketer, к 2023 году доля пользователей Facebook в возрасте до 25 лет упадет до 15%, что контрастирует с прогнозами для TikTok. На сегодняшний день 44% пользователей TikTok моложе 25 лет.

Молодое поколение Z проводит на TikTok более пяти часов в день. Исследования показывают, что видеоролики TikTok эффективны для продвижения товаров среди этой аудитории.

Почти 40% представителей поколения Z используют TikTok для изучения новых продуктов и совершения покупок. Это приводит к быстрому росту рекламных инвестиций в TikTok.

В начале 2020 года только 16% маркетологов использовали TikTok, но к 2021 году это число выросло до 68%. По прогнозам, в 2024 году доходы от рекламы на TikTok превысят доходы YouTube. В этом году доход от рекламы на TikTok только в США оценивается в более чем $11 миллиардов.

Маркетологи также отмечают увеличение эффективности платформы: в 2021 году только 3% считали ее наиболее эффективной, но в 2022 году этот показатель вырос на 700%, достигнув 24%.

Социальные медиа завоевывают лидирующие позиции в мире рекламы

Затраты на цифровую рекламу стремительно растут. В 2021 году на нее было потрачено более $521 млрд, а прогнозы экспертов предсказывают, что к 2026 году эта сумма может достичь $876 млрд. Социальные сети играют ключевую роль в этом росте, их доля в рекламных расходах постоянно растет.

Компании в США впервые потратили больше на социальную рекламу ($177 млрд) по сравнению с рекламой на телевидении. Множество маркетологов планируют увеличить бюджеты на социальную рекламу, и большинство подтверждают, что она приносит заметные результаты.

Таргетинг в социальных сетях играет важную роль, позволяя маркетологам создавать гиперрелевантные рекламные сообщения. Однако, с ростом ограничений на отслеживание, индустрия ищет новые способы достижения аудитории.

Примером успешной цифровой рекламы служит кампания компании Fujifilm для продвижения камеры instax, которая сделала акцент на таргетирование и получила отличные результаты.

Трендом в социальных сетях стал короткий видеоконтент

В многих случаях посты с видеороликами показывают более высокую эффективность, чем посты с статичными фотографиями в социальных сетях. В некоторых ситуациях видеоролики в Instagram привлекают внимание в два раза чаще, чем посты с изображениями. Согласно проведенному исследованию, в текущем году около 82% всего онлайн-контента будет состоять из видеоматериалов.

TikTok является лидером среди социальных сетей, специализирующихся на коротких видеороликах. За первые три месяца 2020 года TikTok был скачан 315 миллионов раз по всему миру, установив рекорд по количеству загрузок за квартал для всех приложений. Другие компании, работающие в сфере социальных медиа, также расширяют возможности для создания коротких видеопостов.

Для конкуренции с TikTok, Instagram запустил Instagram Reels в 2020 году. Reels позволяет пользователям записывать и публиковать видеоролики продолжительностью до 30 секунд, дополняя другие опции видеоконтента в Instagram, такие как IGTV и Stories.

В 2020 году YouTube также представил новую функцию под названием YouTube Shorts, чтобы соревноваться с TikTok и Instagram Reels. YouTube Shorts позволяет пользователям создавать 15-секундные видеоролики. Несмотря на то что YouTube Shorts находится на начальной стадии развития, он уже собирает 15 миллиардов просмотров в день по всему миру. В то время как короткие видеоролики становятся все популярнее, более длинные видеоконтенты пока не теряют своей актуальности.

В связи с тем, что во время пандемии все больше людей перешли в онлайн, прямые трансляции стали широко используемым способом проведения публичных мероприятий и встреч. Индустрия прямых трансляций выросла на 99% в 2020 году и ожидается, что продолжит развиваться.

Самой популярной платформой для прямых трансляций в 2020 году был Twitch, который за период с марта по апрель увеличил свою аудиторию на 50% и за год на 101%. Пользователи проводят примерно 1,645 миллиарда часов в месяц, просматривая видеоролики на этой платформе.

Компании прибегают к использованию социальных сетей для помощи клиентам

Современные потребители проявляют высокую нетерпимость и желают мгновенных ответов на свои вопросы. По данным опроса HubSpot, 90% клиентов ожидают немедленного реагирования со стороны бренда, когда у них возникают вопросы по обслуживанию клиентов. Этот растущий запрос на оперативную поддержку и персональное внимание стимулирует множество компаний предоставлять услуги обслуживания и поддержки через социальные сети.

Согласно исследованию 2022 года, 75% пользователей Twitter, 59% пользователей Facebook и 34% пользователей Instagram обращаются к брендам на социальных платформах, и приблизительно половина из них обращается с вопросами, связанными с обслуживанием клиентов.

Существует мнение, что такие публичные жалобы в социальных сетях могут негативно сказаться на репутации бренда. Однако многие компании реагируют быстро на такие обращения и видят в них возможность. Реагируя оперативно, бренд демонстрирует, что он внимателен к потребностям клиентов, что, в конечном итоге, может увеличить лояльность к бренду. Почти половина пользователей относится более благосклонно к тем брендам, которые предоставляют ответы на вопросы клиентов через социальные сети.

Социальные сети вошли в обыденную жизнь людей

Согласно статистике, в 2020 году более 72% американцев использовали социальные сети, что на 4,3% больше, чем в предыдущем году. В Канаде уровень использования социальных сетей еще выше: более 84% канадцев заявили, что активно пользуются ими.

Не только количество пользователей социальных сетей растет, но и количество времени, проводимое ими на этих платформах, увеличивается. В среднем люди теперь тратят в социальных сетях около 147 минут в день. Это приблизительно на один час больше, чем несколько лет назад.

В целом, использование социальных сетей, включая различные мессенджеры, увеличилось на 21% в масштабах всего мира во время пандемии. Это делает социальные сети все более популярным инструментом для маркетинга.

Увеличившаяся зависимость от социальных сетей и их алгоритмов вызвала призывы к их отключению и инициативы по снижению цифровой зависимости, такие как Национальный день отключения от сети и движение в сторону цифрового минимализма.

Тем не менее, эти кампании вряд ли повернут назад растущий тренд социальных сетей в ближайшем будущем. Также наблюдается рост влиятельных личностей в социальных сетях, что влияет на подход компаний к цифровому маркетингу. Этот тренд также создает множество микроимперий для людей с большим количеством подписчиков на платформах, таких как Instagram и YouTube.

Доверие и аутентичность стали новым методом продаж в социальных медиа

Эпоха жесткой рекламы, которая продвигала бренды в социальных сетях, ушла в прошлое. Пользователи больше не желают взаимодействовать с компаниями, которые только говорят о себе и своих продуктах. Они ищут полезную информацию, которую можно применить в повседневной жизни, а также эмоциональную связь с брендом. Они хотят знать, что бренд имеет лицо и разделяет их ценности.

В социальных сетях компании создают контент, который рассказывает истинные истории и придает аутентичность бренду. Аутентичность означает, что компания остается верной себе и своим клиентам.

Существует несколько тенденций, связанных с созданием аутентичности бренда. Одной из них является стимулирование руководства компании активно участвовать в социальных сетях и обсуждать актуальные события. Исследования показывают:

  • 92% людей хотели бы видеть высказывания генерального директора бренда по спорным вопросам.
  • 38% потребителей считают, что прозрачность генерального директора будет вдохновлять их на более высокую лояльность к бренду, а 32% считают, что это побудит их совершить покупку у данного бренда.

В результате пользователи готовы вознаграждать компании, которые они считают подлинными и надежными. Согласно аналитике Sprout Social, когда клиенты чувствуют связь с брендом, 57% из них готовы увеличить свои расходы на продукцию этого бренда, а 76% предпочтут покупать именно у него, а не у конкурентов.

Активно расширяется использование дополненной реальности (AR) в социальных сетях

Рынок дополненной реальности (AR) пока находится на ранней стадии развития, но в ближайшие годы он ожидает активный рост. По прогнозам, уже сегодня около 48% потребителей как-либо взаимодействуют с дополненной реальностью. Ожидается, что с распространением сетей 5G по всему миру виртуальная реальность (AR) и виртуальная реальность (VR) станут более распространенными. По прогнозам, к 2023 году годовой доход рынка AR составит от 70 до 75 миллиардов долларов.

Социальные медиа уже находятся на ранней стадии интеграции этой технологии. AR-фильтры были введены в Instagram с 2017 года, а в 2019 году Instagram дополнительно расширил возможности AR, предоставив пользователям возможность создавать свои собственные фильтры.

Данные по использованию AR-фильтров показывают, что они могут увеличить вовлеченность пользователей в видео в четыре раза. Среднее время взаимодействия пользователей с AR-фильтрами составляет около 75 секунд, что стимулирует бренды создавать собственные фильтры для взаимодействия с подписчиками в социальных сетях.

Платформы социальных сетей и компании, безусловно, будут искать новые способы интеграции AR в свои платформы. В ближайшие годы количество приложений, использующих AR, будет расти. Многие из них, вероятно, будут направлены на поиск и виртуальное "примерочное" применение новых продуктов. Pokemon Go, скачанная более миллиарда раз, вероятно, является началом этой AR-революции.

Социальные медиа превращаются в площадки для торговли

Как мы помним, в эпоху пандемии шопинг приобрел более виртуальный характер, и социальная коммерция стремительно развивалась. Платформы социальных сетей стали наиболее популярным местом для совершения покупок. Например, в США количество покупателей, использующих социальную коммерцию, выросло на 25,2% и достигло более 80 миллионов человек, а к 2023 году это число перевалило за 100 миллионов.

Молодое поколение, особенно в возрасте от 15 до 22 лет, значительно чаще пользуется возможностью покупки через социальные сети. Примерно 37% этой возрастной группы нажали на кнопку "купить" в социальных сетях, и 30% приобрели товары, просматривая истории с возможностью покупки.

Instagram играет ведущую роль среди платформ для электронной коммерции в социальных сетях. Фактически, 70% потребителей обращаются к Instagram, чтобы найти интересующий их продукт, и около 90% пользователей Instagram подписаны хотя бы на одну бизнес-страницу.

Тем не менее, Facebook также является хорошим выбором для социальной коммерции. Эта социальная сеть добавила в свой арсенал инструментов для покупок FB Shops, включая FB Marketplace и рекламу с возможностью покупки. FB Shops позволяют пользователям создавать унифицированный интернет-магазин, где можно совершать покупки как на самой платформе, так и в Instagram.

Ожидается, что в будущем и другие платформы социальных сетей выйдут (или уже вышли) на поле социальной коммерции. Например, TikTok уже активно экспериментирует с различными вариантами социальной коммерции среди своих пользователей.

С развитием сферы социальной коммерции платформы социальных сетей будут совершенствовать функции, облегчающие процесс совершения покупок. Например, в настоящее время Instagram предоставляет возможность использовать Instagram Checkout, позволяющий пользователям совершать покупки на платформе, не переходя на внешний сайт.

Платформы социальных сетей также, вероятно, будут внедрять функции, способствующие упрощению разговорного маркетинга. Например, Facebook Messenger уже сегодня позволяет проводить более чем 2 миллиарда сообщений ежемесячно между потребителями и компаниями. FB Shops также позволяют потребителям связываться с компаниями через Messenger, WhatsApp или Instagram Direct и совершать покупки непосредственно из этих чатов.

Потребители все чаще полагаются на социальные функции для совершения покупок и приобретения товаров. Согласно оценкам, 33% потребителей предпочитают общаться с клиентами через социальные сети, а не по телефону или электронной почте. Приблизительно 42% пользователей, обращающихся с запросами в социальных сетях, ожидают получить ответ в течение часа.

Социальные медиа-гиганты по-прежнему удерживают первенство по числу зарегистрированных пользователей

Facebook остается ведущей социальной сетью в мире, за которой следует YouTube. В 2022 году статистические данные показывали, что у Facebook было 2,91 миллиарда пользователей, что на 6,2% больше, чем в 2021 году. В 2023 году количество пользователей этой социальной платформы Цукерберга уже достигло 2,958 миллиарда (+1,65%). YouTube, WhatsApp и Instagram также остаются в числе лидеров.

Рейтинг популярности соцсетей в мире в 2023 году
Рейтинг популярности соцсетей в мире в 2023 году

Несмотря на отчасти негативное отражение в медиа, рост Facebook не снижается, но Instagram безусловно является лидером по темпам роста. Марк Цукерберг продолжает объединять крупнейшие социальные сети с самым большим количеством пользователей в мире: Facebook (2,958 миллиарда пользователей), WhatsApp (2,000 миллиарда пользователей), Instagram (2,000 миллиарда пользователей) и Messenger (931 миллион пользователей) находятся в верхней семерке этого рейтинга.

Что касается Instagram, его рост заметен и он выделяется как главный игрок в плане увеличения числа пользователей: приложение увеличило свою базу на 522 миллиона пользователей (+35,3%). В этом году YouTube немного потерял пользователей (-1,87%), уменьшившись с 2,562 миллиарда до 2,514 миллиарда, но все равно остается на втором месте.

Что касается TikTok, несмотря на то, что в прошлом году это приложение было лидером по темпам роста (+45%), в этом году китайская социальная сеть продолжает увеличивать число пользователей, хотя и более умеренными темпами, с ростом в 5,1% по сравнению с 2022 годом.

В то время как Twitter продолжает свой восстановительный путь после нескольких лет стагнации, пережитой до 2022 года, и в 2023 году он отмечает рост на 27,5%, достигая отметки в 556 миллионов пользователей.

Пользователи социальных сетей по всему миру в зависимости от численности и возрастной категории

Если мы рассмотрим возрастную классификацию, то увидим, что Instagram находится в числе любимых приложений среди женщин в возрасте от 16 до 24 лет (23,1%) и женщин в возрасте от 25 до 34 лет (17,6%). В то время как WhatsApp предпочитают женщины в возрасте от 35 до 44 лет (15,4%) и женщины в возрасте от 55 до 64 лет (20,3%), а Facebook – женщины в возрасте от 45 до 54 лет (16,9%).

Что касается мужчин, то в возрастной группе от 16 до 24 лет (21,3%) Instagram остается популярным, в то время как у мужчин в возрасте от 25 до 34 лет (15,7%) лидирует Facebook. В старших возрастных категориях мужчины в возрасте от 45 до 54 лет (18,5%) и мужчины в возрасте от 55 до 64 лет (19,5%) предпочитают WhatsApp в качестве основной социальной сети. Также стоит отметить, что в этом году мужчины в возрасте от 35 до 44 лет (17,1%) также предпочитают WhatsApp и Facebook как свои предпочтительные социальные сети.

Страны с самым большим числом активных пользователей социальных сетей

Объединенные Арабские Эмираты вновь лидируют по использованию социальных сетей среди своего населения, где за последний год было зафиксировано использование на уровне 105,5%. Несмотря на то, что такое явление может показаться поразительным, что в стране число пользователей превышает население, следует помнить, что у человека может быть несколько аккаунтов даже в одной и той же социальной сети, так что это вполне объяснимо.

За ними идут Южная Корея (92%), Гонконг (89,9%), Нидерланды (88,1%) и Канада (85,7%). Испания продолжает наращивать свою популярность: в прошлом году она поднялась с 30-й позиции на одиннадцатую и теперь занимает шестое место по числу пользователей социальных сетей, среди которых 85,6% населения.

Снижение внимания пользователей из-за огромного объема контента

Да, пользователи проводят больше времени в социальных сетях, но они уделяют меньше внимания отдельным постам. Исследования показывают, что среднее внимание современного человека составляет 8 секунд, в то время как 20 лет назад оно составляло 12 секунд.

Люди, использующие компьютер для доступа к социальным сетям, обычно уделяют каждому фрагменту контента немного больше времени, чем те, кто использует мобильные устройства. Например, пользователи, заходящие в Facebook с компьютера, в среднем тратят 2,5 секунды на каждый фрагмент контента, в то время как те, кто заходит с мобильного телефона, уделяют этому контенту лишь 1,7 секунды.

Социальные сети адаптируются к этой тенденции, предлагая все больше "сочного" контента, такого как короткие видеоролики и эфемерные (исчезающие) публикации.

Итог

Предполагается, что в ближайшие 2-3 года использование социальных сетей будет продолжать расти. Гиганты социальных медиа, такие как Facebook, Instagram и Snapchat, скорее всего, останутся на своих позициях, несмотря на усиливающуюся конкуренцию.

Новые возможности, такие как эфемерный контент, короткие видеоролики и дополненная реальность, обеспечивают удержание пользователей на этих популярных социальных платформах на протяжении более продолжительных периодов времени ежедневно.

Прогнозируется, что растущее участие пользователей будет продолжать стимулировать социальную коммерцию и приносить прибыль бизнесам. В результате ожидается, что компании будут искать новые способы адаптировать свои стратегии в социальных сетях, чтобы соответствовать изменениям, внедряемым на этими платформами.