Найти в Дзене

Строгая физичка Алихан Сагадатовна не только готовит детей к экзамену по физике, но и помогает училке по русскому.

Ну что, хорошие-золотые, вот мы приблизительно выяснили, кто ж такие птички «технарь» и «гуманитарий». И тем, и другим, сдавать русский, и сдавать хорошо – да, он не у всех первый в ранжировании, но тем не менее в подсчете баллов участвует. Поэтому русский нужен всем. И это хорошо ) Итак, мы остановились на том, что всех всему можно научить. Был у меня знакомый физик, считавший, что никогда никакого гуманитария не научишь физике – или есть нужные мозги, или нет. Якобы даже не всех математиков можно физике научить. Вопрос для меня закрылся, когда у моего старшего племянника в гимназии с углубленным изучением английского (наваристая такая гуманитарщина) в 7 классе началась физика. 25 задач в каждой домашке, колы в ряд за бесконечные контрольные, полное игнорирование родительских и детских истерик – такие училки, которые делают из своего предмета культ и кладут на все остальные большой градуированный цилиндр, есть, наверно, в каждой школе. Причем, сменить учителя было технически невозможн

Ну что, хорошие-золотые, вот мы приблизительно выяснили, кто ж такие птички «технарь» и «гуманитарий». И тем, и другим, сдавать русский, и сдавать хорошо – да, он не у всех первый в ранжировании, но тем не менее в подсчете баллов участвует.

Поэтому русский нужен всем.

И это хорошо )

Итак, мы остановились на том, что всех всему можно научить.

Был у меня знакомый физик, считавший, что никогда никакого гуманитария не научишь физике – или есть нужные мозги, или нет. Якобы даже не всех математиков можно физике научить. Вопрос для меня закрылся, когда у моего старшего племянника в гимназии с углубленным изучением английского (наваристая такая гуманитарщина) в 7 классе началась физика. 25 задач в каждой домашке, колы в ряд за бесконечные контрольные, полное игнорирование родительских и детских истерик – такие училки, которые делают из своего предмета культ и кладут на все остальные большой градуированный цилиндр, есть, наверно, в каждой школе. Причем, сменить учителя было технически невозможно, потому что эта самая физичка была в школе единственной )) Три года физического ада – и пельмяш перешел в лицей на другом конце города. В технический класс. Из гуманитарного. По физике у него непреходящая пятерка. Самое же смешное, что первый год он свою физичку ненавидел просто люто, во второй год смирился и говорил «ну она такая у нас, чоуж», а после третьего сказал, что думает над возможностью пойти учиться на физический факультет. Потом передумал, но мозги им физичка, конечно, сдвинула набекрень настроила на нужный тип мышления капитально.

Однако.

Несмотря на все сказанное, все-таки приходится признать, что, если ребенок окончательно уходит в какую-то область, гуманитарную или техническую, мозг (да простят меня нейрофизиологи), приспосабливается. И большей частью загружает то полушарие, которое в данный момент необходимо для учебы (оба полушария загружать одновременно довольно тяжело – именно поэтому так редки «настоящие золотые медалисты» – выпускники, которые имеют по всем предметам безусловную пятерку). Другое же полушарие не сказать что угнетается, но, по словам Д.Болер, сжимается. И вот тут начинаются те самые проблемы технарей и гуманитариев при подготовке к ЕГЭ по русскому.

– Расскажите о себе в трёх словах.

– Я гуманитарий.

На первый взгляд может показаться, что уж у кого-кого, а у гуманитария не может быть проблем с русским. Однако не всё так однозначно.

Мы уже говорили, что несмотря на то что лингвистику традиционно относят к гуманитарным наукам, она тем не менее оперирует понятием «система систем», и для освоения этой системы требуется не образное, а абстрактное мышление. Поэтому с трудностями в изучении языков часто сталкиваются дети, которые имеют ярко выраженные музыкальные, художественные, литературные способности – то есть работа правого полушария явно превалирует, и ведущим является образный тип мышления. Особенно «тяжело идёт» изучение синтаксиса (8-9 классы), потому что весь материал – это чистая абстракция. Если проблемы в конце 9 класса не решены, будут трудности на этапе подготовки к ЕГЭ – тестовая часть включает задания и на орфографию, и на пунктуацию, а это анализ грамматики.

Я как-то готовила к ЕГЭ очень талантливую девочку, которая поступала в Строгановку. Конечно, ей нужно было прежде всего сдать ДВИ на высокие баллы, а русский шёл прицепным вагоном, но как минимум 70 баллов из экзамена нам нужно было выбить. Вот тут-то мне и открылось, как тяжело детям с по-настоящему ведущим правым полушарием учить русский. Мне повезло – ребенок попался из тех, кто готов был выполнить пятилетку за три года, поэтому мы получили 82 балла, но какой же кровью нам ей это далось! Она пожалела, что в средней школе не развивала логику, да и вообще была уверена, что кроме живописи в этом мире всё тлен (может, она и была права)).

-2

- Мне приснилось, что мы занимались чем-то непристойным!

- Делили на ноль?

Так называемые «технари», как правило, идеальные ученики по русскому. Они схватывают на лету все структуры, умеют мыслить комплексно и видят систему языка. У технарей, как мы знаем, часто довольно насмешливое отношение к «глупым» предметам, а карма is bitch не дремлет, и вот на этапе подготовки к эссе по русскому к физику неизбежно подкрадывается белый полярный лисёнок-лирик. Логика – это, конечно, хорошо, но (если грубо) эмоции, фантазия и образы – это работа правого полушария, и, если на него забить, то сочинение не получается, вот хоть ты обанализируйся тресни.

И это становится проблемой, потому что эссе на экзамене – 42% результата, то есть почти половина. Без хорошего сочинения 90+ (как хотят многие технари) не получишь. Вот и приходится гордым физикам кланяться в ножки и русскому, и литературе и осознавать, так сказать, на собственной шкуре, что писать сочинения – это не «плюс» и «минус» у батарейки искать. И чем раньше эту нехитрую правду будущий технарь примет, тем легче ему будет в выпускном классе. Потому что мозг все-таки не рубильник для электросчетчика – для «переключения» на заброшенное полушарие ему нужно время. И силы. И деньги.

Мы сегодня в школе имеем наследие советского подхода к обучению школьников, который предполагал формирование академической картины мира, а значит, «загрузку» обоих полушарий. Современная школа, давайте положим руки на все места, это принцип вытягивает плохо (мягко сказать). Но зато те дети, которые зайки и в 6-9 классах грызут эту самую картину, как не в себя, имеют меньше всего трудностей на этапе подготовки к ЕГЭ. Ведь они загружают оба полушария и развивают их. И потом, в 11 классе, получают заслуженную награду в виде приятной прогулки вместо неизматывающей подготовки к ЕГЭ - причём, по всем предметам, не только по русскому. И это хорошо и правильно )

#егэ #школа #егэпорусскому