Найти тему

Профессор Д.Болер ворует мысли у Шаталова, и вместе они размышляют о подготовке к ЕГЭ по русскому.

Знаете ли, мои хорошие-золотые, что сегодня все чарты порвали обсуждения технического и гуманитарного склада ума, способности мозга сжиматься и расширяться и подготовки к ЕГЭ по русскому языку?

Моя дикая молодость, друзья, пришлась на излёт СССР. Тогда еще на бытовом уровне математики-физики уважались, а лирики людьми не считались были для всех людьми, на которых в очереди за нужными частями тела просто закончились мозги. И чтобы как-то оправдать свое жалкое существование, гуманитарии придумали себе занятие переливать из пустого в порожнее и делают вид, что оно что-то да в этом мире значит. Но смешно думать, что на этой гуманитарной мякине можно провести стреляного технаря! Помню, как в 2001 году, когда я писала кандидатскую, один физик доказывал мне, что заниматься выразительными средствами языка (всякими позорными метафорами, эпитетами и проч.) есть просто интеллектуальное убожество, и описание способов забивания гвоздей для людей намного полезней, чем вся эта ваша филология вместе взятая.

Нет мозгов заниматься физикой конденсированных сред, так и скажи.

На презрение технарей к гуманитарным наукам я смотрела с весёлой жалостью, но с тех пор, признаться, меня не оставлял вопрос о том, есть ли действительно такие понятия, как «технические мозги» и отсутствие мозгов «гуманитарные мозги» и как эти знания можно применять при обучении школьников русскому.

Ученые, как водится, путались в показаниях разделились. В XX веке считалось, что технические мозги – это ведущая работа левого полушария, гуманитарные – правого. Подозрение, что в этом вопросе есть какая-то недоработка, возникло у меня еще на этапе учёбы на филфаке. Хорошо, конечно, когда у тебя ведущее полушарие правое, и тебе доступны интуиция, и внимание к образам, и нестандартное творческое мышление. Но куда всё это добро прислонить, если нужно осваивать язык как структуру структур? Без логического и аналитического мышления в лингвистике можно смело идти курить.

Кроме того, изучая работы В.Шаталова, по сути утверждавшего всей своей педагогической практикой, что из любого ученика можно сделать отличника по математике, я снова пыталась найти зарытую в полушариях собаку, но она упорно не откапывалась.

И да, математика таки царица наук.

Тут подоспели нейрофизиологи XXI века, которые наконец поняли, что с мозгом человека что-то всё очень сложно, и решили, что вообще ведущие полушария в привычном для XX века смысле вообще мало что ведут показывают. Профессор Стендфорда Джо Болер, например, считает, что математика вообще наука для всех (у нашего В.Шаталова, наверно, мысли умыкнула). Всем всё дано, просто в процессе взросления и становления ребенка включается столько социальных факторов, что разобраться, где там какое полушарие вылезло, ещё та докука.

Однако истина, как всегда, находится на дне парадокса.

Работая с самыми разными детьми, я всё-таки признала, что «дано» или «не дано» – это не пустой звук. Но зримо это проявлялось лишь в отношении детей одаренных.

Одна моя подруга изучала микроволновые излучения в коре головного мозга одаренных подростков. Замеры показывали, что электромагнитное излучение мозга одаренного ребенка отличалось в показателях от излучения мозга ребенка «просто хорошего». Поэтому одаренных детей мы не трогаем, с ними всё очень непросто.

На каком-то этапе опыта я убедилась, что «технические мозги» и «гуманитарные» – это понятия крайне условные и говорят очень часто не о программах, установленных по умолчанию, а о сознательно загруженном софте – благодаря интересу, качеству преподавания школьного предмета, родительским установкам, стратегическим планам на зарплату через 20 лет и т.д. А вообще всех можно научить всему (это мы сейчас о детях, если что). Нужны только три вещи: мотивация, время и деньги труд.

Продолжение следует

#егэ #школа #егэпорусскому