Найти тему
Мир в его многообразии

Раскрытая тайна копья Лонгина

Оглавление

Загадочное копьё центуриона Лонгина, которым римский солдат пронзил тело распятого Иисуса Христа, является объектом спекуляций среди исследователей и власть имущих на протяжении полутора тысяч лет. Копью, а точнее его наконечнику, приписываются невероятные свойства, среди которых отмечается способность передавать очередному его владельцу невероятную силу и власть. Поэтому копьё Лонгина получило другое неофициальное название, как "Копьё Всевластия". Неудивительно, что каждый из претендентов на мировое или хотя бы региональное господство пытался заполучить в свои руки христианскую реликвию. Однако при ближайшем рассмотрении артефакта выясняется его относительно недавнее происхождение, но всё с тем же замыслом: повелевать людьми. Впрочем, обо всём по порядку.

Копьё Лонгина из коллекции австрийского дворца Хофбург
Копьё Лонгина из коллекции австрийского дворца Хофбург

Кто такой Лонгин?

Согласно учению католической и православной церквей, Лонгин являлся римским центурионом (сотником), который пронзил острием своего копья бок распятого Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Иоанна, римские солдаты, "как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.".

На этом подробности заканчиваются, и в Библии для читателей никаких подробностей более не сообщается. Ни имени римского солдата, ни его должности, ни дальнейшей судьбы оружия. Тем не менее, в указанных выше церквях и, собственно, их учениях, безымянный римлянин приобрёл имя Лонгин и вдобавок ко всему стал святым мучеником Лонгином Сотником.
Карло Кривелли. Сотник Лонгин на полиптихе церкви Сан-Сильвестро
Карло Кривелли. Сотник Лонгин на полиптихе церкви Сан-Сильвестро

Подобные метаморфозы объясняются рассказом ученика апостола Петра апостолом Марком, который в своём Евангелии передал всё, что услышал от своего наставника. Среди прочего он нам сообщает, что "Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий." (Евангелие от Марка, 15:39). Это объясняет отношение церкви к римскому солдату, который одним из первых уверовал в Бога и тем самым получил надежду на спасение и вечную жизнь. Правда, военному руководству это не понравилось, и сотника обезглавили по возвращению в Мантую. Однако и здесь нам не сообщают имя неожиданно обращённого в христианство центуриона. Что же это значит?

Секрет в неправильном переводе греческих текстов Библии на другие языки, включая русский. Греческое слово λόγχην (звучит как "лонхин") переводится как копьё. В латинизированной версии Священного Писания "лонхин" трансформировалось в "longinos" в значении "копьеносец". Как видим, имя неизвестного римского солдата появилось в результате неверного перевода библейского текста.

Орудие пропаганды крестоносцев

Во времена крестовых походов осаждённые в Антиохии франки оказались в безвыходном положении. Ждать помощи было неоткуда, а турки, персы и арабы окружили город практически со всех сторон. В июне 1098 года франки надеялись на чудо, которое вскоре действительно явилось народу в виде реликвии, о которой все знали, но никто никогда не видел - копьё Лонгина. Согласно письму предводителей крестоносного рыцарства в Антиохии, адресованному Папе Римскому Урбану II, датированное сентябрём 1098 года, вырисовывается стандартная картина явления чуда простому народу:

"Тем временем на подмогу нам явилась высочайшая милость всемогущего бога, пекущегося о нас: в храме блаженного Петра, мы нашли копье господне, которое, будучи брошено рукой Лонгина, пронзило бок нашего Спасителя. Это копье мы нашли в месте, трижды возвещенном некоему рабу святым апостолом Андреем, который открыл ему также и место, где оно находилось. И мы были так ободрены и укрепились благодаря находке святого копья и многими другими божественными откровениями, что те, кто до того охвачены были страхом и поникли было, теперь, охваченные готовностью отважно биться, один побуждал другого."

Согласно "Хронографии" Матфея Эдесского, достопочтенному франку, оказавшегося в окружении в Антиохии, явился во сне апостол Пётр и, сжалившись над голодающим крестоносцем, поделился секретом относительно местонахождении копья Господня с дальнейшими указаниями относительно его использования: "В левой части той церкви, хранится оружие, которым безбожное племя иудеев пронзило Христа в ребро. Это копьё находится под алтарём. Выкопайте его и с ним идите в бой, им вы одолеете ваших врагов, как Христос сатану".

Жан Коломб "Чудесное обретение копья в Антиохии" (XV век)
Жан Коломб "Чудесное обретение копья в Антиохии" (XV век)

Учитывая трёхкратное появление во сне апостола Петра, достопочтенный франк решил незамедлительно поставить в известность организаторов крестового похода, запертых в Антиохии Боэмунда Тарентского и Готфрида Бульонского, о чудесном видении. Набожные князья прислушавшись к рассказу скромного франка, прибыли к указанному месту, где под пение молитв произвели раскопки. И - о чудо! Таки выкопали перед взорами страждущих священный артефакт - копьё Лонгина.

Ну, а далее, в соответствии с "Хронографией" Матфея Эдесского, "Боэмунд подготовил к сражению пятнадцать тысяч всадников, пятнадцать мириадов пехоты и, высоко держа копьё Христа, приступил к сражению". Разумеется, воодушевлённые подданные Боэмунда смогли дать отпор осаждавшим Антиохии персам, туркам и арабам. Действительно, чудо!

Мнение о неожиданной находке

Несмотря на отсутствие интернета и СМИ в ту далёкую средневековую эпоху, всё тайное очень быстро становилось явным. И это несмотря на языковой барьер. Так, арабский историк Ибн аль-Асир в своём монументальном труде "Полный свод всеобщей истории" передаёт своим читателям порочащие честь крестоносцев сведения, особенно касательно обнаружения копья Лонгина. Ибн аль-Асир пишет об одном влиятельном монахе, который по указке Боэмунда Тарентского закопал обыкновенное копьё франкского производства в одной из церквей Антиохии:

"Он [монах] сказал им: «У Христа, да будет мир над ним, было копье, которое закопали в Антиохии. Если вы найдете его, то победите, а если не найдете — то это верная гибель».
Адемар Монтейльский, участник Первого крестового похода, указывает христианам направление пути борьбы посредством копья Лонгина
Адемар Монтейльский, участник Первого крестового похода, указывает христианам направление пути борьбы посредством копья Лонгина

После трёх дней поста и раскаяний, ведомые монахом франки кинулись перекапывать Антиохию в поисках священного копья. Не прошло и суток, как народ обнаружил на небольшом уровне залегания "римское" оружие, столь необходимое для вдохновения народных масс. Правда, здесь нужно оговориться, что арабский историк, хоть и пишет об этом событии с неприятием, тем не менее отмечает эффективность пропагандистского приёма Боэмунда Тарентского.

Вывод

Осада Антиохии мусульманами в 1098 году закончилась победой крестоносцев, использовавших хитрый приём для воодушевления простого народа. Этот приём вошёл в историю как обнаружение "копья сотника Лонгина". И где бы сейчас это копьё, а точнее его острие, не находилось, это всего лишь искусная поделка франкских мастеров Антиохии-на-Оронте, создавших христианскую реликвию спустя тысячу лет после распятия Иисуса Христа.

Рекомендация. По теме крестовых походов и обнаружения "реликвий" написано достаточно много. Но настоящим мэтром в данной теме является советский медиевист Михаил Абрамович Заборов, который в своей книге "История крестовых походов в документах и материалах" необыкновенно полно раскрывает тему за счёт использования средневековых документов, как европейских, так и арабских. Тем самым избегая однобокого рассмотрения эпохальных событий.

В продолжение темы, читайте:

______________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!