Загадочное копьё центуриона Лонгина, которым римский солдат пронзил тело распятого Иисуса Христа, является объектом спекуляций среди исследователей и власть имущих на протяжении полутора тысяч лет. Копью, а точнее его наконечнику, приписываются невероятные свойства, среди которых отмечается способность передавать очередному его владельцу невероятную силу и власть. Поэтому копьё Лонгина получило другое неофициальное название, как "Копьё Всевластия". Неудивительно, что каждый из претендентов на мировое или хотя бы региональное господство пытался заполучить в свои руки христианскую реликвию. Однако при ближайшем рассмотрении артефакта выясняется его относительно недавнее происхождение, но всё с тем же замыслом: повелевать людьми. Впрочем, обо всём по порядку.
Кто такой Лонгин?
Согласно учению католической и православной церквей, Лонгин являлся римским центурионом (сотником), который пронзил острием своего копья бок распятого Иисуса Христа. Согласно Евангелию от Иоанна, римские солдаты, "как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.".
На этом подробности заканчиваются, и в Библии для читателей никаких подробностей более не сообщается. Ни имени римского солдата, ни его должности, ни дальнейшей судьбы оружия. Тем не менее, в указанных выше церквях и, собственно, их учениях, безымянный римлянин приобрёл имя Лонгин и вдобавок ко всему стал святым мучеником Лонгином Сотником.
Подобные метаморфозы объясняются рассказом ученика апостола Петра апостолом Марком, который в своём Евангелии передал всё, что услышал от своего наставника. Среди прочего он нам сообщает, что "Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий." (Евангелие от Марка, 15:39). Это объясняет отношение церкви к римскому солдату, который одним из первых уверовал в Бога и тем самым получил надежду на спасение и вечную жизнь. Правда, военному руководству это не понравилось, и сотника обезглавили по возвращению в Мантую. Однако и здесь нам не сообщают имя неожиданно обращённого в христианство центуриона. Что же это значит?
Секрет в неправильном переводе греческих текстов Библии на другие языки, включая русский. Греческое слово λόγχην (звучит как "лонхин") переводится как копьё. В латинизированной версии Священного Писания "лонхин" трансформировалось в "longinos" в значении "копьеносец". Как видим, имя неизвестного римского солдата появилось в результате неверного перевода библейского текста.
Орудие пропаганды крестоносцев
Во времена крестовых походов осаждённые в Антиохии франки оказались в безвыходном положении. Ждать помощи было неоткуда, а турки, персы и арабы окружили город практически со всех сторон. В июне 1098 года франки надеялись на чудо, которое вскоре действительно явилось народу в виде реликвии, о которой все знали, но никто никогда не видел - копьё Лонгина. Согласно письму предводителей крестоносного рыцарства в Антиохии, адресованному Папе Римскому Урбану II, датированное сентябрём 1098 года, вырисовывается стандартная картина явления чуда простому народу:
"Тем временем на подмогу нам явилась высочайшая милость всемогущего бога, пекущегося о нас: в храме блаженного Петра, мы нашли копье господне, которое, будучи брошено рукой Лонгина, пронзило бок нашего Спасителя. Это копье мы нашли в месте, трижды возвещенном некоему рабу святым апостолом Андреем, который открыл ему также и место, где оно находилось. И мы были так ободрены и укрепились благодаря находке святого копья и многими другими божественными откровениями, что те, кто до того охвачены были страхом и поникли было, теперь, охваченные готовностью отважно биться, один побуждал другого."
Согласно "Хронографии" Матфея Эдесского, достопочтенному франку, оказавшегося в окружении в Антиохии, явился во сне апостол Пётр и, сжалившись над голодающим крестоносцем, поделился секретом относительно местонахождении копья Господня с дальнейшими указаниями относительно его использования: "В левой части той церкви, хранится оружие, которым безбожное племя иудеев пронзило Христа в ребро. Это копьё находится под алтарём. Выкопайте его и с ним идите в бой, им вы одолеете ваших врагов, как Христос сатану".
Учитывая трёхкратное появление во сне апостола Петра, достопочтенный франк решил незамедлительно поставить в известность организаторов крестового похода, запертых в Антиохии Боэмунда Тарентского и Готфрида Бульонского, о чудесном видении. Набожные князья прислушавшись к рассказу скромного франка, прибыли к указанному месту, где под пение молитв произвели раскопки. И - о чудо! Таки выкопали перед взорами страждущих священный артефакт - копьё Лонгина.
Ну, а далее, в соответствии с "Хронографией" Матфея Эдесского, "Боэмунд подготовил к сражению пятнадцать тысяч всадников, пятнадцать мириадов пехоты и, высоко держа копьё Христа, приступил к сражению". Разумеется, воодушевлённые подданные Боэмунда смогли дать отпор осаждавшим Антиохии персам, туркам и арабам. Действительно, чудо!
Мнение о неожиданной находке
Несмотря на отсутствие интернета и СМИ в ту далёкую средневековую эпоху, всё тайное очень быстро становилось явным. И это несмотря на языковой барьер. Так, арабский историк Ибн аль-Асир в своём монументальном труде "Полный свод всеобщей истории" передаёт своим читателям порочащие честь крестоносцев сведения, особенно касательно обнаружения копья Лонгина. Ибн аль-Асир пишет об одном влиятельном монахе, который по указке Боэмунда Тарентского закопал обыкновенное копьё франкского производства в одной из церквей Антиохии:
"Он [монах] сказал им: «У Христа, да будет мир над ним, было копье, которое закопали в Антиохии. Если вы найдете его, то победите, а если не найдете — то это верная гибель».
После трёх дней поста и раскаяний, ведомые монахом франки кинулись перекапывать Антиохию в поисках священного копья. Не прошло и суток, как народ обнаружил на небольшом уровне залегания "римское" оружие, столь необходимое для вдохновения народных масс. Правда, здесь нужно оговориться, что арабский историк, хоть и пишет об этом событии с неприятием, тем не менее отмечает эффективность пропагандистского приёма Боэмунда Тарентского.
Вывод
Осада Антиохии мусульманами в 1098 году закончилась победой крестоносцев, использовавших хитрый приём для воодушевления простого народа. Этот приём вошёл в историю как обнаружение "копья сотника Лонгина". И где бы сейчас это копьё, а точнее его острие, не находилось, это всего лишь искусная поделка франкских мастеров Антиохии-на-Оронте, создавших христианскую реликвию спустя тысячу лет после распятия Иисуса Христа.
Рекомендация. По теме крестовых походов и обнаружения "реликвий" написано достаточно много. Но настоящим мэтром в данной теме является советский медиевист Михаил Абрамович Заборов, который в своей книге "История крестовых походов в документах и материалах" необыкновенно полно раскрывает тему за счёт использования средневековых документов, как европейских, так и арабских. Тем самым избегая однобокого рассмотрения эпохальных событий.
В продолжение темы, читайте:
______________________