Найти тему
Мир в его многообразии

Вторая после Святой Софии

Церковь Святой Ирины - древнейшее из сохранившихся зданий Византийской империи и единственная церковь в Стамбуле, которая не была обращена в мечеть. Располагается во внешнем дворе дворца Топкапы, в стороне от пешеходных дорожек, ведущих к обители турецкого султана. И часто незаслуженно оказывается обделённой вниманием туристов. А зря, ведь эта церковь гораздо старше своей величественной соседки, и здесь можно вдохновиться искусством, архитектурой, историей некогда великого государства при меньшем стечении народа.

Церковь Святой Ирины - Божественного Мира. Позади виднеется купол храма Святой Софии. Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"
Церковь Святой Ирины - Божественного Мира. Позади виднеется купол храма Святой Софии. Здесь и далее фото "Мир в его многообразии"

1. В Византии была очень популярна мода на абстрактные имена. Поэтому церковь была названа не в честь некой таинственной Ирины, мученически погибшей за веру, а в честь Божественного Мира, что по-гречески звучит именно как "Ирина". По мнению исследователей, подобная мода перекочевала к православным византийцам от их языческих предков. Впрочем, это неудивительно, ибо сама церковь при покровительстве самого Константина Великого была возведена 337 году нашей эры на руинах языческого храма богини любви Афродиты. С этого момента и вплоть до грандиозного строительства храма Святой Софии церковь Святой Ирины являлась главным храмом Константинополя.

Впрочем, в англоязычных путеводителях мне повстречалась альтернативная версия происхождения названия церкви, якобы которую Константин Великий распорядился назвать в честь реально существовавшего человека - проповедницы Святой Ирины Великомученицы. Согласно легенде, Ирина появилась на свет в состоятельной македонской семье в I веке нашей эры. Едва научившись читать, ребёнок проникся идеями христианства и по достижении 19 лет приняла крещение, сменив родное имя Пенелопа на Ирину. На достигнутом девушка не остановилась и отправилась проповедовать в Иудею (или Рим), что вызвало негодование у местного царя, приказавшего сбросить проповедницу в колодец с ядовитыми змеями. По истечении трёх дней Ирину подняли из колодца и, к удивлению окружающих, змеи не причинили ей никакого вреда. Возмущению царя не было предела, и тогда последовали новые испытания. Ирину пытались распилить, но пилы ломались. Тогда было решено привязать её к лошадям и пустить по каменистой пустыне. Но мученица осталась жива. Подобные примеры стойкости возымели обратный эффект и к Ирине потянулись даже те, кто ещё недавно относился с недоверием к новому учению. Умерла Святая Ирина собственной смертью в Эфесе, успев обратить 10 000 язычников в христиан.

Важно обратить внимание, что Версия №1 по мнению византийского историка Сократа Схоластика (IV век нашей эры) является единственно правильной.

2. Увы, но изначально церковь была окружена ореолом насилия. Именно здесь началось знаменитое восстание Ника в 532 году. Как известно, тогда погибло не менее 30 000 человек, а церковь пострадала настолько, что её по распоряжению Юстиниана I отстроили заново. Но более жутко выглядят события, произошедшие в 346 году. Тогда в стенах церкви Святой Ирины происходит серьёзный религиозный диспут известный в истории как "арианский спор". По приказу императора Констанция II в церковь на прения с предстоятелем Константинопольской церкви Павлом I должны были доставить арианского епископа Македония. Однако на подступах к церкви солдатам перекрыли путь оппоненты епископа, мешая их продвижению. Не в силах сдерживать натиск толпы, солдаты приняли решение буквально прорубать себе проход, как это делали исследователи, размахивая мачете в амазонских джунглях. В результате инцидента, согласно "Истории церкви" Сократа Схоластика, погибло 3150 человек.

3. Печальные события не обходили и само здание церкви. В 532 году церковь полностью сгорела во время восстания Ника. Отстроенная заново с большим размахом в 537 году, церковь изрядно пострадала в 564 году в результате сильного пожара. Очередная катастрофа настигла сооружение в 740 году, и на этот раз это было сильное землетрясение. Правда, с тех пор церковь более трагедий не знала, и мы сейчас имеем возможность рассмотреть архитектуру здания, не претерпевавшего серьёзных изменений за последние 1200 лет. При этом нижний ярус, по которому проводят экскурсии, и вовсе остался в первозданном виде со времён Юстиниана I, на что указывают капители колонн с монограммами императора и его супруги Феодоры.

4. В архитектурном плане Святая Ирина представляет собой крестово-купольный храм длиной 42 метра и шириной 37 метров. Диаметр купола составляет 15,5 метров. Учитывая последнюю капитальную перестройку сооружения в 753 году, нынешняя церковь представляет собой уникальный пример архитектуры эпохи иконоборчества. Но изюминкой церкви является чёрный мозаичный иконоборческий крест, украшающий полукупол над апсидой - конхой. Золотой фон конхи сложен из тончайших пластинок золотой фольги, покрытой тонким слоем стекла. Чёрный крест с каплевидными окончаниями на расширяющихся рукавах и покоящийся на трёхступенчатом пьедестале, смотрится на золотом фоне величественно и при этом скромно. Таким образом, иконоборцы пытались противопоставить универсальный символ христианства пышным иконам.

Все главные особенности церкви сверху вниз: 1. Двойная арка с цитатами из Библии на греческом 2. Иконоборческий крест 3. Синтрон
Все главные особенности церкви сверху вниз: 1. Двойная арка с цитатами из Библии на греческом 2. Иконоборческий крест 3. Синтрон
Чёрный крест на золотом фоне. Казалось, что здесь необычного? Но при внимательном изучении шедевра оказывается, что мастеру удалось на вогнутой поверхности апсиды выложить крест таким образом, что его линии кажутся наблюдателю идеально прямыми, независимо от угла обозрения. Возможно, что подобное проявление мастерства впечатлило даже османских завоевателей, которые даже не пытались забелить крест, сохранив его в первозданном виде до наших дней.

5. Изучив крест, не спешите уходить. Выше его, одна над другой, располагаются две арки (или двойная арка) исписанные таинственными письменами на греческом языке. Слова вполне читабельны и хорошо просматриваются с нижнего яруса церкви. Эти слова являют собой цитаты библейских псалмов. На верхней арке написано: Ο ΟΙΚΟΔΟΜѠΝ ΕΙC ΤΟΝ ΟΙΚΟΝ CΟΥ ΚΑΙ ΑΝΑΒΑCΙΝ ΑΥΤΟΥ ΚΑΙ ΤΗΝ ΕΠΑΓΓΕΛΙΑΝ ΤΟΥ ΑΓΙΟΥ ΠΝΕΥΜΑΤΟC ΕΥ ΗΜΑC ΗΛΠΕΙCΑΜΕΝ ΕΙC ΤΟ ΟΝΟΜΑ ΑΥΤΟΥ (Псалом 64:5,6). На нижней, внутренней арке указано: +ΔΕΥΤ ΕΙCΟΜΕΘΑ ΕΝ ΤΟΙC ΑΓΑΘΟΙC ΤΟΥ ΟΙΚΟΥ ΟΟΥ ΑΓΙΟC Ο ΝΑΟC CΟΥ ΘΑΥΜΑCΤΟC ΕΝ ΔΙΚΑΙΟCΥΝΗ ΕΠΑΚΟΥCΟΝ ΗΜѠΝ Ο ΘC Ο CΗΡ ΗΜѠΝ Η ΕΛΠΙC ΠΑΝΤѠΝ ΤωΝ ΠΕΡΑΤѠΝ ΤΗC ΓΗC ΚΑΙ ΤѠΝ ΕΝ ΘΑΛΑCCΗ ΜΑΧΡΑ+ (Амос 9:6 и Псалом 32:21).

Примечание: жирными выделены буквы сохранившиеся в первозданном виде с 753 года, а простым - буквы пострадавшие от неумелой реставрации проводившейся в XIX веке.

6. Под всем великолепием в виде исписанных арок и конхи с крестом находится ещё одна изюминка церкви Святой Ирины - синтрон эпохи раннего христианства. Это поднимающиеся ступеньками сиденья для епископов. Со стороны очень похоже на небольшой древнегреческий театр. Подобный целый синтрон в целой византийской церкви мне ещё ни разу не приходилось видеть. И, как утверждается, такого не сыскать во всём Стамбуле. К нему сейчас не подобраться, но наиболее смелые перелезают через скромную ограду, дабы запечатлеть себя среди рядов церковного амфитеатра. А может, чтобы прикоснуться к древней церковной истории. Ведь именно здесь назначались/возводились в сан/избирались патриархи в зависимости от политической или религиозной обстановки в Византийской империи. В частности, в 1283 году здесь под надзором Андроника II произвели в патриархи Григория II Кипрского, выступавшего против Лионской унии православной и католической церквей.

7. Направляясь к церкви, многие путешественники обращают внимание на достаточно глубокое расположение её нижних этажей. Словно её частично раскопали. Это неудивительно, ведь за последние 1500 лет вокруг церкви образовался культурный слой толщиной свыше пяти метров. Поэтому привычный нам парк дворца Топкапы лежит над пространствами древнего Акрополя Константинополя. Вход в церковь протяжённый и плавно спускается, при этом не является "родным", а построенным в эпоху Османской империи. Настоящий вход располагается со стороны внутреннего двора, именуемого сейчас Атриумом. Во внутреннем дворе покоятся два порфированных саркофага. Роскошный саркофаг с сохранившейся крышкой предназначался для Элии Евдоксии, супруги императора Аркадия, матери императора Феодосия II. Однако сия сударыня нехорошо прославилась как ярый противник Иоанна Златоуста, добившись от супруга изгнания богослова на окраину империи.

Кто упокоился во втором саркофаге, до сих пор не установлено. Возможно, что и сам Константин Великий. Легенды гласят, что основатель Константинополя был похоронен именно на территории церкви Святой Ирины.

8. После падения Константинополя в 1453 году церковь Святой Ирины была преобразована в Арсенал, а в 1869 здесь стал базироваться Археологический музей. Собственно, теперь в современной Турции церковь Святой Ирины является местом рождения отечественного музееведения. Что не помешало перенести музей в специально построенное здание, а церковь отдать под помещения для проведения концертных мероприятий, ибо акустика здесь впечатляет. Сейчас же здесь даже концерты не проводятся, а церковь производит вид полузаброшенного объекта, где многие помещения закрыты для посещения. Впрочем, это не мешает ответственным лицам вводить завышенную цену за вход - 120 лир (380 рублей). Хотя и на этом большое спасибо за возможность прикоснуться к древней истории.

Из рубрики "Путешествие по Турции":

______________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!