Итак, с 1 сентября 2023 года за рекламу в рунете без метки будут штрафовать. Изменения в законе о рекламе, которые обязывают добавлять маркировку, действуют уже год — но штрафы появляются только сейчас.
Маркировка рекламы нужна для того, чтобы повысить прозрачность рекламного рынка и защитить права потребителей. Также она должна упростить борьбу с мошенниками и запрещённым контентом.
Кроме того, данные из ЕРИР будут доступны ФНС — налоговая сможет использовать их для контроля уплаты налогов.
✅ Штрафы
Для граждан — от 10 000 рублей до 100 000 рублей, для должностных лиц — от 30 000 рублей до 200 000 рублей, а для юридических лиц — от 200 000 рублей до 500 000 рублей.
✅ Как маркировать рекламу
В рекламном объявлении (посте) необходимо поставить пометку «Реклама». В ВК для этого есть специальная настройка при создании поста, на других платформах пометку можно указать в конце текста, наложить на фото или видео. Также необходимо указать токен и информацию о рекламодателе.
✅ Токен (уникальный идентификатор, erid)
Это буквенно-цифровая строка. Внутри токена зашифрован идентификатор ОРД (оператор рекламных данных), в котором вы работаете, а также идентификатор креатива — его присваивает ОРД.
✅ Какая реклама подпадает под требования маркировки и передачи данных в ЕРИР
Под маркировку подпадают все основные форматы интернет-рекламы: бартерные публикации, баннеры, видеореклама, промо-посты в соцсетях, вертикальное видео, тизеры.
Исключения:
— email-рассылки о собственных товарах;
— push-уведомления о собственных товарах;
— реклама собственных товаров в составе теле- и радиопередач, которая в интернете отображается без изменений по сравнению с первоисточником.
✅ Что не считается рекламой:
— информация о товарах и услугах на официальном сайте и соцсетях продавца. Однако если товару или услуге уделяется особое внимание, о нем дается избыточная информация, контент могут признать рекламой;
— обзор товаров разных производителей в видео или посте, если его целью не является продвижение товаров;
— ограниченная интеграция (например, упоминание о новинках косметики). При этом, такую интеграцию могут признать рекламой, если описываются характеристики, свойства товара/услуги и высказывается положительное отношение о нем.
🙄 Как видите, рамки немного размыты и посчитают ли рекламой ваш пост или видео покажет только практика, т.е. штрафы, поэтому если вы сомневаетесь, то лучше перестраховаться и сделать маркировку.
✅ Нужна ли маркировка в Инстаграм и Телеграм
— Instagram: формально на территории России реклама не размещается, соответственно под действие закона о рекламе она не подпадает.
— Telegram: ФАС сообщила, что получение идентификатора обязательно при публикации рекламных материалов в каналах мессенджера.
✅ Когда и какие данные нужно передавать в ЕРИР
Все участники рекламной цепочки передают данные о рекламных кампаниях в ЕРИР в два этапа: до и после запуска кампании.
— До запуска кампании в ОРД нужно передать креативы для присвоения токена, заполнить информацию о рекламодателе, а также зарегистрировать контрагентов, площадки и договоры.
— После запуска кампании необходимо загрузить отчетные документы за размещение рекламы в течение 30 дней после окончания каждого месяца, в котором публиковался рекламный контент.
✅ Кто должен отвечать за маркировку рекламы?
— рекламодатель (тот, кого рекламируем);
— рекламораспространитель (тот, кто рекламирует);
— оператор рекламной системы (тот, кто использует ПО для распространения рекламы).
Рекомендуем определять ответственного за передачу данных ОРД в договоре.
Подробную инструкцию о маркировке рекламы в ВКонтакте читайте здесь: https://ord.vk.com/instruction/vk-mini-app
Официальные ОРД в России:
1. «Озон ОРД» (Ozon)
2. «Медиаскаут» (МТС)
3. Яндекс ОРД
4. «Первый ОРД» (Вымпелком)
5. VK ОРД
6. «ОРД-А» (AmberData)
7. «ОРД-Лаборатория разработки» (Сбер)