Первый вопрос у нас традиционный: как вам Kazan Digital Week?
У нас появилась новая активность – Фиджитал Игры. Это игры будущего, на которых киберспорт сочетается с традиционными видами спорта. И, конечно, 10 направлений IT: это цифровое государственное управление, сельское хозяйство, здравоохранение, финтех, кибербез, промышленность и другие. Видим, что практически нет ни одной компании из-за рубежа. Я общался на выставке с партнёрами, производителями российского железа, софта, спрашивал, как обстоят дела? Все довольны: продажи растут!
Такое окно возможностей!
Время возможностей, да. Kazan Digital Week – это тоже конференция, которая даёт возможность шире смотреть на текущую ситуацию, потому что IT и Интернет развиваются везде. Если раньше мы с вами говорили о каких-то традиционных вещах – железе, проводах, программном обеспечении – то сегодня эта отрасль затрагивает сельское хозяйство, здравоохранение, образование.
Я, честно говоря, был удивлен, посмотрев программу. Сплошные аграрные сессии, животноводческие сессии…
Может, 5 лет назад это показалось бы странным, но это повышает эффективность производства. А сегодня отдельным направлением идут ещё и интеллектуальные транспортные системы, потому что растёт автомобилизация, растет уровень жизни и количество транспорта. Без алгоритмов, без правильного управления дорожным движением крупных городов дальнейшего развития нет.
Я хотел бы вот о чем поговорить. В первый вечер форума мой давний друг повез меня по Казани, хотя я считал, что уже все в Казани видел, и показал мне новый IT-парк. Я под впечатлением, честно скажу. Я ошеломлен. Во-первых, скоростью, с которой появилось это сооружение. Мне кажется, первый IT-парк строился в два раза дольше. Во-вторых, масштабом этого строения. В одном из красивейших мест Казани появилось такое красивое сооружение: света столько, что казалось, я там днём, хотя находился ночью. Итак, в Казани появился новый IT-парк, превосходящий по размеру в 3-4 раза предыдущий.
Алексей, я так понял, внутри вы еще не были?
Нет, не был. Ночью не пускают!
Он работает круглосуточно. В целом, благодаря решению раиса нашей республики, Рустама Нургалиевича Минниханова,– это было стечение обстоятельств – IT-парк построен на базе бывшей обувной фабрики «Спартак».
Я помню эту фабрику.
Вы помните фабрику, а я носил обувь «Спартак». 30 % обуви в Советском Союзе обеспечивала эта фабрика. Обувь была очень хорошая. Она была недорогой и очень ноской. Но, к сожалению, это тренд цифровизации – отрасли промышленности, которые не могут перестроиться, канули в лету. К сожалению, производство лёгкой промышленности в сфере обувного производства встало.
В центре города, на берегу озера Кабан, здание 25 000 м², фактически open space, потому что там стояли станки – всё это новый IT-парк. Площадка позволяла ещё построить дополнительное здание. Получился комплекс на 49 000 м². Уникальность этого объекта заключается в том, что это мультиплатформа.
Что такое «мультиплатформа»?
Сейчас я постараюсь объяснить. Вы в свое время были резидентом первого казанского IT-парка, который появился в 2009 году. Напомню нашим радиослушателям, что в 2004 году появился Facebook, в 2006 году появился «ВКонтакте», айфон появился в 2007 году. В 2009 году в Казани появляется IT-парк. Он был первым в России, построенным по государственной программе, верой и правдой служит последние 13 лет. Он стал опорной точкой роста всей IT-индустрии. Как таковой IT-индустрии в Татарстане 15-20 лет назад не было. Была одна серьезная IT-компания - ICL, только-только появился Барс ГРУП, и там работало 30-40 человек. Индустрии не было, а первым IT-парком был дан старт.
Новый IT-парк носит имя нашего соотечественника Башира Рамеева. В 1948 году советские ученые Исаак Брук и Башир Рамеев патентуют первую автоматическую цифровую вычислительную машину. На базе их разработок были созданы ЭВМ «Стрела», ЭВМ «Урал». Эти наработки использовались в 1957 году, когда запускался «Спутник-1», и в 1961 году, когда Юрий Алексеевич Гагарин летел в космос.
То есть в этом IT-парке должны рождаться не менее выдающиеся технологии?
Мы плохо знаем свою историю. Наша страна имеет своих героев. Как правило, мы слышим только зарубежные фамилии, когда говорим о прогрессе. А в Советском Союзе была целая плеяда ученых и практиков, таких как Королёв, которые сформировали те индустрии, на которых мы сегодня базируемся.
Вся электронно-вычислительная индустрия, которая, к сожалению, была потеряна в 90-ых гг. и которую мы сейчас пытаемся собрать, что крайне долго и дорого, в Советском Союзе прекрасно себя чувствовала. Вся индустриализация Советского Союза была построена на тех ЭВМ, которые создавали наши учёные.
Вернемся к мультиплатформе - что это? Мы строили IT-парк следующим образом. Во-первых, опросили существующие на рынке IT-компании: «Мы готовы создать для вас пространство. Что бы вы хотели, чтобы там было?». Знаете, такие фокус-группы, как принято называть, когда мы получали обратную связь от своих клиентов.
А не было риска получить такого знаете зверька, «не то сына, не то дочь»?
Я вам расскажу, что мы не реализовали - это будет очень интересно. В итоге в нашем существующем IT-парке есть офисы для больших компаний, которые готовы арендовать площадь 300-500 м². Есть площади, которые занимают так называемые средние компании - это площади 100-150 м². И площадь для малых IT-компаний - до 50 м². В первом казанском IT-парке были площади для всех, и приходилось их делить. А экосистема построена так, что есть маленькие, большие, средние компании, и пространства им нужны разные. Мы к этому вопросу подошли очень серьезно. Еще у нас появился детский IT-парк.
Детский?! С горками и качельками?
Вместо горок и качелей у нас современная инфраструктура в виде 3D-принтеров, лазерных станков, паяльных машин и современных компьютеров. Педагоги учат программированию и, самое главное, технологическому предпринимательству. У нас есть курсы по блокчейну: наши детишки в детском IT-парке собирают цифровые криптовалюты.
У нас взрослые-то ещё не до конца понимают, что такое блокчейн!
Мы обучаем детей цифровому искусству с точки зрения возможности создания цифрового контента в сфере творчества и правильной его монетизации.
У нас появилась одна из крупнейших киберспортивных арен Российской Федерации на 110 игровых мест. Можно относиться к этому скептически, но киберспорт уже стал явью. И у нас есть такие звезды, как Айрат Газиев, который был главным тренером той российской сборной, выигравшей первый турнир The International с призовым фондом 40 млн. долларов. Российская сборная получила 18 млн. долларов.
Айрат, а вот как вы лично относитесь к этому? Уберем лозунги и моду. Как вы относитесь к киберспорту? Это спорт вообще?
Шахматы - это спорт?
Хороший вопрос. 80 лет назад шахматы тоже спортом не считались.
Автогонки - это спорт или нет? Спорт там, где есть соревновательный аспект. Спортивное программирование - тоже спорт. Есть классический взгляд, который сформировался 2000 лет назад в области лёгкой атлетики, еще в Олимпийских играх. В спорте должна быть состязательность, регламенты, определенная массовость. Поэтому киберспорт - это однозначно спорт, потому что более 2 миллиардов людей играют.
Но надо разделять киберспорт и компьютерные игры. Потому что настоящий киберспортсмен ходит в спортзал, у него должна быть очень крепкая спина, потому что он проводит в игровом кресле по 12 часов в день. Не имея мощного корсета, киберспортсмены будут просто не в состоянии выиграть. У них есть массажисты, которые разминают им спину. У них очень сильно развито предплечье, развита кисть, а главное - скорость реакции, сообразительность. Ведь Dota - это смесь шутера с шахматами. Хотим мы или не хотим, киберспорт - это спорт.
Завершая разговор про мультиплатформы, новый IT-парк - это еще и мощнейший коворкинг. Это означает, что за сумму, аналогичную двум чашкам кофе в день, любой человек - программист, музыкант, блогер, журналист - может прийти со своим ноутбуком и поработать. Это пространство для креативных индустрий, и если ваша профессия связана с архитектурой, дизайном и так далее, и вы, например, на фрилансе делаете проекты дизайна квартиры кому-то, то добро пожаловать в наш IT-парк. Конечный лозунг мультиплатформы - мы открыты для всех.
У нас есть университет третьего возраста - он начал работать 1 сентября. К нам приходят пожилые люди, которых тьюторы обучают работе с компьютером, обучают, каким образом на Wildberries, Kazan Express, Ozon выставлять товары. У нас бабушки и дедушки получают деньги за SMM и продвижение товаров на маркетплейсах.
Новая концепция парка - платформа для всех, от молодых до наших ветеранов, программистов и людей, профессия которых связана с интеллектуальными видами творчества.
Это экспериментальная площадка?
Это запросы, которые мы получили от рынка. Первый этаж у нас занимают резиденты. У нас есть спортзал: айтишники хотят заниматься спортом. Можно выйти побегать в шортах и в кроссовках вокруг озера Кабан. Мы видим спрос со стороны IT-компаний: у нас более 100 компаний переехали из других субъектов Российской Федерации в Татарстан.
То есть вы всё-таки агрегатор людей и ресурсов из других регионов? Хотите сделать Татарстан новосибирским академгородком?
У нас есть кадровый потенциал. Понятно, что Москва как магнит, конечно, притягивает, и против этого очень сложно устоять: законы физики никто не отменял. Но по уровню комфорта, с точки зрения качества жизни, стоимости жилья, инфраструктуры отдыха, гостеприимства мы не уступаем европейским городам и мировым столицам.
Поэтому мы формируем кластер, который станет точкой притяжения для развития. Потому что бизнес определяется не только бизнесовыми показателями. Понятно, что коммерческие продажи должны расти, но сотрудники тоже выбирают работодателей. Сегодня рынок не работодателя, а работника: он выбирает вас, прийти к вам в Яндекс, Сбер или Барс ГРУП. И если вы не будете создавать условия, то вам сложно будет конкурировать за лучшие кадры.
Татарстан был лидером развития IT в России. Первый IT-парк, Иннополис, огромное количество компаний, которые создавали продукты и тиражировались на весь федеральный уровень. Как вы оцениваете текущую ситуацию? Понятно, бывает время взлёта, практически вертикального, когда всё растёт. Потом наступает период, когда все развивается медленно, более системно. Какой этап сегодня Татарстан проходит с точки зрения цифровизации?
Сложно давать самому себе оценку. Поэтому нам оценку дают федеральные органы власти. Есть такой интегральный показатель по цифровой зрелости: мы № 1 в России среди субъектов Российской Федерации. По показателю цифровой трансформации мы № 2 в России (прим.: по итогам 2022 года Татарстан стал №1 в России среди всех регионов по этому показателю). Но нас это не должно успокаивать, поэтому мы взяли европейский рейтинг, называется The Digital Economy and Society Index (DESI). Мы посмотрели, если бы Татарстан был европейской страной и входил бы в Евросоюз, какое место он занимал на европейском поле. Мы входим в пятёрку лидеров европейских стран. На первом месте там Финляндия и Швеция, те страны, которые действительно №1 в электронном правительстве.
Мы очень самокритичны и смотрим на лучшие практики других субъектов Российской Федерации. Мы будем первым субъектом Российской Федерации, который на 100 % переведёт все государственные и муниципальные услуги в электронный вид. Таких услуг у нас больше 300, и две трети услуг у нас уже доступны в электронном виде. Самый простой пример: если вы предприниматель и открыли кафе, то в электронном виде подаете заявку на согласование рекламной конструкции, и в электронном же виде получаете согласование или разрешение на эту рекламную конструкцию.
Этого же недостаточно - быть готовыми только с одной стороны. Мы в своё время обсуждали с Яндексом, почему Яндекс.Такси появилось значительно позднее, чем это начало развиваться по всему миру. А все просто: платформу создали давно, но пока смартфонов не стало достаточное количество и водителей, никакое такси существовать не может. Сегодня в Татарстане готовность достаточного уровня для того, чтобы сервисы развивались так, как вы хотите?
Если говорить о количестве людей, пользующихся, допустим, 4G или широкополосным доступом в интернет, по уровню проникновения мы №1 в Приволжском федеральном округе. И второе, мы делаем ставку на то, чтобы инфраструктура - в данном случае мы говорим о связи - позволяла быть онлайн, была не только в крупных городах, но и в селе. В 2022 году вместе с компанией «Таттелеком» в 100 тысячах домохозяйств в сельских населенных пунктах мы тянем оптический провод. Не просто в каждый населенный пункт, а в каждый дом. Как газ, свет и воду.
Оптика в каждый дом?
В каждый дом. 100 000 домохозяйств. В течение трёх лет это будет 350 000 домохозяйств, а в целом у нас 1 200 000 домохозяйств.
Вопросы, которые вы задаёте,имеют фундаментальное значение. Без инфраструктуры мы не сможем развить те сервисы, о которых мы сейчас говорим. В каком-то смысле мы опережающими темпами в 2010-2020 годы эту инфраструктуру построили, вы прекрасно знаете. У нас есть государственная интегрированная система телекоммуникаций, у нас есть центр обработки данных, у нас централизованная закупка IT-инфраструктуры. У нас каждый министр, каждый глава, каждый заместитель министра прошёл полугодовое обучение в Сбер Университете без отрыва от «производства». Нам с Луны никто ребят не пришлёт, нужно работать с тем, что есть. Мы понимаем, что если в каждом муниципалитете не будет человека, нашего амбассадора, и будут смотреть со стороны, то ничего происходить не будет.
Пока человек не понимает эту технологию, он её, собственно говоря, и не может её принимать и проводить.
Абсолютно верно.