Что общего между Владимиром Владимировичем Маяковским, объяснявшим многим поколениям советских детей, что такое хорошо и что такое плохо, и Шерлоком Холмсом? Вы скажете: «Ничего» — и будете неправы. Оба они персонажи пьесы драматурга, актера и режиссера Джона Феффера «Надеюсь, я умру до того, как состарюсь», премьерные показы которой прошли в истхэмптонском театре Blue Room (21.07–23.07) и арт-пространстве City Space (27.07–29.07). В ней знаменитый сыщик расследует загадочную смерть Маяковского, застрелившегося в 1930 году, когда тяжелый личностный и творческий кризис соединился у него с разочарованием в идеалах революции, чьим Агитатором, Горланом, Главарем поэт выступал, и в которую истово верил. Джон Феффер, помимо своей театральной деятельности, имеет большой опыт работы в качестве политолога и политического аналитика как специалист по России и восточноевропейским странам. В прошлом журналист и автор художественно- публицистических книг, в настоящее время Феффер известен как человек, который написал, поставил и выступил продюсером одиннадцати спектаклей в Вашингтоне, Нью-Йорке и Эдинбурге.
Он рассказал, что впервые познакомился с творчеством Маяковского, когда изучал русский язык, во время работы в Москве в 1980-х годах, и сразу полюбил его творчество, а историю жизни нашел захватывающе интересной. «Он был апостолом коммунизма, но чувства, испытываемые им по поводу происходившего в стране, были далеки от безоговорочного одобрения», — говорит о своем герое Феффер. Маяковский, в жилах которого текла кровь грузинских князей, был популярен как рок-звезды в восьмидесятые и звезды интернета сегодня. Он был тем самым парнем, который нарушал правила и приводил в трепет обывателей радикальностью поведения, необычными стихами, смелыми пьесами и эпатажными публичными чтениями.
Горячий сторонник русской революции, он еще подростком трижды был арестован за свою политическую активность и начал писать стихи, отбывая один из тюремных сроков. «В ранних стихах Маяковского слышался, если хотите, панк, — говорит Феффер, — Он был дерзким, как один из тех парней, которые через несколько десятилетий разбивали гитары на сцене». Название пьесы — строка из песни The Who «My Generation», написанной Питом Таунсендом, подчеркивает это сходство. Таунсенд, как известно, разбил несколько гитар на ранних концертах.
Однако усиление государственного контроля и цензуры в области искусства разочаровало Маяковского, который увидел в этом отход от идеалов Революции. Более поздние работы, в которых он высмеивал или критиковал советскую бюрократию, столкнулись с отпором со стороны властей и литературного истеблишмента. Наряду с некоторыми странными событиями, сопутствовавшими его смерти, это породило мрачные теории о том, что поэт был убит по прямому указанию властей, хотя Феффер соглашается с самыми серьезными и авторитетными отечественными специалистами, которые говорят о несостоятельности этих этих конспирологических теорий.
«Из этого могло бы получиться недурное шоу, но к действительности всё это отношения не имеет», — сказал он, добавив, что в жизни Маяковского хватало потрясений, которые могли служить вероятными триггерами его поступка. Хотя ответ Феффера на вопрос, пережил бы Маяковский террор 1937, доведись ему остаться в живых, — скорее всего нет. Драматург, однако, добавляет, что его пьеса «не мрачное путешествие по трагичным страницам русской истории. Интереснее исследовать проблему работы писателей и художников в условиях авторитарного государства, доставляя зрителю удовольствие».
Вы скажете: «Это замечательно, но при чем тут Шерлок Холмс?» Смеясь, Феффер отмечает, что персонаж Конан Дойла впервые был убит своим создателем в водах Райхенбахского водопада в 1893 году — в год рождения Маяковского. Умер же Конан Дойл в июле 1930 года, через несколько месяцев после того, как Маяковский покончил с собой.
По сюжету пьесы Сталин обращается к Холмсу, чтобы выяснить, почему флагман советской поэзии покончил с собой. Феффер играет обе роли: сначала в образе Холмса он размышляет, не могло ли спровоцировать самоубийство тревожное ожидание ареста и вид подъехавшего к дому милицейского автомобиля? Затем, уже в образе Маяковского, он рассказывает захватывающую историю своей жизни и творчества.
В роли Лили Брик выступает актриса Геро Маргерит. Основное внимание в пьесе сосредоточено не на фигуре Сталина с его кровавым террором, а на Поэте и его мыслях о том, будут ли стихи жить после смерти. Ну мы-то с вами не сомневаемся в этом, помня:
«Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима».
«И да, он всё время оставался популярной фигурой, хотя в сталинские времена список рекомендованных к изданию произведений сильно прореживался, — говорит Феффер, — Но с 1980-х личность и творчество Маяковского переживают новый всплеск интереса как в России, так и на Западе».
Текст: автор канала «Читаем с Майей» Майя Ставитская
Больше интересных статей, фактов и рецензий в Telegram-канале Лайвлиба. Подписывайтесь!