Публикация, в которой рассматривался вопрос о происхождении и этнической принадлежности гуннов, ворвавшихся в Европу на рубеже античности и средневековья, достаточно предсказуемо вызвала шквал комментариев. Авторам которых мысль о гуннах изначально монголоидных, – чего и следовало ожидать от монгольского племени хун-ну, – да ещё и говорящих на прототюркском языке – показалась неприемлемой.
Ибо в Европе нет следа генетического нашествия монголоидов. Учёные, – как водится, – «давно это доказали». Довольно странный довод, ибо если действительно что-то учёные доказали давно, об этом можно узнать из учебника. О том же, что учёные доказали недавно, узнать нельзя нигде. Если этого ещё нет в учебнике, – значит, не доказали…
Но – не суть.
Конкретно с нашествием гуннов ассоциируется распространение в Европе «тюркской» гаплогруппы Q. «Тюркской», разумеется, условно. Распространение гаплогрупп от слова «никак» не пересекается с расселением этносов и даже с расовым типом. Так, например, эталонными носителями «славянской» R1a оказываются киргизы, а западноевропейской R1b – башкиры (тюрки). Тем не менее, для татар характерна Q – южносибирского проихождения. Распространена она также в Причерноморье, – и далее по местам боевой славы гуннов… и готов. Собственно, в Европе первым делом гуннская орда поглотила готскую.
Что же касается гаплогруппы C, характерной именно для современных халха-монголов, то в Европу она попала не в результате монгольского нашествия в XIII столетии, а много раньше. В начале великого переселения народов. В настоящий момент C более всего распространена у немцев, – в максимальной степени, превосходящей её присутствие в генофонде русских и татар, – у немцев южных. Раскопки захоронений лангобардов показала, что 20% живой силы племенного союза составляли племена, принадлежащие к монголоидной расе.
Волна расселения кочевых племён с востока на запад Великой степи покатилась ещё в начале эры. Упомянутые выше гунны были только частью её. От предшественников их отличало лишь то, что они победили, подчинив и впитав орды европеоидных полукочевых народов. До гуннов получалось наоборот. Ворвавшиеся в Европу кочевники примыкали к местным племенным союзам.