Найти тему
Бизнес-секреты

Как зарабатывать 30 млн в год на соломе и бахче

Оглавление

Роман Пономарев вместе с отцом занимается фермерством: на бахче «Пономарево» в Ставрополье выращивают арбузы, дыни, тыквы, зерновые и другие культуры. А еще он руководит парком соломенных фигур и развивает агротуризм. Рассказываем, как устроен его бизнес.

В первый год все выбило градом

Семья Пономаревых с 1992 года выращивала пшеницу и ячмень в селе Красном. Однажды они отравились покупным арбузом. Тогда Роман Пономарев подумал: «Мы — фермеры, почему мы сами не можем выращивать такую полезную и вкусную ягоду без всяких химикатов?»

Он изучил вопрос, и в 2007 году вместе с отцом засеял 11 гектаров земли арбузами. Почти весь первый урожай выбило градом. Убыток составил около 300 тысяч рублей — примерно столько стоила новая LADA Vesta. Но Пономаревы не повесили нос: заняли денег и в следующем году засеяли уже 18 гектаров. Арбузы распродали по 3 ₽ за килограмм: на прибыль в 180 тысяч рублей Роман купил первую машину.

С тех пор фермеры переняли опыт бахчеводов из 12 стран и создали свою технологию, которая позволяет выращивать продукцию без химии. Теперь Пономаревы увеличивают урожайность: в 2020 году собирали 40 тонн с гектара, а в 2022 — уже 50 тонн.

В основном продукцию продают в розницу в магазине рядом с бахчей. С 2022 начали продавать арбузы оптом: отправили 70 тонн в московский ФУД СИТИ. В этом году рассчитывают сдать уже 1000 тонн.

Подписывайтесь на Бизнес-секреты в Телеграм!

Соломенные фигуры принесли 15 млн рублей

Побочный продукт фермерской деятельности — сено и солома. Обычно они распродаются, но в 2014 году не успели. Чтобы подурачиться, на пустой площадке рядом с трассой сделали замок и несколько фигур из тюков сена. Неожиданно для Пономаревых проезжающие стали останавливаться и фотографироваться рядом с фигурами. Замок понравился не только молодежи и детям: в первый же день 80-летняя бабушка забралась на самый верх, это примерно 5 метров от земли, и не смогла слезть. Пришлось ее вызволять.

Соломенная площадка Пономаревых стала очень популярной в соцсетях, и число посетителей выросло. Они делали селфи, а потом заходили за арбузами. Фермеры это заметили, и каждый год делали все больше соломенных фигур. В 2018 году площадка у трассы превратилась в парк с соломенными чудесами света и другими крупными арт-объектами, аттракционами и площадками для фестивалей. Сейчас парк занимает 4 гектара земли, вход стоит 300 ₽. В 2022 году его посетили 80 тысяч туристов, и оборот за сезон получился около 15 млн рублей.

«Себестоимость парка в 2022 году — около 10 млн рублей, остальные деньги — задел на следующий год. Получается, мы практически ничего не зарабатываем на самом парке. Зато почти все его посетители заходят в наш розничный магазин и покупают арбузы: в 2022 году на торговой точке мы продали около 600 тонн арбузов».
Роман Пономарев

Чтобы увеличить поток туристов, фермеры ориентируются на пожелания подписчиков в соцсетях и тренды. Например, в 2018 году на слуху был питерский стадион «Зенит Арена»: на его строительство выделили миллиарды рублей, а срок сдачи постоянно переносили. Пономаревы решили хайпануть на теме. Сделали из соломы стадион, а на входе повесили табличку: «Построили за 5 дней. На строительство потратили 41 тысячу рублей. В ходе постройки не украдено и не распилено ни одного рубля».

Соломенная арена вызвала общественный резонанс. Посмотреть ее приезжали сотни туристов, ее показывали в новостях, а из футбольного клуба «Зенит» прислали фирменные сувениры. Фермеры в ответ отправили арбузы.

На соломенной «Зенит Арене» проходили матчи по футболу, поросячьи бега и другие мероприятия. Трибуны всегда были битком
На соломенной «Зенит Арене» проходили матчи по футболу, поросячьи бега и другие мероприятия. Трибуны всегда были битком

Фестивали, агробатлы и неудачный Змей Горыныч

Каждый день в парке проводят экскурсии, турниры, пенные дискотеки и водные битвы, а в конце сезона — агробатл. Это фестиваль, на который съезжаются бахчеводы со всей страны и даже из-за рубежа и соревнуются в номинациях. Например, кто вырастил самый большой арбуз, самую сладкую дыню или крепкую тыкву.

«На один из агробатлов к нам везли 420-килограммовую тыкву из Беларуси. Чтобы перевезти ее через границу, нужно было сделать фитосанитарную пробу, а для этого отрезать кусочек. Но тогда тыква испортилась бы в дороге и приехала бы на фестиваль прогнившей. Проблему не могли решить на границе несколько дней. В итоге на контроле сжалились и взяли пробу не из мякоти, а из хвостика».
Роман Пономарев

Та самая тыква из Беларуси.Она весила 422 килограмма и в итоге заняла второе место, а самой большой стала тыква из Краснодарского края весом 544 килограмма
Та самая тыква из Беларуси.Она весила 422 килограмма и в итоге заняла второе место, а самой большой стала тыква из Краснодарского края весом 544 килограмма

На агробатлах всегда проходят бесплатные дегустации. Как правило, после них посетители приходят в магазин и покупают арбузы и дыни.

В 2022 году Пономаревы и их сотрудники, которые занимаются парком, не успевали сами сделать одну фигуру и заказали уже готовую. За 20-метрового Змея Горыныча отдали полмиллиона рублей, но он не зашел посетителям. Большинству дракон показался слишком идеальным. С гигантской фигурой были и другие проблемы: его шуба за сезон впитала 5 тонн воды, и конструкция не выдержала. Пришлось все переделать и заменить солому на сетку.

«Мы поняли, что фигуры получаются лучше, когда мы делаем их сами. Например, над Чебурашкой в течение недели трудились три человека, а на покупку материалов мы потратили всего 60 тысяч рублей».
Роман Пономарев

С Чебурашкой фотографируются в три раза чаще, чем со Змеем Горынычем. Особенно он нравится детям
С Чебурашкой фотографируются в три раза чаще, чем со Змеем Горынычем. Особенно он нравится детям

Помимо парка соломенных фигур Пономаревы развивают агротуризм. К ним на бахчу приезжают поработать, а за фиксированную стоимость можно самому собрать свежих ягод и овощей прямо с поля.

Больше историй реальных предпринимателей — в «Бизнес-секретах».