Найти в Дзене

Необычный буржуй или кто привез в Воронеж велосипед?

Около памятника Никитину стоят особые фонарные столбы. Они отлиты на заводе Вильгельма Столля. Это был первый мощный завод дореволюционного Воронежа, где трудились тысячи рабочих, хотя в самом начале пути было кустарное производство всего с пятью сотрудниками. Мастером был сам Вильгельм Германович, который самостоятельно собрал горн и занимался заводской техникой. Поэтому косвенный потомок Столля Владислав Безрядин называет своего знаменитого предка «необычным буржуем».

Памятник И.С. Никитину. На заднем фоне те самые фонари
Памятник И.С. Никитину. На заднем фоне те самые фонари

Со временем, причем очень коротким, производство ширилось:

· 1876 – появляется паровой двигатель, строятся новые корпуса.

· 1879 – Столль первым в Воронеже организовывает на своем предприятии «товарищество на вере», выпуская к тому времени оборудование для мельниц, соломорезки и другую сельскохозяйственную технику.

· 1890 – начинается выпуск оборудования для винных и спиртоводочных заводов

Будучи богатым человеком, он был лишен снобизма и предрассудков насчет людей иных кругов, с удовольствием брался за любую работу и уверенно шел к своим мечтам.

Именно Столль познакомил воронежцев с велосипедным спортом. Он приобрел себе велосипед, тогда еще деревянный, весом в шесть пудов. На таможне к заморскому чуду отнеслись более чем скептически, но Вильгельму Германовичу ничего не стоило выкатить таинственный агрегат и на глазах у пораженных таможенников исполнить несколько пируэтов. Вскоре велосипеды оказались на воронежской земле, но с существенной оговоркой: такое развлечение могли себе позволить только богатые люди, поэтому о массовом увлечении гонками на этом виде транспорта не шло речи. Столль, изначально не желая сохранять статус велосипеда как приобретения элитарного, оборудовал на территории завода большой зал, выписал из-за границы разные модели и пригласил к себе горожан. Стоит ли говорить, с каким восторгом была встречена идея Вильгельма Германовича?

Кажется, задумки Столля были неистощимы. Чем только он не мечтал заниматься, и самое главное – быстро переходил от теории к действиям. Однако начать самое важное дело своей жизни – открытие приюта для слепых девушек – Столль так и не мог, пока не встретил свою первую и единственную любовь Анну Григорьевну Айдарову. В Графской молодожены приобрели дом, и там же разместился приют для слепых девушек – самой незащищенной, по мнению Столля, социальной группы. Задача пары была поистине героической: удочерить всех воспитанниц, дать им образование и устроить их личную жизнь.

Сегодня дача супругов Столлей – это Дом культуры микрорайона Краснолесный. Несмотря на то, что дом принадлежал фабриканту с миллионным состоянием, все в здании просто и функционально. Здесь ставились спектакли с участием слепых девушек. Постановки имели большой успех у жителей Графской: воспитанницы создавали истории из станционной жизни, играя так очаровательно и легко, что зрители забывали про врожденную слепоту актрис.

Богатый человек решил посвятить свою жизнь не просто спонсорству. Он стал подвижником. Здесь же, в одном из кабинетов дома, он стал обучать детей железнодорожников, приглашал для них учителей из Петербурга, оплачивал их занятия. Но, к сожалению, спустя год совместной жизни Анна Айдарова умерла. Столль понес свой крест в одиночку. Столль был неформалом. Нетипичным богачом, совершенно не похожим на других.

Со временем Вильгельм Германович выделил большие средства на строительство училища для слепых и построил глазную лечебницу.

впрочем, он все же удочерил одну из свих воспитанниц, которую впоследствии выдал замуж за офицера и стал счастливым обладателем шести внуков.

Старожилы Графской вспоминали, что на даче Столля было много разных чудес техники – «какой-то водопровод, подававший воду из колодца прямо на кухню», ручная маслобойка, фотоаппарат...

Умер наш замечательный земляк в 1924 году, в возрасте 82 лет. Сегодня его имя вновь звучит: и это не только памятник, который очень популярен у воронежцев и гостей города. его именем назван один из бизнес-центров, возрождается велосипедное общество. и я очень надеюсь, что пример потрясающего промышленника и мецената будет не раз повторен и современными воронежцами.