Найти в Дзене
Заметки Моргора

Дедушка домового – бабушка? (или О вострухе)

В детстве я думал, что обладаю как минимум одним знанием, доступным далеко не каждому. Можно сказать, элитарным, если не сакральным.

Я знал... как зовут дедушку домового!

Про домового известно всем, а мне вот ведомо о его предке.

Внушает!

А знал я про дедушку домового из книги, с которой когда-то давно началось моё увлечение славянской мифологией и с которой отнюдь не всё в порядке...

Да, про дедушку домового мне рассказали с книжных страниц Грушко и Медведев.

Привожу цитату из их книги «Русские легенды и предания»:

Воструха – дух, обитающий в жилище, некий родственник домового.
Живёт он за печкою и караулит воров.
Вострухина острого слуха ничто не утаится: там, где он живёт, беды приключиться не может, ничто не пропадёт в доме.
Даже красоту и непорочность юных дев, как честь и достояние дома, бережёт суровый воструха!
Некоторых домочадцев он крепко любит, к некоторым равнодушен.
Правда, иной раз, совершенно необъяснимо почему, на него что-то находит – и тогда воструха становится очень злым, может и до смерти человека довести.
Иллюстрация Надежды Антиповой
Иллюстрация Надежды Антиповой

Да, в этом источнике воструха не называется дедом домового, но в том варианте издания, который попал в руки десятилетнему мне, – насколько я помню, назывался.

Заодно в «Русских легендах и преданиях» приводится страшная история об этом персонаже:

Жила-была одна девица, которая, бог весть почему, так полюбилась вострухе-доможилу, что не знала, куда от его любви деваться. Придёт воструха к ней ночью и ну косички плести да приговаривать:
Если будешь мои косы расплетать да чесать, я тебя задавлю.
Девица угроз боялась и жила нечёсой чуть ли не до тридцати годов, даже в бане, когда голову мыла, косы не расплетала, будто нехристь какая.
Но вот присватался к ней богатый вдовец.
Настал девичник, повели подружки с собой в баню невесту и там, по обычаю, стали её мыть.
Взялись за косу, но долго не могли ни расплести, ни расчесать так крепко заплёл её воструха. Ну, кое-как справились.
На другое утро пришли одевать девицу к венцу а она лежит мёртвая, уже и посинела: воструха ревнивый её задавил!

Однако «Русские легенды и предания» Грушко-Медведева – источник сомнительный, пусть информация из него и расползлась юркими тараканами по интернетным просторам, зачастую без указания этого самого источника с посылом на истинность в последней инстанции.

Воструху упоминает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона – универсальная энциклопедия, изданная в Российской империи акционерным издательским обществом «Ф. А. Брокгауз – И. А. Ефрон» в Петербурге в период с 1890 по 1907 год (непонятно, правда, почему называя греческую богиню Астрею германской):

Воструха – белорусское название какого-то женского домового духа. Где она в доме поселится, ничего не пропадает и ничто не ускользает от её острого взора; «бачым як бы Воструха», – говорят в Минской губернии. Шпилевский видит в Вострухе богиню целомудрия и справедливости и производит её имя от германской Астреи.

Дедушка становится бабушкой?

Да, Грушко-Медведев отчего-то изменили пол вострухи в своей книге. Как, зачем и почему – у меня нет ни одного предположения.

А ещё в приведённой цитате из словаря Брокгауза и Ефрона фигурирует важная в контексте стремления докопаться до истины фамилия.

Павел Михайлович Шпилевский – белорусский писатель-этнограф, живший и творивший в XIX веке. Под псевдонимом П. Древлянский он издал труд «Белорусские народные предания», описывающий 52 персонажа.

Русский и украинский языковед Александр Афанасьевич Потебня в работе «О мифическом значении некоторых обрядов и поверий», увидевшей свет в 1865 году, очень ёмко охарактеризовал данную публикацию, заявив о том, что Древлянский-Шпилевский «смешивает свои и чужие фантазии с народными поверьями, выдаёт какие-то варварские вирши за народные песни и потому авторитетом… быть не может».

Вот что пишет о вострухе Шпилевский в своих «Белорусских народных преданиях»:

Вастру́ха – то же, что Астрея, богиня правды и целомудрия. О ней большею частью сохранилось поверье в Могилёвской Губернии, в Оршанском и Бабиновичском Уездах, и частью – в Витебской Губернии. Поговорка: Ба́чыш, як бы Вастру́ха – Видишь, как будто Вастру́ха, то есть как будто целомудренная, справедливая.
Иллюстрация Владимира Аржевитина
Иллюстрация Владимира Аржевитина

Сравнение с греческой богиней для разбирающегося в таких вещах человека уже служит тревожным звоночком, отсылающим нас к такому понятию как кабинетная мифология. Кто не в курсе, что это за штука такая, – милости прошу ознакомиться по ссылке ниже.

Специалист по традиционной славянской культуре Елена Евгеньевна Левкиевская считает, что Шпилевский «сконструировал» названия для некоторых персонажей по ассоциации с реальными словами. Так, воструха происходит от острый (лично мне с детства приходила ассоциация с выражением держать ухо востро, возможно, не в последнюю очередь из-за иллюстрации Надежды Антиповой).

Никаких намёков на существование образа вострухи до появления «Белорусских народных преданий» исследователям обнаружить не удалось, что даёт мне основание утверждать: данный персонаж – вымышленный.