Найти тему
Старпер

В нашем вечном бою Пушкин и Гоголь будут обузой

Читаю сегодня новость ТАСС о результатах одного опроса, проведенного аналитическим центром университета «Синергия», и глазам своим не верю. Оказывается, что около 63% граждан поддержали бы исключение произведений авторов русской литературы начала XIX века, в частности, Александра Пушкина и Николая Гоголя из заданий ЕГЭ по литературе в 2024 году. Опрос проведен среди 5 тыс. жителей всех российских регионов от 18 лет.

Не то чтобы я до этого момента недооценивал количество людей, для которых, по опыту их собственных школьных лет произведения Александра Сергеевича и Николая Васильевича представляются неодолимо сложными (опрос, судя по указанному ТАСС, охватывал исключительно людей, окончивших школу). Но, насколько я понимаю, «старше 18», не означает, что в опросе участвовали одни свежевыпущенные из школ. Те респонденты, у которых после школы прошел уже какой-никакой отрезок времени, за прошедшие в их жизни годы должны были убедиться, насколько часто в российском быту вспоминаются сюжеты и герои этих авторов. В конце концов, без знания литературного наследия сей блистательной парочки недоучка попросту не поймет смысла многих ссылок и реминисценций, возникающих в разговоре образованных людей. Ещё бы: не просто так классиков называют классиками, а именно и исключительно из-за их влияния на жизнь и развитие мысли в последующих поколениях. Ужасно, что тут не кого-то, а самого Александра Сергеевича Пушкина попытались забаллотировать. Того Пушкина, который не случайно и справедливо считается «нашим всем»… В том числе – и в первую очередь – в литературе.

Так. Попоражался Старпер? Попоражался. Повозмущался? Повозмущался. А сейчас обратимся к смягчающим обстоятельствам. Поскольку таковые присутствуют.

Во-первых, мои внуки ещё не доросли до возраста сдачи ЕГЭ, и мне не дано оказаться в шкуре ближайшего старшего родственника молодого человека, сдающего экзамен. Наверное, граждане, имеющие в семье старшеклассника или старшеклассницу, исходят из каких-то своих, неведомых мне, резонов, выступая против классиков. Несомненно, такие родственники среди 5 тысяч опрашиваемых присутствовали. Правда, мне не известно, в каком числе.

Во-вторых, и в-главных, оказывается, что знания школьников по литературным произведениям, написанным до середины XIX века, оцениваются в рамках сдачи ОГЭ после 9 класса. Этот довод привели 51% граждан, поддержавших исключение классической литературы. Они считают, что тем самым выпускников подвергают дополнительной нагрузке. Считают. Ладно, пусть так. Но мне гораздо интереснее, какие доводы привела вторая половина поддержавших.

В этой связи весьма знаменательна еще одна деталь, приводимая в публикации. «Еще треть респондентов приветствуют тот факт, что на экзамене по литературе будет сделан акцент на более современных и актуальных произведениях», - сообщает ТАСС. Выделю вот это, по моему мнению, совершенно чудовищное: «более современных и актуальных произведениях». В данном случае имеются в виду уже включенные в программу старшей школы произведения Николая Островского, Александра Фадеева, а также другие книги, посвященные Великой Отечественной войне.

То есть, надо понимать, что Пушкин проигрывает в литературном соревновании Островскому, а Гоголь Фадееву еще в полуфинале.

Тогда еще раз приведу полные результаты упомянутого опроса. «63% граждан России положительно относятся к возможному исключению произведений авторов русской литературы XIX века из Единого госэкзамена по литературе в 2024 году. Противоположной точки зрения придерживаются 13% россиян», — говорится в исследовании.

Почти четверть (24%) респондентов придерживаются нейтральной позиции.

Надо иметь в виду, что речь идет не только о выделенных мной Пушкине и Гоголе. Граждане страны великой литературы не хотят, чтобы их детей пытали вопросами о Лермонтове, Фонвизине, другом Островском и о многих прочих, доказавших во времени свое величие.

Чем же так «актуальны» «главный» из Островских (который Николай) и Фадеев? В первую очередь, своими, соответственно «Как закалялась сталь» и «Молодой гвардией». Время у нас такое, специальное и операционное. Павки нужны. И Кошевые. А если детсадовцев в гимнастерки одеть, а школярам после урока военной подготовки рассказать на «лит-ре» о необходимости жертвовать жизнью в стиле сбрасываемых в шахту молодогвардейцев, всё и срастется. Молодежь будет воспитана в аккурат под долгосрочные планы национальных начальников. И неважно при этом, что Николай Островский и Александр Фадеев хотя и «более», но тоже далеко не современные авторы.

Пушкина ещё как-то можно бы защитить перед просвещенческими начальниками, решающими его судьбу в современной школе. Дескать, государственником он был и вон как к польскому восстанию относился… Но у «устаревшего» «дивного гения» есть один огромный минус - гуманизм нашего знаменитого пиита. Дерзну предположить, что также сыграл свою роль порочащий Пушкина факт его увлеченности французской литературой. Не зря товарищи по лицею прозвали его "французом". Из подобных возмутительных вещей в наши времена ого какие глубокие выводы делают!

Гоголь написал "Тараса Бульбу ". Сильная вещь, а главное - прививающая нужные качества. Но, с одной стороны , фамилию герою совсем не ту подобрал. Наталкивающую на неправильные выводы. Что бы ему назвать род старого казака Ивановыми или Петровыми... А так возникают споры с врагом насчет национальности Тараса и Остапа. Об Андрии стороны не спорят.

Да и сам писатель своим нежинским происхождением подкачал. Где этот Нежин? Где? Уж точно не в Караганде. С Карагандой было бы правильнее и логичнее. Караганда - это Казахстан. А Казахстан - страна ОДКБ. Вернется оттуда Володька. И прямым ходом - в СВОДДУ.

А Лермонтова никак не защитить, даже и пытаться не буду. Ушло время Лермонтова. Да еще это его иноагентское и экстремистское - про немытую Россию и про каких-то рабов…

Хорошо. Ещё раз. Какими бы ни были соображения участников опроса, результаты оного очевидно доказывают, что народ и партия едины в выборе своих героев и своих кумиров. В том числе в литературе. Почти половина (46%) от общего числа респондентов предлагает добавить в школьную программу больше произведений военно-патриотической направленности. Не хватает людям поддержки и подпитки их воинственных устремлений со стороны мастеров культуры.

А между тем, стран в мире счесть не перечесть, и в каждой найдется где развернуться и исправить в ней то, что нам не нравится. На одном украинском фашизме свет клином не сошелся. Какое прекрасное поле битвы представляет та же Африка! Тем более, что первая, пусть и неширокая пока, тропинка протоптана героями героического Пригожина. Да и фашистов, если поискать, там тоже можно найти. Впрочем, не обязательно фашистов. Расисты и сионисты тоже наверняка найдутся. Хуже того - и пацифисты вполне себе спокойно могут в тамошних джунглях и саванне водиться.

Европа, к сожалению, больше истоптана. Но Гренадская волость в Испании по-прежнему есть? Или её в страхе уже успели упразднить? Отчего бы не подсобить братским гренадским крестьянам с землицей? Своих не бросаем.

Ну, значит, так нам всегда и жить: «И вечный бой! Покой нам только снится сквозь кровь и пыль…».

Тогда хотя бы Блока оставьте в программах. Он же не из девятнадцатого. И актуальнее. Что и доказал.

P.S. А вообще-то я убежден: какие бы программы ни конструировали ушлые чиновники, чуткие к чиху начальства и народа, обожающего героизм и операции, все равно найдутся настоящие учителя, коим программа не препятствие. Они донесут до некоторых из нынешних детей то разумное, доброе, вечное, которое доносили до нас наши учителя.

С Днем Начала Учебного Года вас, Настоящие!

ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2313 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА")