Мы стоим в «Лужниках» и смотрим прекрасный сборный концерт Moscow Peace Festival. 1989 год. Начинается джем, отличные парни из Cinderella и Skid Row пилят цеппелиновский Rock-n-Roll с альбома «IV». Каждый поёт по несколько строчек. О боже, какой же крутой тогда был Том Кейфер, вокалист «Синдереллы».
И тут выходит Клаус Майне из Scorpions и своим гнусавым отвратным вокалом рушит всё волшебство.
Ну сколько можно вообще говорить про Scorpions? Чего хорошего сделала эта «супергруппа», день рождения основателя которой мы сегодня празднуем?
Вообще-то, много чего.
Вы никогда не задумывались, почему колыбель британского рока – немецкий город Гамбург? А потому что Гамбург – английская оккупационная зона, и парни из Ливерпуля и Лондона ездили туда в пятидесятые годы как к себе домой.
Только дома денег не платили за концерты, а офигевшие немцы платили. Вот тут девочки на Репербане, вот тут клубы с круглосуточной живой музыкой – побеждённые радостно предавались вновь обретённой свободе от проклятого Гитлера. Именно отсюда на волне взаимодействия с английскими музыкантами пошла волна германского рока, которую англичане тут же попытались обгадить, обозвав её «капустным роком» – Kraut Rock.
Но немцы гордо понесли этот лейбак и превратили его в настоящее культурное явление. Начались выдающиеся западногерманские группы – одна только Lucifer’s Friend чего стоит. Правда, с вокалом у немцев всегда были проблемы. Поэтому часто брали англичан.
Понятно, что на волне битломании мерсисайдский стиль плотно доминировал в головах немецких рокеров. Scorpions – не исключение. И все музыкальные мечты гитариста-вокалиста Рудольфа Шенкера вплоть до 1969 года крутились вокруг попсовой музычки в банде Nameless. Они жили совсем не в Гамбурге, а в полной дыре – Зарштедте – и играли в баре у мамы барабанщика Вольфганга Дциони.
В 1969-м Рудольф решил уплотнить концепт и собрал группу с лид-гитаристом Фоллемром, басистом Хеймебргом и барабанщиком Дциони. Он оказался по части композиторства чуть ли не самым выдающимся среди них всех. Песни для группы Sweet потом писал, она для рока поважней, чем Scorpions.
Потом они взяли брата Михаэля Шенкера в гитаристы. И Клаус Майне стал вокалистом группы. Вот прямо сейчас я переслушиваю первый альбом группы «Одинокая ворона» 1972 года, и это хороший альбом, с элементами модного «прог-рока». Майне поёт на удивление круто. Ну, примерно как сто тысяч абсолютно одинаковых рок-групп того времени, которых никто теперь не помнит, только платят по 2000 евро за их пластинки, вышедшие тиражом в сто экземпляров.
Сам трек «Одинокая ворона» – совсем не хард-рок, а именно progressive (да простит меня Глеб Олейник за этот дурацкий термин). Богатое произведение, будем так говорить. Диск был саундтреком к фильму «Холодный рай» и в общем провалился. Но зато Михаэля Шенкера приметили лондонские парни из группы UFO и украли. Уж больно им понравилось его соло в песне In Search of the Peace of Mind.
На место брата пришёл Ули Йон Рот, с ним группа осуществила некоторый прорыв и сделала пластинки, которые ещё можно слушать: Fly To The Rainbow (1974), In Trance (1975), Virgin Killer и Taken by Force (1977). Уже на Fly To The Rainbow они начали нащупывать свои подходы к хард-року, хотя некая хипповщина ещё оставалась, как и слишком явное влияние Хендрикса на Ули Рота – вплоть до цельнотянутой гитары из песни Spanish Castle Magic. Тогда ещё пытались петь другие члены группы кроме Майне, это разнообразило пейзаж. И стало понятно, что они нацелились на хиты (красивый медляк Fly People Fly).
In Trance – классический альбом «скорпионов» со слегка гиллановским вокалом. Ну и самую крутую тут песенку написал Ули – Dark Lady. А после совершенно архетипичной In Trance авторства Рудольфа и Клауса, в принципе, можно было бы и завершить карьеру группы. Хотя бы потому, что вещь полностью спёрта у Боба Дилана (One More Cup of Coffee).
Дальше многие годы всё было совершенно в одном русле: сельские дискотеки по всему миру с песенкой Still Loving You. Звуки «а» и «о» в вокале Клауса всё больше подвергались детонации и становились противными.
А когда они попёрлись с гитарами к Горбачёву, чтобы показать тому свою новую песенку про «Горки парк» и «фоллоу зе Москва», стало окончательно тошно.
Мелодические и гармонические решения становились однообразными. Публику покупали песенками типа We’ll Burn the Sky, которые легко петь всем залом с гитарными пассажами в стиле Блэкмора.
Ули ушёл из группы из-за коммерциализации музыки и её очевидной американизации. А в это время брата Шенкера выгнали из UFO за пьянство, и он вернулся в Scorpions.
Ну, они продали миллионы пластинок. И что? Больше половины авторов-миллионников не вызывают ничего, кроме отвращения, – миллионы мух не могут ошибаться. Их альбом Animal Magnetism стал золотым в США – на нём Майне уже вообще никакой. Ну и что, вы вообще хит-парад американского Billboard видели?
Скучно, девушки, как говорил видный турецкий рокер Бендер-бей.
Пойду послушаю хотя бы Kingdome Come. Они честно притворялись Led Zeppelin.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.