Дмитрий Кружевский, серии «Искатель» (законченная серия, 4 тома) и ее продолжение – серия «Поколения» (незаконченная, написано 2,5 тома)
6/10
Сразу скажу, что оценка несколько занижена – все-таки я оцениваю насколько понравилось именно мне, а тут перед нами классический пример «подростковой фантастики» в лучших советских традициях. Полный набор штампов имени Стругацких, Булычева, Беляева, Снегова, Ефремова того же в аранжировке на 12-15 летний возраст. Даже, наверное, на 10-12, все ж таки я слабо себе представляю сейчас 15-летнего, который будет читать про исследования дальнего космоса.
Итак, 30-й (плюс-минус) век, человечество давно уже вышло в ближний и не очень ближний космос. После периода экспансии и технологического развития настала эпоха «решаем собственные проблемы», в результате которых одни анклавы скатываются в потребительство, другие – в обновленный национал-социализм, третьи – в собственные внутренние проблемы. И только на Земле остался технологический коммунизм и «самый лучший ВУЗ», в котором вроде бы готовят спасателей, но с таким широким профилем компетенций, что всю серию судьбы Вселенной вершат исключительно выпускники этой самой Академии.
Сначала нам показывают «становление/взросление героя», окружая его самыми лучшими, естественно, друзьями. Потом герой в экспедиции попадает через артефактные врата неизвестной цивилизации в мир, находящийся на уровне средневековья. После чего ГГ почти 30 лет ищет путь обратно на Землю, параллельно узнавая о висящей над всей Галактикой угрозе и, естественно, спасая всех в финале «Искателя».
В серии «Поколения» действие происходит через пару сотен лет и уже потомок героя поступает… куда бы вы думали? А потом через артефактные врата попадает… куда бы вы думали? И даже девушка у него, как и у пра-пра-прадеда, не совсем человек. В общем, вторая серия дублирует первую не только на уровне основных сюжетных ходов, но также подбором героев, отношениями между ними и пр. Мы, конечно, понимаем, что «ничто не ново под Луной», но вот чтобы так один-в-один – это как-то удивительно.
Традиционно авторов обвиняют в картонности персонажей. Здесь надо попрекать не картоном, а мрамором и бронзой. Что не герой, то памятник самому себе. Если преподаватель, то самый лучший, ветеран всех возможных войн и профессор всех наук. Если родители, то самые мудрые и понимающие. Если друг, то самый сильный, самый умный и самый верный. Если девушка, то самая красивая, естественно, других тут нет и все влюблены в главного героя. С таким набором персонажей очень хорошо выстраивается история про долг, честь, настоящую дружбу, любовь, побеждающую время и расстояние, и готовность умереть за человечество, даже если этого никто не оценит.
Можно долго ехидничать, но в конечном итоге такие книги тоже важны и нужны, просто прочитать их надо в определенном возрасте и никогда к ним больше не возвращаться, т.к. воспоминания о таких книгах важнее, чем сам текст, который с годами начинает казаться все более и более наивным.
Понимая все это, я был готов поставить достаточно высокую оценку, но меня подкосила редактура и вычитка. Если в «Искателе» еще более-менее, то «Поколения» меня сначала травмировали «ихним», а потом добивали многократно повторяемым словом «трешь» (это не от слова тереть, а от английского "мусор"). Ну и вкусовщина, наверное, но мне еще сильно глаз резала «андроида» как андроид женского пола. Если приперло выдумать очередной феминитив, лучше уж «феминоида» какая-нибудь, все ж таки «андрос» с греческого все равно мужик.
В общем, резюмируем, «Искателя» читать можно, но лучше дать его детям 10-12 лет - есть шанс, что прочтут не без удовольствия. «Поколения» читать можно, но не нужно. Есть небольшая вероятность, что автор все-таки решит эту серию додумать, дописать, вычитать, отредактировать, и вот тогда-то она и заиграет. Но надежд на это немного.