Вся эта ясность […] не оттого ли, что мы, будучи вместе, обладаем не друг другом, а чем-то иным?..
Викторианский поэт Рандольф Генри Падуб стал настоящим другом для Роланда Митчелла.
Роланд посвятил себя изучению творчества Падуба. Он читал и перечитывал его произведения десятки, если не сотни раз. Казалось, что все мысли великого поэта были у Роланда, как на ладони.
В глазах молодого ученого Рандольф Генри Падуб был человеком обстоятельным, сдержанным и вдумчивым, верным мужем и целеустремленным поэтом. Роланд даже представить не мог, как скоро этот образ даст трещину…
Темные тайны прошлого
Вот и все, что я способна теперь написать, ибо Муза моя меня оставила — как оставляет она с насмешкою всякую женщину, которая поувивается возле нее, а потом возьмет да и… влюбится.
Роланд читал книгу, некогда принадлежавшую Падубу. Архивный экземпляр сохранился в том виде, каким его оставил поэт — с чеками, бытовыми записками и прочими малозначительными бумагами, спрятанными между страниц.
И вот из книги выпало что-то странное, ранее никем не замеченное — черновики письма, в котором поэт трепетно просил некую сударыню о встрече. Роланд даже не предполагал, что Рандольф Генри Падуб мог писать столь страстно и эмоционально.
Но кто эта сударыня? Что связывает ее с великим поэтом? Неужели у степенного Падуба была любовница?
Внимательно изучив черновики письма, Роланд предположил, что его адресат — это Кристабель Ла Мотт, поэтесса, что обрела значительную популярность посмертно, на волне феминистических движений последних лет. Чтобы узнать подробности о ее связи с Падубом, Роланд обратился к Мод Бейли — исследовательнице творчества Ла Мотт и ее дальней родственнице. Выяснилось, что Мод ничего не знала о переписке и относилась к творчеству Падуба весьма прохладно.
В поисках ответов ученые направились в особняк, где состарилась и умерла Кристабель. Какие подсказки скрывает комната погибшей в одиночестве поэтессы? И что же на самом деле произошло между Кристабель Ла Мотт и Рандольфом Генри Падубом более 100 лет назад?..
Детектив? История любви? Готический роман?
Изнурительная и колдовская тяга к познанию влечет нас по пути, которому нет конца.
Сложно определить, к какому жанру относится «Обладать». В нем есть элементы детектива, готического и рыцарского романа, да еще и любовная линия невероятной красоты (и не одна).
Основной сюжет разворачивается в конце XX века — Роланд, Мод и некоторые другие исследователи постигают тайны прошлого Падуба. Мы постоянно перемещаемся между героями, читаем переписку Падуба и Ла Мотт, отрывки их произведений, фрагменты народных легенд в пересказе Кристабель, дневниковые записи родных и близких двух поэтов.
Поначалу роман кажется хаотичным и непонятным. Однако, внимательный читатель быстро заметит некоторые образы, которые вновь и вновь появляются в различных подсюжетах и связывают их воедино.
Постепенно разрозненные фрагменты соединяются в завораживающую мозаику, от созерцания которой захватывает дух, сердце пропускает удар, а на глаза наворачиваются слезы…
Что понравилось?
Подумайте, только подумайте: автор писал свое сочинение в одиночестве, и читатель прочел его в одиночестве, но таким образом они оказались наедине друг с другом!
А. С. Байетт построила сюжет нетривиально. Мы словно сами оказываемся на месте исследователей. Представьте: перед вами фрагмент из дневника с описанием быта и скучной повседневности. Вы лениво читаете записки о ведении домашнего хозяйства, зеваете, вас клонит в сон — и вдруг, как будто из ниоткуда, появляется феноменальная деталь, что проливает свет на произошедшее и в корне меняет вообще всё. Это ужас как захватывает!
Еще одна любопытная черта романа — короткие и красочные эпизоды, которые дают нам представление о персонажах. Байетт может описать ванную комнату героя так, что вы поймете, каким был этот человек. Места, интерьеры, внешний вид героев — каждая, даже самая мелкая деталь имеет значение.
«Обладать» содержит множество отсылок к английской литературе, бретонским легендам и древнескандинавским мифам. В романе есть скрытые цитаты, недоступные обычному читателю. Почти у всех персонажей говорящие имена, а некоторые образы обыгрывают английские выражения и идиомы.
Но значит ли это, роман будет слишком сложным для рядового читателя без филологического образования и знания английского?
Вовсе нет.
Вы можете прочесть книгу, как хитросплетенную историю любви, а можете долго изучать текст в поисках двойного дна — и в том, и в другом случае вы получите огромное удовольствие.
Кому читать?
Как часто, решив не блуждать без пути, устроить свою жизнь по правилам, мы обнаруживаем, что решение наше запоздало, правила неосновательны, а выбранный путь, бывает, ведет не туда.
«Обладать» — пожалуй, лучший роман, который я прочитала за последние годы. С грустью думаю, а вдруг лучше уже не будет? 🥲
Мало что может сравниться с красотой слога Байетт, ее умением увлечь читателя и затронуть те струны души, о существовании которых он и не подозревал. Этот роман можно изучать долгие годы, читать и перечитывать, препарировать образы и детали, анализировать фрагменты...
И все же я боюсь однозначно рекомендовать его.
Некоторые читатели бросят «Обладать» и сочтут роман скучным и невнятным, так и не добравшись до сути.
Если вы не любите «истории в историях», эта книга не для вас. По структуре «Обладать» чем-то напоминает «Тень ветра». В последнем история писателя Хулиана Каракса передается из уст в уста, а в «Обладать» мы узнаем о Падубе из писем и дневников.
«Обладать» требует от читателя внимания и сосредоточенности. Это не просто «атмосферный» роман. Он буквально поглощает читателя, и выбраться совсем не легко. Когда я ложилась спать, ярчайшие сцены из романа бесконечно прокручивались в голове и мешали уснуть. Я не помню, чтобы такое случалось со мной ранее…
«Обладать» — это сложный, многоплановый роман, полный метафор и символов. Если вы решитесь дать ему шанс, то получите незабываемый читательский опыт — возможно, один из лучших в вашей жизни.
———————————————
Жанр: романтический роман (со слов автора)
Количество страниц: 795
Ограничение по возрасту: 18+
———————————————
Рандольф Генри Падуб и Кристабель Ла Мотт — вымышленные персонажи. А. С. Байетт проработала их образы и библиографию так скрупулезно, что кажется, будто те существовали на самом деле. В романе «Обладать» содержатся фрагменты их произведений, каждое из которых написано в уникальной манере, соответствующей вымышленным авторам.
В этой статье вы можете узнать о других литературных произведениях, которые на самом деле не существуют:
———————————————
Книга прочитана в рамках книжного марафона. Организаторы: Longfello, «Ариаднина нить», «Библио Графия», «БиблиоЮлия», «Запах книг», «Книжная полка Джульетты», «Книжный мякиш», «чопочитать»
———————————————
❓Читали ли вы «Обладать»? Что думаете об этом романе?
❓Какие еще произведения А. С. Байетт вы читали?