Найти в Дзене
ДУХОВНЫЕ ПОСЕВЫ

Смирение выше всех других добродетелей

Ветхозаветный пророк Исаия
Ветхозаветный пророк Исаия

Продолжая рассмотрение эсхатологических пророчеств из книги Исаии и отмечая мысль пророка, о которой говорилось в предыдущей статье, что только лишь послушание и смирение возводят человека в Царство Божие, обратимся к словам Иисуса Христа, сказанных Им фарисеям:

вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом. (Лк. 16, 15).

Размышляя над этими словами Господа, можно понять, что высокомерие, превозношение и самовозвеличивание себя, могут примешаться и к делам благочестивым, какие были у фарисеев (пост, молитвы, пожертвования и т.п.).

Таким образом, гордыня может проникнуть в любое сердце и состояние человека.

Гордыня способна поразить, как безбожника увязшего в пучине грехов, так и человека, который считает себя другом, учеником и даже сыном Божьим.

На примере, благочестивых по-наружности и уважаемых фарисеев, мы видим, что гордыня привела их не только к разрыву с Богом, но и к убийству Его.

В истории нашей Православной Церкви много трагических моментов связанных именно с гордыней и когда вновь воцерковившиеся люди сталкиваются с ними, то начинают недоумевать: "Я-то думал, что Церковь Святая и люди в ней должны быть святыми, а тут также грешат…".

Почему так происходит?

Потому, что придя в Церковь люди не стремятся приобрести послушание, не отсекли свою гордость, не отреклись от гордыни и во все времена церковной истории существует эта болезнь.

И поэтому во все века вершится Божий Суд, который тем или иным способом смиряет людскую гордыню: исцеляя её, выражаясь медицинской терминологией, либо медикаментозно, либо хирургическим методом, нередко прибегая к ампутации от церковного тела. 

Это мысль очень важная. 

Поэтому в Богослужебный канон включено так много покаянных молитв и песнопений, особенно в Великий пост.

А также, почти все Евангельские чтения пронизаны смирением, которое выше всех других добродетелей.

В связи с этим и ветхозаветный евангелист Исаия пребывая в Духе Святом, от Лица Господа, говорит:

вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим. (Ис. 66, 2).

Это и есть путь ведущий к Богу…

Следовательно все остальное — отвратительно для Бога, или как сказано во Второзаконии:

сие есть мерзость для Господа, Бога твоего. (Втор. 24, 4).

Только лишь смирившийся человек, или, по меньшей мере, ищущий и стремящийся к смирению, не только сокрушающийся в своем сердце о своих грехах, но и скорбящий о всяком отклонении от нормы, несвятости, несоответствии, суетности, в которых погряз весь мир, и только душа такого человека способна сохранить с Богом связь.

Когда человек уходит с этого пути, то связь пропадает, истина затуманивается, благодать теряется и остается только внешняя праведность…

Фреска преподобного Пимена Великого
Фреска преподобного Пимена Великого

Когда преподобного Пимена Великого спросили, как человеку спастись среди множества искушений, в которые повергает его диавол, он ответил:

  • "Если человек во всем будет винить самого себя, то везде устоит".

Конечно святые угодники Божии знали, как трудно избежать искушений сатаны, поэтому и преподобный Антоний Великий, которому Бог показал мир опутанный сетями лукавых духов и сам претерпевая диавольские козни, обратился к Богу:

  • "Господи, кто же может спастись?".

И был ему ответ:

  • "Только смиренные. Их эти сети даже не касаются".

Мы же стараемся себя оправдать и ищем виноватых вокруг себя. Легче обвинить жизненные обстоятельства, правительство, начальство, подчиненных, соседей, да кого угодно, но только не себя.

От этого наша внутренняя, духовная жизнь не устраивается, да и внешняя, материальная — строиться не на камне, а на песке.

Потому, что мы потеряли правильный вектор, сбились с истинного пути и не чувствуем в своей жизни присутствие Бога.

Но следует только, вспомнить слова разбойника распятого справа от Христа, которые он сказал другому разбойнику хулившему Господа:

мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли (Лк. 23, 41),

и по его примеру обвинить себя во всем, раскаяться в своих грехах, осудить, унизить себя, и тогда все меняется.

Когда человек унижает, смиряет и осуждает себя, то Божественная благодать возвращается к нему, вдохновляет и преображает его, и как бы человек низко не упал, он поднимается и, с Божией помощью, встает на путь ведущий к Богу.

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.

Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".

Читайте предыдущую статью автора: Почему люди надеются на кого угодно, но только не на Господа Бога? Как смирить свою гордыню, пока её не смирила жизнь…