Найти тему
ДУХОВНЫЕ ПОСЕВЫ

Почему люди надеются на кого угодно, но только не на Господа Бога? Как смирить свою гордыню, пока её не смирила жизнь…

Продолжая разбирать эсхатологические пророчества Исаии, нужно вспомнить, что в предыдущей статье было сказано о том, что человек предпочитает надеяться на свои силы, на свои связи, на научные достижения, технический прогресс, и в критический момент своей жизни полагается на врачей и лекарства, но не на Бога.

По сути современная цивилизация, преклоняющаяся перед гением человеческого ума и творением человеческих рук, ничем не отличается от древних идолопоклонников создавших идолов своими руками, назвав их богами и поклоняющихся им.

Почему так происходит?

Прочитаем ещё раз пророчество Исаии:

Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено, — и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? (Ис. 2, 10-22).

Итак, пророк Исаия говорит, что в основание человеческой жизни заложена гордость. Человеческая природа пропитана гордостью, которую человек изливает в мир, а Бог и гордость — это явления априори несовместимые.

Поэтому от Лица Господа пророк Исаия произносит приговор, что Бог придёт судить мир за гордыню. Господь придёт сокрушить гордыню, так как она восстала против Него и воюет с Ним. 

Проблема только в этом.

Гордыня, в чём бы она не выражалась, — это пребывание в непослушании, недоверии, сопротивлении и противодействии Богу.

Такое состояние — есть духовная порча, болезнь, или тромб, который перекрывает кровоток в сердце, так гордыня перекрывает связь с Богом.

Почти вся человеческая культура основана на гордости. В Евангелии такой фундамент назван песком:

всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке (Мф. 7, 26).

Очень малая часть явлений человеческой культуры имеют иное основание. Например, церковная культура основана на Христе и фундамент у неё каменный:

Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне (Мф. 7, 24).

Однако всё, что созидается в падшем мире, более или менее, в той или иной мере смешано с гордостью.

Она оскверняет все дела рук человеческих, она возвеличивается перед Творцом, отвращает и отчуждает человека, который в состоянии гордыни не способен уповать на Бога и всю надежду возлагает на "авось", или на созданный им предмет…

В этом заключается грех и пагубная сущность гордыни.

И пророк Исаия говорит, что Господь придёт сокрушить землю для того, чтобы смирить все гордое и высокомерное.

Пророк Исаия (фреска в храме)
Пророк Исаия (фреска в храме)

Господь придёт судить это состояние прелести, которое отвергает Его, как Источника жизни, Небесного Отца, Премудрого Воспитателя и Праведного Судью.

И человек будет судим именно такой мерой наказания, какой в нём присутствует гордыня, то есть, чем больше гордости, тем строже наказание.

Осознавая это, Святая Церковь установила в последовании Таинства Крещения чин отречения от сатаны, в котором священник спрашивает человека вступающего в Новый Завет с Богом:

  • "отрекаешься ли от сатаны и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всея гордыни его?"

и крещаемый должен ответить:

  • "отрекаюся".

Когда этого отречения не происходит, тогда, то состояние гордыни в котором человек находится, оно соединяет его с сатанинским духом, а через этот дух и с самим сатаной.

Душа человека заполняется, как сосуд, диавольским духом и этот дух заражает его разум, волю и чувства, а через такого человека заражается всё его окружение.

Поэтому в чине Таинства Крещения прописано не просто отречение от сатаны, но и отречение от любого служения ему, от всякой гордыни, которая имеет источник в диаволе.

Подлинным отречением от диавола, будет отсечение гордыни.

И это не игра слов и не высокопарные фразы, а реальность того, что только отсечение этой страсти — корня всех грехов, человека делает истинным сыном Божиим. И это сыновство проявляется через определённые дары Святого Духа и приносит плоды, какие мы видим у святых угодников Божиих.  

А наша гордость не даёт возможность действовать в нас Духу Святому дарованного нам в благодати Таинства Крещения.

Поэтому святой апостол Иаков говорит:

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Иак. 4, 6).

Таким образом существование христианина и существование Церкви предопределяет противоборство с гордыней и стяжание смирения. 

Назначение христианина в Церкви — это борьба со страстями и приобретение добродетелей, основная из которых — смирение.

Христианину недопустимо жить, как все… веря, что Бог есть. Он спасается верой, что Христос его личный Спаситель и Бог. Он должен подражать Христу и уподобляться Ему — это прямая обязанность христианина.

Иисус Христос говорит:

научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29).

Господь Бог смирил Себя став Человеком, смирил Себя приняв страдания и смерть на Кресте, и Его смирение превышает все человеческие меры, границы и пределы.

Как такое Его смирение стало возможным? Через что оно проявилось?

Христос, как говорит апостол Павел:

смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Флп. 2, 8).

То есть, главным средством помогающим человеку смириться, является послушание.

Также послушание это главный признак того, что духовные плоды в человеке именно от смирения (а не от лжесмирения). 

А в какой мере мы имеем послушание? Послушны ли мы?

Апостол Павел учил в своих Посланиях, что жить нужно

повинуясь друг другу в страхе Божием. (Еф. 5, 21).

И если люди будут слушаться друг друга, то чудесным образом будет достигнуто единство духа в союзе мира.

Господь был послушен Отцу даже до смерти крестной и далее апостол продолжает:

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Флп. 2, 9-11).

Никто не хочет попасть в ад, все хотят вознестись в Рай. Отмечая праздник Вознесения Господня — мы ожидаем и надеемся, что и нам предстоит вознестись в Царство Божие.

Как Христос воскрес и мы надеемся воскреснуть для жизни вечной.

Но если мы хотим быть сопричастны Христу, то должны быть послушны Ему, как и Он послушен Отцу.

Послушание — это единственная добровольная возможность для смирения, а иначе придётся смиряться через скорби, падения и собственные набитые шишки…

Благодаря послушанию мы можем хоть как-то преуспеть в духовной жизни и преобразиться нравственно.

И в семье, и на работе, и в государстве, и в Церкви — всё будет находится только в том духовном состоянии, в каком люди между собой взаимно ответственны, а ответственность эту выражают через послушание друг другу. От этого зависит, будет гармония или дисгармония…

Это духовный закон.

И в свете Священного Писания открывается истина, что только через послушание становится возможно победить и добровольно смирить в себе гордыню, которой заражён каждый человек на земле, ибо

весь мир лежит во зле. (1Ин. 5, 19).

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.

Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".

Читайте предыдущую статью автора: Эсхатология Исаии: есть ли конфликт между прогрессом и Богом? На кого и на что мы надеемся…