Продолжая разбирать эсхатологические пророчества Исаии, нужно вспомнить, что в предыдущей статье было сказано о том, что человек предпочитает надеяться на свои силы, на свои связи, на научные достижения, технический прогресс, и в критический момент своей жизни полагается на врачей и лекарства, но не на Бога.
По сути современная цивилизация, преклоняющаяся перед гением человеческого ума и творением человеческих рук, ничем не отличается от древних идолопоклонников создавших идолов своими руками, назвав их богами и поклоняющихся им.
Почему так происходит?
Прочитаем ещё раз пророчество Исаии:
Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено, — и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? (Ис. 2, 10-22).
Итак, пророк Исаия говорит, что в основание человеческой жизни заложена гордость. Человеческая природа пропитана гордостью, которую человек изливает в мир, а Бог и гордость — это явления априори несовместимые.
Поэтому от Лица Господа пророк Исаия произносит приговор, что Бог придёт судить мир за гордыню. Господь придёт сокрушить гордыню, так как она восстала против Него и воюет с Ним.
Проблема только в этом.
Гордыня, в чём бы она не выражалась, — это пребывание в непослушании, недоверии, сопротивлении и противодействии Богу.
Такое состояние — есть духовная порча, болезнь, или тромб, который перекрывает кровоток в сердце, так гордыня перекрывает связь с Богом.
Почти вся человеческая культура основана на гордости. В Евангелии такой фундамент назван песком:
всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке (Мф. 7, 26).
Очень малая часть явлений человеческой культуры имеют иное основание. Например, церковная культура основана на Христе и фундамент у неё каменный:
Итак, всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне (Мф. 7, 24).
Однако всё, что созидается в падшем мире, более или менее, в той или иной мере смешано с гордостью.
Она оскверняет все дела рук человеческих, она возвеличивается перед Творцом, отвращает и отчуждает человека, который в состоянии гордыни не способен уповать на Бога и всю надежду возлагает на "авось", или на созданный им предмет…
В этом заключается грех и пагубная сущность гордыни.
И пророк Исаия говорит, что Господь придёт сокрушить землю для того, чтобы смирить все гордое и высокомерное.
Господь придёт судить это состояние прелести, которое отвергает Его, как Источника жизни, Небесного Отца, Премудрого Воспитателя и Праведного Судью.
И человек будет судим именно такой мерой наказания, какой в нём присутствует гордыня, то есть, чем больше гордости, тем строже наказание.
Осознавая это, Святая Церковь установила в последовании Таинства Крещения чин отречения от сатаны, в котором священник спрашивает человека вступающего в Новый Завет с Богом:
- "отрекаешься ли от сатаны и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его, и всея гордыни его?"
и крещаемый должен ответить:
- "отрекаюся".
Когда этого отречения не происходит, тогда, то состояние гордыни в котором человек находится, оно соединяет его с сатанинским духом, а через этот дух и с самим сатаной.
Душа человека заполняется, как сосуд, диавольским духом и этот дух заражает его разум, волю и чувства, а через такого человека заражается всё его окружение.
Поэтому в чине Таинства Крещения прописано не просто отречение от сатаны, но и отречение от любого служения ему, от всякой гордыни, которая имеет источник в диаволе.
Подлинным отречением от диавола, будет отсечение гордыни.
И это не игра слов и не высокопарные фразы, а реальность того, что только отсечение этой страсти — корня всех грехов, человека делает истинным сыном Божиим. И это сыновство проявляется через определённые дары Святого Духа и приносит плоды, какие мы видим у святых угодников Божиих.
А наша гордость не даёт возможность действовать в нас Духу Святому дарованного нам в благодати Таинства Крещения.
Поэтому святой апостол Иаков говорит:
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. (Иак. 4, 6).
Таким образом существование христианина и существование Церкви предопределяет противоборство с гордыней и стяжание смирения.
Назначение христианина в Церкви — это борьба со страстями и приобретение добродетелей, основная из которых — смирение.
Христианину недопустимо жить, как все… веря, что Бог есть. Он спасается верой, что Христос его личный Спаситель и Бог. Он должен подражать Христу и уподобляться Ему — это прямая обязанность христианина.
Иисус Христос говорит:
научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29).
Господь Бог смирил Себя став Человеком, смирил Себя приняв страдания и смерть на Кресте, и Его смирение превышает все человеческие меры, границы и пределы.
Как такое Его смирение стало возможным? Через что оно проявилось?
Христос, как говорит апостол Павел:
смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. (Флп. 2, 8).
То есть, главным средством помогающим человеку смириться, является послушание.
Также послушание это главный признак того, что духовные плоды в человеке именно от смирения (а не от лжесмирения).
А в какой мере мы имеем послушание? Послушны ли мы?
Апостол Павел учил в своих Посланиях, что жить нужно
повинуясь друг другу в страхе Божием. (Еф. 5, 21).
И если люди будут слушаться друг друга, то чудесным образом будет достигнуто единство духа в союзе мира.
Господь был послушен Отцу даже до смерти крестной и далее апостол продолжает:
Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Флп. 2, 9-11).
Никто не хочет попасть в ад, все хотят вознестись в Рай. Отмечая праздник Вознесения Господня — мы ожидаем и надеемся, что и нам предстоит вознестись в Царство Божие.
Как Христос воскрес и мы надеемся воскреснуть для жизни вечной.
Но если мы хотим быть сопричастны Христу, то должны быть послушны Ему, как и Он послушен Отцу.
Послушание — это единственная добровольная возможность для смирения, а иначе придётся смиряться через скорби, падения и собственные набитые шишки…
Благодаря послушанию мы можем хоть как-то преуспеть в духовной жизни и преобразиться нравственно.
И в семье, и на работе, и в государстве, и в Церкви — всё будет находится только в том духовном состоянии, в каком люди между собой взаимно ответственны, а ответственность эту выражают через послушание друг другу. От этого зависит, будет гармония или дисгармония…
Это духовный закон.
И в свете Священного Писания открывается истина, что только через послушание становится возможно победить и добровольно смирить в себе гордыню, которой заражён каждый человек на земле, ибо
весь мир лежит во зле. (1Ин. 5, 19).
Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.
Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".
Читайте предыдущую статью автора: Эсхатология Исаии: есть ли конфликт между прогрессом и Богом? На кого и на что мы надеемся…