Магия его музыки и смелость ее романов – все это плоды любовного союза двух талантливых людей, так непохожих друг на друга: мужественной писательницы-феминистки Жорж Санд и по-детски ранимого композитора Фредерика Шопена.
Их история окутана тайнами и домыслами, им было суждено разлучиться, но даже на смертном одре Шопен думал о ней. Что же кроится за всем этим? Подробности их отношений – в этой статье.
Загадки романа этих двух людей до сих пор пытаются разгадать поклонники их творчества
От рождения до судьбоносной встречи
Фредерик родился в 1810 году в простой семье. Его отец, посвятивший свою жизнь преподаванию, когда-то переселился из Франции в Польшу. Сын и другие дети воспитывались в любви, поэтому все они выросли весьма одаренными личностями.
Маленький Шопен с младенчества воспринимал музыку особенно чутко и уже в 7 лет написал композицию, которую местные газеты признали шедевром. Неудивительно, что через несколько лет он стал признанным гением.
Жорж Санд, а на самом деле Аврора Дюпен (первое имя – литературный псевдоним) появилась на свет в 1804 году в результате неравного брака между аристократом и дочерью птицелова. Бабушка будущей писательницы так и не приняла невестку в дом. Аврора находилась постоянно между двух огней. А после смерти отца свекровь и вовсе забрала внучку жить к себе. И как бы ни было тяжело на сердце у матери, она не возражала, обеспечив ей таким образом хорошее воспитание и наследство.
Маленькая Аврора
Разлука со столь близким ей человеком не могла не сказаться на ребенке. Тоска по маме с возрастом переросла в бунты. Чтобы как-то усмирить внучку, графиня отдает ее на воспитание в монастырь. Раненная душа Авроры со всем усердием погрузилась в духовную жизнь. Вскоре в ней стало зреть желание быть монахиней, но и тут бабушка вмешалась в ее судьбу, решив выдать ее замуж.
Еe брак не увенчался успехом, несмотря на то, что в семье родилось двое детей.
Дети писательницы: Морис и Соланж Дюдеван
Не находя любви в объятиях мужа, Аврора сменила несколько любовников. Она понимала, что так не может продолжаться и, бросив все, уехала от супруга в Париж. Чтобы как-то обеспечить свою жизнь, она занялась литературным творчеством, что и стало ее призванием.
Псевдоним «Жорж Санд» появился на свет после любовных отношений с Жюлем Сандо. Именно под этим именем она и прославилась на всю Францию.
Встретил по одежке
Детство без матери и несчастливый брак закалили Жорж. Она не признавала общественные нормы, что отразилось и на ее внешнем виде: всегда в мужском костюме и с сигарой в зубах. Именно такой она и предстала перед Шопеном в день их первой встречи. Случилось это на одном из светских приемов.
Санд сразу прониклась к музыкальному гению теплыми чувствами, что нельзя сказать о нем. Он был шокирован ее внешним видом и даже усомнился, что под мужским сюртуком может скрываться женщина.
Втайне от всех
Череда совместных встреч открыла композитору тонкую творческую натуру Жорж. Кроме того, в ней он увидел силу, к которой так стремилась его ранимая душа.
Они держали свой роман в секрете, ведь французское общество не погнушалось бы посплетничать о любовной интриге скандально известной своими ухажерами писательнице с гением моложе ее на несколько лет. Но их отношения становились все крепче и серьезнее, дальше скрывать было невозможно.
Совместная жизнь
Они перебрались жить в поместье, доставшееся Жорж от бабушки. Там писательница создавала романы под звуки фортепиано, на котором композитор оттачивал свои гениальные вальсы. Окруженные природой, запахом роз, пением птиц и вдохновленные друг другом они в этот период создали множество шедевров.
Фредерик и Жорж в один из творческих вечеров
До сих пор остается загадкой, как вспыльчивая и эпатажная Санд уживалась с робким, но в то же время капризным Шопеном.
Гостями их дома были Гейне, Бальзак, Лист, Делакруа и Берлиоз.
Испытание болезнью
Туберкулез подкосил здоровье музыкального гения, и пара перебралась на время в Испанию, чтобы местный целительный климат излечил его. Но болезнь не отступала. Санд ни на минуту не отходила от его постели.
Женщина часто называла своего любимого ее третьим ребенком и признавалась, что испытывала к нему материнские чувства.
Узнав о чахотке, хозяин квартиры, которую они снимали, потребовал немедленно освободить апартаменты. Не найдя другого убежища, они приютились в одном из монастырей. Но больному становилось хуже, и было решено вернуться домой.
Ни один капитан не хотел брать их на борт из-за болезни мужчины. В итоге им удалось попасть на корабль, на котором они добрались до Франции в каюте по соседству со свинарником.
Дети против
Но и дома пара не находит покоя. Дети Жорж не скрывают своего неодобрения к выбору матери. Кроме того, на нее сваливается ответственность за всю семью – больной Фредерик не способен помогать ей. Его частые капризы становятся причинами скандалов в доме. В итоге их союз рушится, и Шопен покидает Санд навсегда.
Даже после разлуки дочь писательницы продолжает портить добрые отношения между гениями. Она не раз писала композитору о новых ухажерах матери, многие из которых были ей выдуманы. Существует мнение, что юная Соланж была тайно влюблена в него.
На смертном одре
После расставания бывшие возлюбленные встретятся еще один раз. Жорж, в которой до сих пор теплилась надежда на его возвращение, подойдет к когда-то родному для нее человеку. Но он, не приняв ее жеста, отвернется и уйдет.
Можно было бы подумать, что былые чувства охладели в Шопене, если бы не его слова перед самой смертью: «Она обещала мне, что я умру в ее объятиях».