Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

О потных "волках Дёница" и вообще жаре в отсеках подводных лодок того времени

Der Tiefenruderganger - рулевой носовых горизонтальных рулей U-604, немецкой подводной лодки серии VIIC:

Ясно, что ни о каком кондиционировании воздуха речь не идёт, да и о холодильных камерах на этом проекте я ничего не накопал. Другой снимок сделан в торпедном отсеке подлодки  «U-107». Июнь 1941 г.

-2

Тела лоснятся от пота. Посмотрим-ка, где лодка могла находиться в этот момент. Вышла в поход 29 марта 1941 года, вернулась 2 июля. Если посмотреть на её маршрут и почитать описание этого патруля, то он был весьма успешным - 14 потопленных судов

-3

Последнее - 13 июня в точке N, после этого лодка по прямой отправилась на базу в Лориан. Это была лодка серии IXB, на них-то РЕФ-камеры точно были, но о кондиционировании воздуха речи конечно не шло.

Можно предположить, что снимок сделан в надводном положении, поскольку носовой торпедный отсек, в подводном положении лодки омываемый холодной водой глубины, является самым прохладным. А вот если корпус жарится лучами тропического солнца, то там не забалуешь, и вдувная вентиляция, гонящая внутрь воздух температурой градусов 35 в этом случае мало чем поможет, ну, разве что вони в отсеках будет поменьше.

Так-то после погружения самая "теплынь" в дизельном отсеке, пока дизеля не остынут, а потом первенство берёт отсек с гребными электродвигателями.

А вообще, немцы при повышенной температуре не стеснялись щеголять практически неглиже, а что тут такого?

-4

Но, с другой стороны, немецкие конструкторы видимо не предполагали, что их детища будут шнырять в тропических водах.

Итальянцы в этом плане проявили бо́льшую заботу об экипажах. Они изначально понимали, что их лодки будут применяться в местах, как говорится - с влажным и жарким климатом.

Возьмём хотя бы похожую по размерам на немецкую "семёрку" лодку "Макалле"

-5

Вошла в строй в марте 1937 года и на ней уже была система кондиционирования, которая её вскоре и погубила. В июне 1940 года в Красном море началась утечка хладагента, хлористого метила. Люди стали понемногу дуреть, решили, что пищевое отравление, но газ продолжал поступать в воздух отсеков и кончилось тем, что кто-то впал в бредовое состояние, кто-то вообще отключился, а лодка села на камни.

В итоге лодка погибла, подводники превратились в Робинзонов на каменной плеши под палящим солнцем, но к счастью, были спасены другой лодкой.

А так-то всё нормально у них было с прохладой.

Американцы впервые установили систему кондиционирования на лодках типа "Гато", головная вошла в строй 31 декабря 1941 года (Ну, прямо как у нас - кровь из носу закрыть годовой план, а то премий не видать :)

-6

Вот как описывают янки свои достижения в этом плане:

Лодки этого класса были оснащены многочисленными удобствами для комфорта экипажа, включая кондиционер, холодильную камеру для хранения продуктов, достаточное оборудование для дистилляции пресной воды, стиральные машины и койки почти для каждого члена экипажа. Это была роскошь, о которой практически не слышали в других флотах.

Проектировщики считали, что это необходимо для здоровья и эффективности команды, когда экипаж из 60–80 человек должен был провести 75-дневное патрулирование в теплых водах Тихого океана.

В частности, кондиционирование воздуха имело весьма практическое применение, помимо комфорта. Когда подводная лодка остается под водой в течение длительного периода времени, тепло, выделяемое недавно остановленными двигателями, электроникой и обогревателями, приводит к быстрому повышению внутренней температуры выше 100 °F (38 °C). Высокая влажность, создаваемая тропическими морями, быстро конденсируется и вода начинает капать внутрь оборудования, что в конечном итоге приводит к замыканию электропроводки и возгоранию. Поскольку кондиционеры в первую очередь действуют как осушители, эта проблема практически устраняется, а механическая и электрическая надежность значительно повышается. Это оказалось ключевым фактором успеха этих лодок во время Второй мировой войны.

Наклепали этих лодок и их младших сестёр типа "Балао" более трёхсот штук.

Но американец заливает, когда говорит, что на других флотах о таковском не слыхали. Помимо итальянцев, холодильные камеры, а в некоторых случаях и частичное кондиционирование воздуха было также и на японских подлодках. Они вообще отличались крупными размерами, так почему бы и нет?

Японцы создали фреон в качестве хладагента задолго до войны, фирма Daikin оборудовала кондиционерами пассажирский поезд ещё в 1936 году, а в 1938 стала поставлять свои рефрижераторы «Мифуджиратор» для подводных лодок императорского флота

-7

В первую очередь для кондиционирования и вентиляции аккумуляторных ям. Подводные авиаразведчики проекта S37 на второй палубе отсека ЦП имели выгородку с двумя каскадными холодильными установками (углекислотная компрессорная всё того же Daikin ), холодопроизводительность одной 25 тыс. ккал. На сериях военного времени S37B и S37C с 1941 г. холодильные установки фреоновые той же производительности (25 тыс. ккал). В частности, лодка I-15

-8

а также I-40, I-54 и другие

-9
-10

Охлаждённый воздух подавался также в артиллерийский погреб и жилые помещения. Кроме того, в жилых помещениях стояли электрические вентиляторы, а в офицерских отсеках – ещё и дополнительные электрические холодильники для продуктов.

В основном я редко встречал снимки японских подводников военного времени. Вот несколько, но уверен, что все они постановочные в отличие от немецких. Обнажённый на них только один:

-11

А так-то всё благопристойно, но может, и сделаны они в более прохладных районах океана:

-12

А от этого прямо пахнуло родной черноморской "Гальюн Таймс", где обязательно должен присутствовать военный с микрофоном у рта:

-13

Вот, кстати, отвлекитесь от технических подробностей и вспомните молодые годы. Там Дзен комментарии отключил, ну что поделаешь...

..................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала: