Найти в Дзене
Шагающий экскаватор

Клиффорд Саймак, «Вся плоть — трава»

Страниц: 300

Оценка: 7/10

Первое издание: 1965 г.

Увлекательность: 6/10

Прописанность героев: 7/10

Сюжет: 6/10

Глубина: 9/10

Эмоции: 6/10

Идея: 8/10

Всей душой люблю творчество Клиффорда Саймака: впервые я с ним познакомилась много лет назад, открыв для себя «Пересадочную станцию». Поэтому увидев этот роман, я была уверена, что тоже буду в восторге. Но в этот раз меня постигло разочарование. 

Роман повествует о маленьком городке Милвилле, в котором особо делать нечего. Главный герой Брэд Картер — вполне обычный человек, у которого жизнь не особо клеится: его адвокатская практика ничего не приносит, он должен арендодателю. 

И вот однажды в день, который до этого ничем не отличался от предыдущих, Брэд Картер едет на встречу с приятелем, но машина утыкается в невидимую преграду. Так горожане узнают, что Милвилл оказался под невидимым куполом. А затем Брэд Картер узнаёт о том, что лиловые цветы, принесённые однажды его отцом из леса, — совсем непростые. Они говорят с Картером, рассказывают о своих планах перемещаться по альтернативным версиям Земли, а также показывают свои возможности превращаться практически во что угодно. 

Писатель размышляет о страхе людей перед неизвестным, противопоставляя при этом правительство и простых людей. Роман написан в очень напряжённый период Холодной войны, через три года после Карибского кризиса. Поэтому Саймак размышляет о возможности ядерного разоружения и показывает, как может отразиться на всех страх людей, обладающих властью и ядерным оружием. В книге перед человечеством открывается возможность ядерного разоружения с помощью этих загадочных лиловых цветов, которые и не цветы вовсе: но если обычные люди с радостью воспринимают такое предложение, то министры видят в этом подвох, воображают ситуацию, при которой у кого-то всё же останется оружие, а у них — нет. В общем, ядерное сдерживание наоборот. 

И несмотря на такую интересную тему и важные вопросы, которые были особенно актуальны во времена, когда Клиффорд Саймак писал эту книгу, читать было скучно. Сюжет медленный, тягучий, у главного героя нет конкретной цели, к которой он по стандартной логике построения повествования должен прийти. Из-за этого чтение не приносит большого удовольствия. 

В общем, роман вышел неоднозначный. Идеи, заложенные в нём, интересны, но вот сюжет, выстроенный вокруг них — нет.