Предвкушение премьеры!.. Для заядлого театрала это сладостное волнение чаще даже важнее, чем сам спектакль.
Считаешь дни, часы, минуты... И вот уже третий звонок. Выходят актёры. И... Что — и? Зрелище, скорее всего, не оправдает наши ожидания не то, что на 100 процентов, а даже на 50!
Но разочарование накроет после, а пока можно вдоволь мечтать и питать иллюзии, гадать на кофейной гуще и делать ставки, надеяться, что на этот раз обязательно произойдёт нечто из ряда вон выходящее. И гнать прочь мысль, что в конце сезона, подводя итоги, разведешь руками: «Ах, худо, друг мой, очень худо! / Мы все надеялись на чудо, / А чуда что-то нет покуда, / А чуда не произошло».
Но будем оставаться восторженными оптимистами и молиться Дионису, богу страстей и театра, а заодно Мельпомене, Талии, Эвтерпе и прочим музам.
Впрочем, лирическое отступление затянулось. Перехожу к фактам. Театры выходят из отпуска и озвучивают планы на новый сезон. И хотя на момент написания этих строк не объявили ещё о грядущих премьерах столичные тяжеловесы вроде МХТ им. Чехова, Вахтанговского театра и Театра Наций, картина уже более-менее вырисовывается. В силу известных причин (из страны уехали несколько ведущих режиссёров) труба окажется пониже, а дым пожиже, чем прежде. Но есть и хорошие новости.
Один из старейших, любимых и стабильных театров — Российский молодёжный (РАМТ) на днях обрёл главного режиссера (или как теперь модно говорить — режиссёрку). Этот пост заняла 62-летняя Марина Брусникина, опытнейшая театральная деятельница.
Многолетний худрук РАМТа 82-летний Алексей Бородин думает о будущем своего театра, о том, кто придёт ему на смену.
До этого, в 2018 году, Алексей Владимирович уже приглашал главрежем (читай: наследником) 36-летнего Егора Перегудова, тот пришёл, но через три сезона Егору сделали предложение, от которого тот не смог отказаться — возглавить Театр им. Маяковского.
Брусникина — отличное кадровое решение для РАМТа (другой вопрос: возможно ли в принципе иметь в театре двух творческих лидеров, но тут не наше собачье дело).
Пока непонятно, останется ли Марина Станиславовна во главе другого театра — маленькой, но удаленькой «Практики», которой руководит шестой год. При нынешнем дефиците на режиссёров и менеджеров, точнее, на строителей театра, и при брусникинских амбициях это не исключено.
Так вот вместе с новым назначением которое, будем честны, не сильно-то волнует рядового зрителя, РАМТ озвучил чем же будет удивлять.
И документальный спектакль Марины Брусникиной станет первой премьерой. Он называется «Здесь дом стоял». Как я понимаю, это будет вербатим, то есть пьеса, созданная драматургом Андреем Стадниковым на основе реальных рассказов. Актеры старшего поколения сыграют самих себя и расскажут о своём доме, о любимых вещах. Площадку, на которой они будут играть, превратят в многокомнатную квартиру.
Надо сказать, что в РАМТе любят экспериментировать с пространством. Вписать спектакль здесь могут куда угодно: зрители сидят и на сцене, и под сценой, и на парадной лестнице, и бродят по закулисью.
Вторая премьера как раз будет тому примером: постановку Андрея Рыклина «Сердце Запада» по рассказам О. Генри планируют играть на улице — в Театральном дворе, где устроят ковбойское кабаре. Надеюсь, дождь не сорвёт планы, а то одно подобное зрелище здесь, популярный спектакль про бездомного кота «Дни Савелия», я смотрел в дождевике, поеживаясь от холода...
В Молодёжном театре давно полюбили инсценировать сильную прозу. В новом сезоне на сцену перенесут, в частности, знаменитый роман Ивана Шмелева «Лето Господне» и одну из лучших современных сказок про людей и животных — «Томасину» американца Пола Гэллико.
Ну и самое интригующее — это будущая работа самого худрука. Алексей Бородин выбрал пьесу одного их последних крупных авторов Серебряного века Бориса Зайцева «Усадьба Ланиных» (1911). Текст про разоренное дворянское гнездо написан в чеховской традиции, однако отличается самобытностью и полон светлого лиризма.
Впервые эту пьесу поставил со студентами своей студии Евгений Вахтангов, это был его режиссерский дебют (современники пишут, что спектакль решительно провалился). После «Усадьбу Ланиных» с успехом играли в Театре Корша. Ну а после революции, в 1922 году, Зайцев эмигрировал, и о постановке его произведений в СССР и речи не шло. Интересно, как получится в РАМТе...
ВЛАД ВАСЮХИН для портала Альтерлит