Найти тему
Порцелиновый фан

Кузнецовский фарфор. Рига. 1918-1941.

Эта статья посвящена, как следует из названия, работе кузнецовского предприятия в совершенно новых условиях - когда завод оказался в немецкой оккупации, а затем вдруг и Рига оказалась не в России, а в какой-то новой "независимой" европейской стране, у которой до окончания Первой Мировой войны никогда в истории не было собственной государственности (Европа ж!).

После Февральской революции в России остзейские немцы, древние насельники Прибалтики, представленные, в основном, дворянством, недовольные возможными буржуазными преобразованиями, под эгидой оккупационных германских войск и условий Брест-Литовского мира, создали признанное лишь Германией (королевством Пруссией) и входящее с ней в Унию т.н. Балтийское герцогство (на территории совр. Эстонии и Латвии (без восточной её части - Латгалии). Однако сразу после капитуляции Германии 5-11 ноября 1918-го года в Прибалтике вновь обострилась борьба за власть. Немецкие части уходят. Отряды Красной Армии и красных латышских стрелков занимают почти всю территорию нынешней Латвии (кроме порта Лиепая), затем немецкие добровольческие отряды и белогвардейские части берут Ригу под свой контроль, наконец немецкая добровольческая Железная дивизия терпит поражение от объединённых эстонско-латышских войск. Погрязшее как в Гражданской войне, так и в войнах с новыми квазигосударствами, образованными на осколках Российской империи и желавшими прихватить для себя как можно больше территории, Советское правительство в конце 1919-го года вышло на переговоры с латышами о признании Латвийской республики. В начале 1920-го года объединённые польско-латышские войска, поддержанные странами Антанты, заняли Латгалию. Красные части вынуждены были отступить. Строчки духоподъёмной песни, сочинённой в том же 1920-м году Самуилом Покрассом и Павлом Горинштейном "...и от тайги до британский морей Красная Армия всех сильней...", как видим, не соответствовали действительности, и являлись чистой пропагандой для населения. Активные переговоры проходили в Москве с апреля 1920-го года, в результате чего Советское правительство признало независимость Латвии (чего до того не сделали ни страны Антанты, ни тем более представители белого движения). Таким образом де-юре Россия потеряла огромные прибрежные территории Балтийского моря, за выход и закрепление на которых вела многочисленные войны в течении веков! Объяснение простое - как нынешняя правящая камарилья 30 лет стремилась слиться в экстазе с Западной цивилизацией, и ради этого соития шла на любые уступки, пока мы не пришли к современному положению России в мире, когда официально в Европе выписан орден на арест Президента России, но Россия даже не разрывает дипотношений с этими странами, ожидая, что всё "как-то само собой рассосётся", так и главные большевики времён Гражданской войны, по большей частью люди нерусские, часто - бывшие граждане иных государств, увлечённые идеей Мировой революции, легко ради сиюминутных выгод ломали и отдавали территории страны хоть кому, да ещё и приплачивали. Например, по данному мирному договору Советская Россия выплатила Латвийской республике 4 млн рублей (3 096,9 кг) золотом! Ну а до того РСФСР выплатила огромные репарации Германии, а после того - ещё и Польше (практически - контрибуцию) "30 млн золотых рублей за вклад Царства Польского в хозяйственную жизнь Российской империи" (при этом Польская Республика освобождалась от ответственности за долги и иные обязательства перед бывшей Российской империей).

Как всегда бывает при образовании новых государств, самый простой путь сплочения общества - это размежевание по типу "мы" и "они". Проще всего такое размежевание делать по национальному признаку (что можно наблюдать и сегодня - в республиках бывшего СССР, где все "хорошие" - местные националисты, а все "плохие" - русские или русскоязычные). Однако в независимой Латвии в разряд "они" ("плохие") прежде всего попали бывшие притеснители - остзейские немцы, затем евреи, занявшие многочисленные ниши в науке, культуре и финансовой сфере, а уже затем - русские, которых местное население в целом воспринимало лояльно.

Поскольку Рижский завод "Т-ва М.С. Кузнецова" оказался единственным из всех предприятий Товарищества, который не был национализирован, он оказался "магнитом" практически для всех семей потомков Матвея Сидоровича. Среди латышей он не считался ценным объектом: работали там русские старообрядцы, большую прибыль предприятие в принципе давать не могло по многим причинам, и прежде всего - из-за падения спроса. Кроме того, в период Первой Мировой войны из-за опасности сдачи Риги германским войскам, с предприятия в глубь России было вывезено всё самое современное, представляющее хоть какую-то ценность оборудование, поэтому прибыли Кузнецовы в Ригу фактически на пепелище.

На общей фотографии нет Александра Матвеевича Кузнецова. Но зато он с супругой есть на отдельной фотографии от 1932-го года.

Александр Матвеевич Кузнецов (1870-1937) с супругой. Рига, 1932. А.М. Кузнецов окончил Московскую практическую академию коммерческих наук (1890), курировал предприятия товарищества в Харьковской губ., руководил его торговыми представительствами в Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и Одессе, чл. правления Рос. общества купцов, фабрикантов и заводчиков для содействия развитию торговых сношений и оборотов, член-учредитель МСОРК (Московская старообрядческая община Рогожского кладбища, 1907). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Александр Матвеевич Кузнецов (1870-1937) с супругой. Рига, 1932. А.М. Кузнецов окончил Московскую практическую академию коммерческих наук (1890), курировал предприятия товарищества в Харьковской губ., руководил его торговыми представительствами в Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и Одессе, чл. правления Рос. общества купцов, фабрикантов и заводчиков для содействия развитию торговых сношений и оборотов, член-учредитель МСОРК (Московская старообрядческая община Рогожского кладбища, 1907). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Завод возобновил производство 1 октября 1920-го года, использовав чудом сохранившуюся в подвалах фарфоровую массу. Считается, что Михаил Матвеевич, бывший руководитель завода, удачно продал коллекцию фарфора, и на вырученные деньги... Или же это позднейшие сказания, но в любом случае деньги на возрождение предприятия у семьи нашлись. "Т-во М.С. Кузнецова" по новым законам Латвии в 1922-м году пришлось перерегистрировать как АО "М.С. Кузнецов". Директором выбрали Николая Матвеевича, коммерческим директором поставили Георгия Матвеевича, должность руководителя цеха фарфоровой массы занял Сергей Матвеевич. Георгий Александрович исполнял административные функции, Матвей Николаевич отвечал за химию производства, а Александр Михайлович стал старшим технологом.

Вид Рижского кузнецовского завода. Рига, 1920-е-1930-е гг. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Вид Рижского кузнецовского завода. Рига, 1920-е-1930-е гг. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Совместное фото  (одной из смен?) рабочих завода. 1920-е гг. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Совместное фото (одной из смен?) рабочих завода. 1920-е гг. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Очевидно, выпускная фотография церковно-приходской школы для девочек при заводе "М.С. Кузнецов" в Риге времени независимой Латвии. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Очевидно, выпускная фотография церковно-приходской школы для девочек при заводе "М.С. Кузнецов" в Риге времени независимой Латвии. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Те из Кузнецовых, кто остался в Советской России, были подвергнуты репрессиям из-за своего социального происхождения. В Москве были арестованы Георгий Матвеевич и его племянник, сын его брата Александра - Николай (Ника). Причём Нику арестовали в 1923-м году прямо у посольства республики Латвия, куда он зашёл за письмом от отца. Его заподозрили в шпионаже в пользу Латвии (Бдительность прежде всего!) и отправили (с семьёй) в ссылку в Тобольск, где в 1924-м году родилась его дочь Марина. Только в 1925-м году его освободили, и семья получила разрешение на выезд в Латвию.

Ника (1900-1943) с женой Софией, дочерью жены Натой (Натальей) и их общей дочерью Мариной на Рижском взморье, "...где воздух свеж, где бродит ветер твоих надежд..." 1927. Наталья устроится художником в цех росписи завода, в 1940-м выйдет замуж за бухгалтера завода Афанасия Тримайлова (видимо, смена фамилии - Ника её удочерил и дал фамилию Кузнецова - спасла её тогда от "спецпоселений"). Фото взято из свободного доступа в интернете.
Ника (1900-1943) с женой Софией, дочерью жены Натой (Натальей) и их общей дочерью Мариной на Рижском взморье, "...где воздух свеж, где бродит ветер твоих надежд..." 1927. Наталья устроится художником в цех росписи завода, в 1940-м выйдет замуж за бухгалтера завода Афанасия Тримайлова (видимо, смена фамилии - Ника её удочерил и дал фамилию Кузнецова - спасла её тогда от "спецпоселений"). Фото взято из свободного доступа в интернете.

Как всегда бывает в условиях, когда у собственников руки откуда надо растут, и производство нацелено на выпуск конечной продукции сложной переработки, а не на тупую продажу сырья или примитивных полуфабрикатов, чтобы потом с невероятным цинизмом и пафосом ими же разорённую страну называть сырьевой "энергетической сверхдержавой", Кузнецовы сырьё не добывали, а импортировали: каолин из Германии и Чехословакии, шамот, деколи и золото - из Германии, керамические краски - из Франции, полевой шпат - из Швейцарии и Швеции. А вот полученную из сырья конечную продукцию - фарфоровые и фаянсовые изделия - продавали по всему миру.

Завод тяжело пережил мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Не менее сложной проблемой стали растущие как на дрожжах националистические и даже нацистские тенденции в политике Латвии с известным и доныне лозунгом "Латвия для латышей!" и нахлобучивание обывателей россказнями про "божественную миссию латышского народа" и прямое происхождение латышей от древних ариев. Аборигенам нравилось. И конечно, без вышиванки со свастикой в таких случаях просто нельзя обойтись!

И случилось то, к чему страна двигалась ударными темпами: 15 мая 1934-го года в Латвии произошёл тоталитарный переворот. Глава правительства Латвии Карлис Улманис распустил парламент и запретил все политические партии. Его стали называть "вождём латышского народа". Если посмотреть на маркировку Рижского завода того периода, то все надписи идут не просто на латинице, но именно на латышском - не потому что так решили на предприятии, а потому что так приказали.

В 1937-м году вся большая семья Кузнецовых торжественно отмечала 125-летие кузнецовского керамического производства, начало которого Кузнецовы определили 1812-м годом. К дате создаются новые образцы продукции...

Далее в галереях ниже представлены примеры столовых сервизов Рижского завода "М.С. Кузнецов" 1930-х гг.

Поскольку выхода на традиционный русский рынок у предприятия в Риге в 1930-е годы не было, пришлось переориентироваться на вкусы местной публики. Для этого к руководству предприятия необходимо было подключить местные национальные кадры. Такой "кадр" нашёлся. Звали его Мартинш Калниньш (по-другому, Мартин Калнынь, на общем фото - второй ряд снизу, первый слева). Он долгое время руководил химическим отделом завода. Его поставили директором. Считается, что он привлёк к сотрудничеству с предприятием художников Яниса Кугу, Романа Суту (главный художник завода), Юлия Мадерниекса, Вилиса Васариньша и Герберта Манголда. Первоначально сотрудничать именно с заводом М.С. Кузнецова у них желания не было. Но видя восторги европейской публики от тарелок ГФЗ, расписанных в конструктивистской стилистике, некоторые молодые латышские художники заразились созданием фактических картин на керамике (фарфоре). Так в 1920-е годы Романом Сутой, его супругой Александрой Бельцовой и плакатистом Сигизмундом Видбергом была создана мастерская по росписи фарфоровых изделий "Балтарс". Как и на ГФЗ, в "Балтарсе" в 1924-1929 гг. расписывали фарфор в надглазурной технике - более простой в технологическом плане. По большому счёту им было всё равно какие тарелки и блюда расписывать, но под рукой всегда были кузнецовские. И вот что из этого рискованного предприятия вышло... По эстетике - в целом, это был КОНСТРУКТИВИЗМ стадии УРБАНИЗМА.

У каждого из этих художников сложилась своя судьба.

Янис Куга (1978-1969) сбежал вместе с немцами в Германию в 1940-е, затем переместился в Канаду, и умер в Торонто в 1969-м году. Роман Сута (1896-1944) на кузнецовском Рижском заводе стал главным художником. В 1941-м уехал в эвакуацию в Грузию, где работал художником-постановщиком на студии Грузия-фильм. Очевидно, случилась некая конфликтная ситуация, которая завершилась не в пользу "пришельца" - в 1943-м году Сута был арестован по нелепому обвинению, а в 1944-м расстрелян. Юлий Мадерниекс (1870-1955) "дорос" до Заслуженного деятеля искусств Латвийской ССР (1945) и умер в своём доме (квартире?) в Риге в 1955-м году в возрасте 85-и лет. Вилис Васариньш (1906-1945, нет фото) остался в Риге в период оккупации 1941-1945 гг., в 1944-м был призван в Латышский легион ваффен-СС, и в марте 1945-го погиб в боях с Красной Армией в Курляндском котле. Герберт Манголд (1901-1978, нет фото) накануне ВОВ был арестован. По-видимому, сказалось его офицерское звание и служба в латвийской армии. Он был выслан в Норильск, и только в 1968-м смог вернуться в Ригу.

К концу 1930-х годов старое поколение собственников (Матвеевичи) поумирало. Остался один Георгий Матвеевич. Это обстоятельство, конечно, осложнило управление предприятием.

1930-е. Стенд с изделиями Рижского (кузнецовского) фарфоро-фаянсового завода. Фото взято из свободного доступа в интернете.
1930-е. Стенд с изделиями Рижского (кузнецовского) фарфоро-фаянсового завода. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Кофейный сервиз с клеймом 1937-го года. Из личной коллекции А. Пендана. "Носы клоунов" и здесь присутствуют. Фото взято из свободного доступа в интернете.
Кофейный сервиз с клеймом 1937-го года. Из личной коллекции А. Пендана. "Носы клоунов" и здесь присутствуют. Фото взято из свободного доступа в интернете.

Лето 1940-го года... Ввод частей Красной Армии на территорию Прибалтийских стран, присоединение республик Прибалтики к СССР изменило всё. Кузнецовский завод был мгновенно национализирован. Кузнецовы, как буржуазные элементы, подлежали высылке с семьями. Приходили ночами, на сборы давали три часа.

Георгий Матвеевич Кузнецов, старший из семьи, коммерческий директор АО "М.С. Кузнецов", вместе с Ники (Николаем Александровичем) и  другим племянником, Николаем Николаевичем (?) попал в лагерь Соликамска ("Усольлаг"). Георгий Матвеевич и Николай Николаевич (?) погибли в 1942 году от истощения. Нику выпустили умирать (по "актировке") к родным (жене и детям) в 1943-м году (те тоже не в Москве жили, а на "спецпоселении" в Нарыме). В декабре 1943-го года он умер от последствий болезней, связанных с общим истощением организма. Супруга Георгия Матвеевича Мария Ивановна жила на "спецпоселении" в Томской области, умерла в ссылке в 1954-м году. В следующей галерее - копии фото листов из "Личного дела" Кузнецова Георгия Александровича", 1897-го г.р., арестованного в октябре 1940-го года.

Все эти необъяснимые по жестокости репрессии в отношении членов большой славной семьи привели к тому, что те Кузнецовы, что не были репрессированы до Войны, и остались в Риге во время оккупации, не рискнули испытывать судьбу который раз, и с отступлением немецких войск потянулись на Запад. Сейчас осколки Кузнецовых раскиданы по всему миру.

Одновременно с трагическими событиями, которые затронули семью Кузнецовых, происходили и иные события, в целом благотворно повлиявшие на производство. Директором национализированного предприятия назначили Георгия Георгиевича Круглова, выпускника Латвийской Академии Художеств, с 1932-го года работавшего на заводе химиком и технологом. Наверняка помощь оказал и новый собственник - государство. И - О, чудо! - менее чем за год было проведено техническое перевооружение предприятия, установлены новые горны, благодаря чему уже к февралю 1941-го года национализированная "Рижская фарфорово-фаянсовая фабрика" выходит по выпуску посуды ("план по валу") на уровень 1914-го года. В дальнейшем Г.Г. Круглов возглавил Мастерскую керамики Латвийской академии художеств, избран профессором (в 1961-м году), скончался в Риге в январе 1984-го года.

До тех работников администрации предприятия, которых миновала кампания арестов и высылок, до них длинные руки "добрых органов" добрались на следующий день Войны, 23-го июня 1941-го года. В этот день были арестована если не вся "головка" предприятия, то те, что работали ещё "при старом режиме". Точно известно, что среди арестованных был один из внуков М.С. Кузнецова Матвей Николаевич, и работник завода Пётр Долгов. Так случилось, что оба они в разное время были мужьями родной сестры Ники Елены Александровны Долговой. Их арестовали прямо на заводе. Якобы как диверсантов. Зачем устраивать диверсию на бывшем своём семейном предприятии? Нет, такими вопросами "органы" не задавались. В этой "мутной воде" первых дней военной неразберихи кому-то просто захотелось отличиться и продвинуться по службе. Но события менялись с калейдоскопической быстротой. Части Красной Армии отступали столь стремительно, что немцы через несколько дней оказались на берегу Даугавы. Как это часто бывало в начале Войны, арестованных не посчитали нужным эвакуировать - все они были расстреляны во дворе Центральной тюрьмы 27 июня 1941-го года. А 1 июля немецко-фашистские войска вошли в город.

Во время оккупации завод продолжал работать. В качестве работников привлекались и пленные красноармейцы, которые за работу не получали ничего, кроме пайка. Например, известно, что, будучи в плену, на бывшем кузнецовском Рижском заводе работал и такой корифей (я бы сказал - гений) росписи по фарфору, как Алексей Викторович Воробьёвский. О его судьбе и творческом наследии можно прочитать также на канале "Порцелиновый фан" здесь https://dzen.ru/a/Y8q7m28CXhsLXmlZ .

Благодарю всех, кто дочитал. Всех, кому интересен фарфор. Не как материал, не как, собственно, посуда, не как статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Читайте, узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой, желаете подискутировать или оставить отзыв - подписывайтесь. Помощь каналу - карта Сбера 5469 3800 2742 6328.

P.S. Не забываем подписываться на группу "Порцелиновый фан" ВКонтакте https://vk.com/club221912172 .