Найти тему
Живая Средняя Азия

Как Сталин относился к узбекам?

В большинстве современных стран, которые возникли после распада СССР, отношение к советской эпохе очень неровное. При этом, правление Сталина по праву считается ее апогеем - временем борьбы и тяжелых свершений. Поэтому вряд ли найдется человек, который бы говорил о нем с равнодушием.

Конечно, о Виссарионыче все высказываются очень эмоционально - чем он сам на том свете, наверное, очень доволен. А что можно сказать о его отношении к некоторым из крупнейших народов страны советов? Что думал вождь об узбеках?

Если воздерживаться от лишних эмоций и судить только по реальным фактам, можно сказать, что современный Узбекистан больше всех выиграл от своего нахождения в составе СССР. Самое главное, что в связи с этим нужно заметить: ни такого государства, ни такого народа до 1924-го года не было.

До русского завоевания в Средней Азии существовало три страны , каждой из которых управляли узбекские династии: Бухарский эмират, Хивинское и Кокандское ханства. Узбекскими они были в том плане, что каждую из этих стран основали кочевые узбеки, говорящие на кипчакском языке выходцы из Золотой Орды. Никакого отношения к местным жителям они не имели, ведь те говорили на чагатайском (карлукском) тюркском наречии.

-2

В процессе коренизации и территориального размежевания в Средней Азии было образовано пять новых республик, в каждой из которых преобладала та или иная группа со своим уникальным языком и культурой. Со всеми остальными было понятно: туркмены - кочевники, говорят на огузском языке; казахи и киргизы - тоже кочевники, говорят на разных диалектах кипчакского, но исторически были отдельными народами; таджики - древнейший оседлый народ региона, у них собственный иранский язык.

Каждый получил собственную ССР, но с узбеками ничего не было понятно. Язык, вроде бы, похожий, но общего самосознания и названия у жителей разных городов нет. Зато весьма похож образ жизни. Можно было сильно "пощипать" территорию современного Узбекистана, и существенную ее часть отдать соседним народам. Но территориальные вопросы очень часто решались в пользу узбеков.

Чтобы они почувствовали себя едиными, был создан старательно насаждаемый литературный язык, а в качестве общего имени приняли название 16-го века, которое ранее в отношение жителей оседлой Средней Азии не использовалось.

-3

При этом, Бухару и Самарканд хотели себе таджики; за Ташкент боролась казахская интеллигенция; Хорезм, т.е., Хивинское ханство, можно было отдать этнически близким туркменам. Но все эти города и территории в итоге достались Узбекской ССР.

Причина, видимо, одна: Сталин знал, что участниками басмаческого движения чаще были не жители равнин, а горцы. Среди последних было много таджиков и киргизов, а потому этим народам Виссарионыч слегка не доверял. Узбеки, напротив, во время Гражданской войны преимущественно сохраняли спокойствие. Поэтому и получили самую большую республику.

Опять же, по сравнению с другими ССР, уровень репрессий здесь был довольно скромный: 100 тысяч человек с 1937-го по 1953-й год, из них только 13 тысяч получили высшую меру. В разы меньший Азербайджан пострадал гораздо больше.

Ко всему прочему, при относительно скромном европейском населении, здесь были очень высокие темпы индустриализации. И начало этому положил именно отец народов. В конечном счете в Узбекской ССР производили любую продукцию, от автомобилей до телевизоров, от сельскохозяйственной техники до самолетов. Только небольшое количество республик могло этим похвастать.

-4

По этой причине можно сказать, что Сталин неплохо относился к узбекам, и они оказались в числе первых выгодоприобретателей во время своего нахождения в составе СССР.