("Джейн берёт ружьё", Jane Got a Gun, 2015, США)
Не знаю, есть ли смысл задавать сегодня Гэвину О'Коннору вопрос: "Извините, сэр, но что это за странный Дикий Запад случился у вас между шедевральным "Воином" и замечательной "Расплатой"?". Потому как, чую, он всё равно не ответит. А если даже ответит, то заведёт какую-нибудь заезженную пластинку про "Эй, я все-таки художник, я хочу быть многогранным, я хочу удивлять своих поклонников..." и так далее, и тому подобное.
Тем не менее сложно назвать "Джейн берет ружье" поиском творческой личностью чего-то нового, яркого и неординарного. Особенно в рамках вестерна.
Хотя, надо признать, что один поворот-нежданчик в этой истории всё-таки есть. Как и суровый дикозападный драматизм, не дающий персонажам распускать нюни и опускать руки даже в большой беде.
Ну и еще, пожалуй, удивляет усатый Юэн Макгрегор в роли, - внезапно! - главного злодея Бишопа. Довольно непривычной для него, известного добрячка-джедая. Правда, разыграться и "щегольнуть" в этом образе на всю катушку Юэну уже не дадут. Разве что так, попозор... попозировать перед камерой, да озвучить пару-тройку дежурно-злодейских монологов.
Увы, но всем остальным, в том числе главными героями, фильму хвастаться не приходится. При всём уважении к Портман и Эдгертону, здешние образы у обоих довольно незамысловатые и скучные. Вдобавок две трети сюжета их герои-фермеры будут выяснять друг с другом отношения, почему же у них так и не сложилась в прошлом семейная жизнь. И лишь пара-тройка выстрелов в негодяев по ходу этих споров, да суматошная, в потемках, и недолгая перестрелка в развязке - вот и всё, чем порадуют тут любителей вестерновой остросюжетности.
Так, может, с учетом всего этого уместнее было бы назвать "Джейн берет ружьё" мелодрамой?
И да, и нет. Потому что для мелодрамы в ней опять-таки нет ярких героев и бурления страстей. Да и Зло, которое в мелодрамах зрителю следует ненавидеть всеми фибрами души и тела, здесь слишком пресное. Да, оно присутствует - что ж, киваем, ставим галочку, имеем в виду. И всё.
Дошло до того, что одного из подручных Бишопа нам будут представлять как некоего чуть ли не инфернального монстра. А в итоге мы - упс! - так и не узнаем, какими такими деяниями он заработал эту свою репутацию.
Ёлки-палки, да неужто куртину и впрямь снимал тот самый Гэвин О'Коннор? Может, какая опечатка попросту в титры закралась?
Между тем начало у "Джейн берет ружьё" вполне себе вестерн-каноничное.
Вот у живущей тихо-мирно в глуши, фермерской семьи, - папы Хэма, мамы Джейн (Н. Эммерих и Н. Портман) и их мелкой дочурки Кэти, - возникают крутые проблемы. Однажды Хэм вернулся домой едва живой, потому что кто-то всадил ему в спину аж несколько пуль калибра .45. В процессе собственноручного извлечения которых Джейн выяснила пугающие новости: банда их с Хэмом давнего недруга Бишопа объявилась в этих краях. И велики шансы, что она нагрянет рано или поздно сюда, на ферму.
Делать нечего - спрятав Кэти у знакомых на соседней ферме, Джейн поехала оттуда к другому соседу, отшельнику Дэну (Д. Эдгертон). Коего она хотела уболтать взять в руки оружие и помочь ей с Хэмом обороняться. Или фактически ей одной, поскольку от полуживого Хэма проку в этом вопросе было мало.
Да только вот же облом-с: Дэн не уболтался. И не только отказался вооружаться, прыгать на коня и скакать за Джейн, но еще и нахамил ей. Хотя и неспроста, ведь в ходе их нелицеприятного разговора мы выясним, что когда-то в прошлом Дэн и Джейн имели тесное любовническое знакомство. Закончившееся, правда, уже не полюбовно, и с тех пор Дэн был на неё обижен. Не вусмерть, конечно, но где-то на уровне "Да пошла ты к такой-то матери - знать тебя не желаю!".
Впрочем, не настолько замысловата эта история, чтобы мы не догадались: конечно же, вскорости Дэн передумает и примчится к Джейн на крыльях соседской взаимопомощи (для начала). После чего и начнутся долгие экскурсы обоих в прошлое. На тему "А вот каким оно у нас было!" - "Да ни черта ты не знаешь! Вот каким оно было на самом деле!". Что, в принципе, тоже будет полезной драматической информацией. Однако сюжетный темп эти их дружные флэшбэки собьют напрочь, и по-настоящему захватывающих сцен в фильме останется в результате шиш да маленько.
***
В общем, отчасти соглашусь: можно оправдать неудачи фильма тем, что его съемочная судьба была трудной - из-за сплошных скандалов в проекте был натуральный проходной двор режиссеров, актеров и операторов.
Но, с другой стороны нам-то, зрителям, какое до их разборок дело? Если вдруг подерутся виноградари, и по этой причине их вино окажется мерзопакостным, винолюбы вряд ли согласятся войти в их положение и отзываться об их продукте толерантно.
Поэтому и я не буду юлить: "Джейн берет ружье" - всего-навсего простенькая мелодрама в декорациях вестерна, не более. С неплохой дикозападной "картинкой", но скучным содержимым "санта-барбарного" характера. И интересной она может быть разве что поклонникам вышеупомянутых актеров, но не поклонникам сурового дядьки-режиссера Гэвина О'Коннора, создателя великолепных фильмов "Воин" и "Расплата". Тех, которые, в отличие от этой скукотени, уж точно хочется регулярно пересматривать.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):