27 августа прошел фестиваль «Шаг к кино» в Культурном центре «ЗИЛ». Было большое количество лекций от VHS до заработка на сериалах, а также показы фильмов и их обсуждение.
Из всего разнообразия активностей я решила посетить лекцию «Основы плёночной фотографии» Кирилла Войнова. Спикер рассказал о разновидностях пленочных фотоаппаратов, самой плёнки, последовательности съемки и деталях пост-продакшена.
Возможно, вы задумывались, стоит ли заняться этим видом искусства? Чем пленка отличается от обычной фотографии? И что выбрать? Давайте посмотрим на преимущества и недостатки пленочной съемки.
Преимущества пленочной фотографии
- Наличие оптических и физических несовершенств (halation – ореол, bloom – свечение, grain – зернистость). Плёнка предоставляет уникальный опыт. Она портит изображение, но делает это со вкусом.
- Цветовые характеристики пленки – каждый производитель пленки уже закладывает определенные цветовые решения. Это может быть и недостатком, если вы ищете собственный стиль. Также их сложно изменить на пост-продакшене.
- Динамический диапазон и мягкость компрессии светов. То есть, при динамическом диапазоне пленка может вмещать в негативе большое количество информации, даже при сложных контрастных сценах. Мягкость компрессии влияет на сканирование – можно восстановить информацию цвета. Редко будет такое, что у вас белое пересвеченное пятно.
- Широта интерпретации материала – большое количество комбинаций типов пленки и вида сканера.
- Присутствие физического тела объекта – фотографию можно потрогать, покрутить в руках, никуда она от вас не денется.
Недостатки пленочной фотографии.
- Физическое и химическое состояние пленки. Эти свойства могут варьироваться в зависимости от условий, которые мы не можем контролировать – условия хранения, срок годности, проход пленки через x-ray). И все это влияет на конечное изображение.
- Оптические характеристики сканера – разные виды сканеров по-своему меняют изображение, влияют на него
- «Улучшайзеры», удаляющие пыль и царапины. Иногда используют очень точные сканеры, которые автоматически убирают пыль и царапинки с фотографий. Удаление не проходит бесследно и будет влиять на изображение.
- Индивидуальные коррекции, введенные оператором – как с цветовыми решениями, про которые писала выше.
- Ограниченность коррекций на пост-продакшене – только tiff и raw
Если вы уже уверены, что хотите начать разбираться в пленочной фотографии, поздравляю! Исследовать новые виды искусства – это очень круто. Пройдемся по последовательности съемочного процесса. Это поможет избежать распространенные ошибки.
- Проверьте открыта ли крышка объектива, корректно ли работает счетчик кадров, слышна ли работа затвора, корректно ли выставлены настройки экспозиции.
- Для замера экспозиции (= оценки, насколько яркое изображение) вы можете использовать ваш телефон. Например, приложения lux, nossaflex, lightme.
- Производите замер по неглубоким теням. В среднем вы получите более детализированное изображение с мягкой компрессией светов и слабым контрастом.
- В сюжетах с смешанным освещением используйте пленку с индексом T (tungsten light), предназначенную для съемки с лампами накаливания.
Удачи в съемке!